Лев Дамешек: «Российская Империя вела продуманную окраинную политику»
Интерес к феномену российской государственности в последнее время растёт. В сентябре 2021 года всё историческое сообщество отметит 300-летие образования Российской Империи. Конференции, посвящённые этому событию, пройдут по всей России. Имперские чтения готовит и кафедра истории России исторического факультета Иркутского государственного университета. Специалисты кафедры выпустили учебное пособие «Очерки историографии Сибири эпохи империи (XVIII – начало XX в.)». Сейчас готовится большое издание «Сибирь в системе имперского законодательства». О том, как образовалась Российская империя, об особенностях её 300-летнего существования и отражении этого феномена в современности «ВСП» рассказал доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России ИГУ Лев Дамешек.
Особенности «континентальной империи»
– Российская Империя, образованная в сентябре 1721 года, сыграла исключительно важную роль в мировой политике, – говорит Лев Дамешек. – В те времена она была одной из ведущих экономических держав мира. Вклад населения и государства в развитие мировой культуры, науки, образования, искусства неоспорим. Изучению империй сегодня уделяется исключительное внимание, потому что они играли решающую роль в жизни европейских стран в 18, 19 веках и начале 20 века. Крупнейшими империями были Английская, Французская и Османская. Но это так называемые «колониальная империя». А есть и иное понятие – континентальная империя. Это так называемая «протяжённая империя», которая расположена на территории 1-2 материков. Классическим примером такой империи является Россия, территория которой располагалась на европейском и азиатском материках. Этот факт имеет самое непосредственное отношение к сегодняшнему дню. Европейско-азиатское строение, которое возникло в России примерно в середине 16 века, после завоевания Казани и включения её в состав Российского государства, мы наблюдаем и сегодня.
По мнению профессора, сам факт включения народов Поволжья в состав России оказал исключительное влияние на внутреннюю политику государства. И отголоски этого мы видим и в современности. «Во-первых, в состав Российского государства, которое к тому времени уже исповедовало православие, вошло государство с развитой экономикой, иным языком, а главное – с иной религией. Это был ислам, – рассказывает Дамешек. – Мы и сейчас видим, что исламский фактор играет существенную роль в России. Возьмите взаимоотношения федерального центра с Татарстаном, Кавказом. Для Российской Империи в эпоху Ивана Грозного включение такого государства в состав страны играло исключительно значимую роль. Это был бесценный опыт выстраивания отношений с национальными окраинами. Что такое Российская Империя начала 20 века? Это страна площадью примерно 22 миллиона квадратных километров. И тогда, и сейчас Россия – самая крупная в территориальном отношении страна Европы и мира. В тот период времени так называемое имперское ядро, зона расселения великорусской нации, в процентном отношении было очень небольшим. Из этих 22 миллионов квадратных километров только 20% составляло имперское ядро. А 80% – это так называемые окраины. Когда мы говорим о 80%, мы должны понимать, что в 22 миллиона квадратных километров входили Польша, Финляндия, весь Кавказ, Средняя Азия, Казахстан, Западная и Восточная Сибирь и Дальний Восток. А в 1914 году появилось ещё одно понятие в связи с 300-летним юбилеем Дома Романовых, праздновавшимся в 1913 году (в 1613 году Михаил Фёдорович Романов взошёл на престол). Появляется понятие «Азиатская Россия». Это не случайно. Это Азия, но это часть России. Любая империя – это многонациональное государство, и целостность его зачастую зависела от продуманной внутренней политики. Национально-освободительные движения в Англии, Франции, Османской империи привели в конечном итоге к распаду империй. Россия имела собственную национальную политику, определённую особенностями империи».
– Население России на начало 20 века – примерно 178 миллионов человек. Это данные по материалам переписи, – говорит профессор. – Из них русские, табельная нация, составляли отнюдь не большинство, а всего лишь 44%. Из 56% других национальностей 18% – украинцы, примерно 6,5% – поляки. На четвёртом месте примерно с 4,5% – евреи. А остальные – народы Кавказа, Средней Азии и другие, около 1,7%. Если говорить о коренных сибирских народах, то на первом месте, значительно превосходя остальных по численности, шли буряты. На втором месте – якуты. Разрыв между бурятами и якутами был значительный, а между якутами и эвенками – просто катастрофический. В целом же население России в то время – это примерно 200 языков и наречий. И представьте, это было единое государство.
Пётр, дача и Мальборо
1721 год стал решающим в истории государства. Российская Империя образовалась в сентябре этого года в результате победы России над Швецией. Это была знаменитая Северная война, самая длительная война в истории России – она продолжалась 21 год. По окончании Правительствующий сенат преподнёс Петру I императорский титул с присовокуплением титулов «Великий» и «Отец Отечества». И с этого момента ведёт своё начало империя.
– Я должен сказать, что изменение статуса государя – это непростое дело. Оно требует признания со стороны других государств, – отметил Лев Дамешек. – Например, Турция отказывалась признать за Петром I титул императора и сделала это только в 1772 году, во время правления Екатерины II, когда русские войска взяли Крым и открыто угрожали Турции. В практике российских дипломатических отношений это не первый случай. Например, в 1547 году впервые в истории Русского государства Иван IV, впоследствии Грозный, венчался на царство, тогда Польша тоже отказалась признать за русским царём этот титул, польские послы потребовали доказательств. Дьяки Московского посольского приказа были людьми очень неглупыми и весьма образованными. Они нашли блистательное доказательство. Все, конечно, слышали о шапке Мономаха. Дьяки посольского приказа, обосновывая принятие Грозным титула царя, написали полякам, что государь по примеру прародителей своих царственный венец принял и водрузил на себя шапку Мономаха.
