Вода уходить не спешит
Пик высокой водности на реках, впадающих в Байкал, и притоках Ангары пройден. Тем не менее с холостыми сбросными расходами вынуждена работать не только Иркутская ГЭС, но и Братская, Усть-Илимская и Богучанская станции. Диапазон регулирования уровня Байкала при этом расширен как раз на случай большой воды, которая пришла в нынешнем году. Однако Енисейское бассейновое водное управление, устанавливая сбросные расходы Иркутской ГЭС, вынуждено балансировать между рисками подтоплений в нижнем бьефе станции и в прибрежных населённых пунктах Республики Бурятия и необходимостью обеспечить свободную ёмкость на случай паводка в следующем году.
«Продолжением дождливого пояса стали южные территории Дальневосточного федерального округа: Республика Бурятия, Забайкальский край, Амурская область, юг Хабаровского края, Приморский край. Здесь местами за месяц выпало более 2,5–3,0 норм осадков», – гласит обзор основных погодно-климатических особенностей на Северном полушарии Земли за май 2021 года, который опубликовал Гидрометцентр России. Схожая ситуация наблюдалась в Бурятии и Забайкалье в июне: месячные нормы превышены в полтора-два раза. Немногим менее дождливыми на территории, на которой находится значительная часть водосборного бассейна Байкала, оказались июль и август. Значительное количество осадков выпало и в Монголии, где берёт начало Селенга, дающая до половины притока в озеро.
Это обстоятельство не замедлило сказаться на заполнении Байкала. Начальник Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Азат Насыров сообщил, что в течение лета полезный приток в озеро и Братское водохранилище превышал среднемноголетние значения на 30–60%. За три месяца Байкал набрал 88 см – то есть в него поступило примерно 33 кубических километра воды. Даже с учётом сбросных расходов Иркутской ГЭС. Более того, если 10 мая (в день, после которого началось заполнение озера) уровень составлял 456,20 м в Тихоокеанской системе высот, то к 16 сентября он достиг 457,21 м ТО. Такие данные – усреднённые цифры, полученные с нескольких наблюдательных постов, – приводит Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
В Иркутском УГМС, в свою очередь, ожидают, что в течение сентября уровень Байкала повысится на 3 см и составит 457,23 м ТО. То есть за год амплитуда составит 1,03 м. Для сравнения: в экстремально многоводном 1973 году, летом которого чрезвычайно высокий приток в Байкал совпал с сильнейшим дождевым паводком на Иркуте, разница между минимальной и максимальной отметками достигла 1,83 м. Тогда нормальный подпорный уровень водохранилища Иркутской ГЭС, который составляет 457 м ТО, был превышен на 38 см. Чтобы пропустить лишнюю воду и создать свободную ёмкость на следующее лето, станция тогда до конца года работала со сбросными расходами около 3000 кубометров в секунду. Сейчас они составляют 3600 кубов ежесекундно: 2500 проходят через гидроагрегаты, 1100 – через холостые водосбросы. Такой режим работы станции Енисейское БВУ задало с 3 по 30 сентября, предусмотрев возможность его оперативной корректировки при прохождении дождевых паводков на Иркуте. «С сопоставимыми расходами мы работали в 2008 году, подобное было в 1973, 1985 и 1988 годах», – рассказал руководитель территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области Михаил Людвиг.
Двустороннее затопление
Например, с 12 по 29 августа 2008 года Иркутская ГЭС в среднем ежесекундно пропускала 3200 кубометров, 392 из которых были холостыми. При этом в нижнем бьефе станции было отмечено подтопление дачных участков. Точные цифры тогда не звучали. Сегодня в границах города подтоплен 131 участок, на котором расположены 64 дачных дома. В наибольшей степени пострадал Елизовский остров, который вода покрыла целиком. Отдельные участки затопило на Юности и Конном. «Всего с начала лета поступило почти 500 обращений от жителей Свердловского, Правобережного и Ленинского округов, которые тем или иным образом столкнулись с этой проблемой, – отметил заместитель мэра Иркутска Андрей Южаков. – Больше всего вызывает опасения, что вода не везде ушла. Более того, влагонасыщение почвы достаточно высокое. И от того, как будут развиваться события в сентябре-октябре, будет зависеть состояние этих домов на следующий год. Понятно, что, если они уйдут в зиму с высоким уровнем воды, ущерб будет значительный».
Вдобавок весной талыми и грунтовыми водами затопило около 400 участков в Иркутском районе и 200 в Шелеховском. «В Иркутском районе вводился режим чрезвычайной ситуации, – напомнил заместитель начальника Главного управления МЧС России по Иркутской области – начальник управления гражданской обороны и защиты населения Евгений Гоголев. – В Иркутске и Шелеховском районе он продолжает действовать. Мы особое внимание уделяем проведению комплекса превентивных мероприятий в этот пока тёплый осенний период, чтобы максимально и в полном объёме территории населённых пунктов были подготовлены к весенне-летнему паводкоопасному периоду. Это обустройство водоотводных канав, их восстановление и, если брать территорию Шелеховского района, понижение уровня воды в карьерах, которые находятся непосредственно в границах населённых пунктов». Гидрологическую обстановку в нижнем бьефе Иркутской ГЭС держат на особом контроле. Есть договорённость с Енисейским БВУ о том, что в случае ливневых дождей и повышения уровня воды в Иркуте сбросные расходы станции могут снизить.
«Это будет катастрофа»
«Если прогноз на сентябрь не будет превышен, то и расходы, скорее всего, не будут увеличиваться», – заметил Людвиг. Бурятский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды утром 20 сентября приводит данные с наблюдательного поста в селе Турка, согласно которым уровень Байкала понизился до 457,19 м ТО. Иркутская ГЭС по-прежнему ежесекундно сбрасывает 3600 кубометров воды. Однако после того, как наступят холода, расходы, в отличие от 1973 года, придётся существенно снизить. Причина – застройка на восточном побережье Байкала и в большей степени в нижнем бьефе Иркутской ГЭС, где появилось множество объектов, которых не было полвека назад.
В конце сентября прошлого года, когда вода в озере находилась на отметке 457,12 м ТО, представители Бурятского научного центра СО РАН зафиксировали затопление части дельты Селенги, Чивыркуйского перешейка и побережья заливов Провал и Черкалов Сор, а также подмыв насыпи автотрассы Улан-Удэ – Баргузин. Это произошло вследствие заплеска волн во время осенних штормов. В связи с этим учёные и активисты из Бурятии предложили вернуться к метровой призме регулирования уровня Байкала, которую правительство России установило в 2001 году: минимально допустимая отметка составляет 456,0 м ТО, максимально разрешённая – 457,0 м ТО.
Учёные из Иркутского научного центра СО РАН не раз доказывали: удержаться в таких пределах можно только в условиях средней водности. Во время экстремального маловодья 2014–2017 годов зимой уровень Байкала опускался ниже 456 м ТО даже при минимально возможных сбросных расходах Иркутской ГЭС в 1300 кубометров в секунду. В силу этого правительство России дважды принимало временные постановления, по которым диапазон расширяли. Они действовали до конца 2020 года. В нынешнем году правительство было вынуждено снова предпринять такой шаг. Согласно постановлению, которое было подписано в апреле, минимально допустимая отметка в условиях маловодья составляет 455,54 м ТО, максимальная, установленная на случай прихода большой воды, – 457,85 м ТО.
В том, что 2021 год оказался многоводным, сомневаться не приходится – в Иркутском УГМС говорят о паводке обеспеченностью 1%. То есть о таком событии, которое случается раз в столетие. «Это не говорит, что через сто лет опять будет такой приток, – объяснил Насыров. – В течение этого периода он может и в следующем году повториться. Это некая вероятностная характеристика наступления того или иного явления». Как бы то ни было, Енисейскому БВУ приходится учитывать и риски для населённых пунктов на берегах Байкала, и угрозу подтоплений в нижнем бьефе Иркутской ГЭС. Последнее обстоятельство чётко диктует: во время ледостава на Ангаре расходы станции не должны превышать 1700 кубометров в секунду, после этого их можно будет увеличить до 2500 кубов ежесекундно. «Если при сегодняшнем уровне [Байкала] и расходах 3600 уйти в зиму – это будет катастрофа для нижнего бьефа, – подчеркнул Людвиг. – В районе Усолья-Сибирского к уровню Ангары добавится полтора метра».
Карта ещё не сыграла
Тем временем продолжается работа по определению границ зон затопления и подтопления территорий на побережье Байкала и в нижнем бьефе Иркутской ГЭС, начатая в 2016 году под эгидой регионального министерства природных ресурсов и экологии. Среди прочего исследования проходят на участке побережья Ангары длиной около 100 км, который тянется до устья Белой в Усольском районе. Здесь в зоне риска находятся 400 населённых пунктов, причём список могут изменить по предложениям местных администраций. Зоны затопления определены у 331 из них, сведения о 195 уже внесены в Единый государственный реестр недвижимости. В 2021 году 7 млн рублей направлено на определение границ зон подтопления и затопления в нижнем бьефе ГЭС, 29,7 млн рублей – на исследования в Иркутском, Слюдянском и Ольхонском районах. Работы должны быть завершены до 1 ноября. На определение границ зон подтопления и затопления в целом отведён срок до конца 2023 года.
Аналогичную работу семь лет назад выполнили учёные из Института систем энергетики имени Л. А. Мелентьева СО РАН. Они определили и картировали зоны затопления в нижнем бьефе Иркутской ГЭС. Обстановка, сложившаяся летом и осенью 2021 года, во многом подтвердила их выводы. Один из них заключался в том, что при сбросных 3000 кубометров в секунду в зоне риска в Иркутске оказываются почти 150 га территории, на которых находятся лодочные станции в районе Верхней Набережной и в посёлке Боково, торговый центр «ЯркоМолл», станция и локомотивно-вагонное депо детской железной дороги вместе с другими объектами на острове Юность, Иркутский речной порт и ремонтно-эксплуатационная база Восточно-Сибирского речного пароходства, дачи на Елизовском, Кривом, Комсомольском, Конном и Поповском островах, а также частные дома в прибрежной зоне в районе Жилкино, Боково и Батарейной.