Если вернуться к Петру и Ништадтскому мирному договору, положившему основу Российской Империи, то здесь всё не так просто. О договоре, конечно, говорится в школьных учебниках. Но не упоминается о самых важных статьях его – 4-й и 5-й. «Четвёртая статья более-менее известна. Шведский король Карл XII отказался от Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии (это Прибалтика и сегодняшняя Ленинградская область) и за себя, и за своих потомков, – говорит Лев Дамешек. – То есть все сегодняшние притязания на эту область абсолютно незаконны. Но была и статья № 5, принципиально важная. Ништадтский мирный договор был опубликован великим Михаилом Михайловичем Сперанским, памятник которому находится в центре Иркутска. Так вот, Ништадтский договор был опубликован Сперанским в Своде законов Российской Империи в 1830 году. Научная библиотека ИГУ этот Свод хранит. По пятой статье договора Россия, страна-победительница, обязалась выплатить Швеции два миллиона ефимков. Мы знаем, что деньги за поражение в войне обычно платит проигравшая сторона и эта плата называется контрибуцией. А тут всё наоборот. Для того, чтобы читатели поняли, что такое 2 миллиона ефимков, я приведу сопоставления. Ефимок – серебряная монета весом 28 граммов. 2 миллиона ефимков – это 56 тонн серебра. В России тогда благородные металлы не добывались. Давайте сопоставим 2 миллиона ефимков с бюджетом России того времени – 4 миллиона ефимков. Пётр заплатил Швеции половину государственного бюджета. Бюджет Швеции – 2 миллиона талеров. А талер и ефимок – это монеты примерно одного достоинства. То есть Пётр купил Прибалтику. Деньги действительно были Россией выплачены в строгом соответствии с договором, перечислены через голландские и английские банки и осели в Швеции».
Однако и это не самое главное. Значительная часть оборонного потенциала Швеции была расположена в прибрежной зоне. Россия до войны и до того, как Демидов основал свои железоделательные заводы на Урале, своего металла почти не имела и покупала его для литья тех же самых пушек в Швеции. И эти железоделательные предприятия на шведском побережье имели стратегическое значение. Пётр прекрасно понимал, что это потенциальные поставщики вражеской артиллерии. А ведь речь идёт о русском военно-морском флоте, который создал император Пётр I. Русский флот прекрасно проявил себя в сражениях, но в это время в Балтийском море находился и английский флот. А он считался лучшим флотом в мире. И Петру чрезвычайно важно было добиться того, чтобы английский флот убрался из Прибалтики.
«С русской стороны дипломатическими переговорами по заключению мира между Швецией и Россией руководили Яков Брюс и Андрей Остерман, ближайшие сподвижники Петра, крупные дипломаты, – рассказывает профессор. – С английской стороны – Джон Черчилль, герцог Мальборо. Уинстон Черчилль – его потомок в девятом поколении. Герцог Мальборо был талантливым полководцем и политиком, но невероятным интриганом. От него зависела позиция военно-морского флота Англии. Мне доводилось читать переписку Петра Первого с Брюсом. И Пётр пишет: «Не чаю, чтоб Мальбруха дачею склонить, понеже чрез меру богат; аднако ж обещать тысячь около двухсот или больше…» Дача – это взятка по тем временам. Я не знаю, была ли осуществлена операция, взял ли Мальборо взятку. Но английский флот после предварительных переговоров из Прибалтики ушёл». Когда русский флот остался один, Пётр обрушился на шведское побережье, русские разбили шведский флот в битве при мысе Гангут в 1720 году. Это одна из крупнейших побед русского флота. Захват шведского побережья и железоделательных предприятий сыграл важную роль в судьбе империи.
«Русское государство стало очень мощным, оно имело прекрасную армию и лучшую артиллерию в мире, – говорит Лев Дамешек. – В значительной мере это обеспечило победу под Бородином и конец Наполеона. Эта артиллерия была создана при активном участии Андрея Александровича Аракчеева. Аракчеева считают реакционером, но нужно разделять: одно дело – внутренняя политика, другое дело – работа по укреплению оборонной способности государства. Варварскими способами достигались эти результаты. Зарядят пушку двойным, четверным зарядом пороха и говорят: «Стреляй!» Разорвёт ствол, погибнет расчёт орудия. Не разорвёт – хорошо сделана пушка, будем запускать в производство. Но зато во время Бородинского сражения эта тяжёлая артиллерия сыграла исключительную роль в разгроме атак французской армии. И эта практика наблюдалась и впоследствии».
Византийский орёл, Андреевский флаг и Третий Рим
Образование империи способствовало выработке её идеологии, эту идеологию Русская православная церковь исповедует и сегодня: «Москва – Третий Рим». Это один из основных идеологических постулатов, который появился в конце 15 века, накануне присоединения Казани. В 1453 году пала Византийская империя, откуда Россия восприняла православие. Русские богословы, знаменитые старцы Зосима и Филофей, разрабатывают идеологию «Москва – Третий Рим». Филофею принадлежит фраза: «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать». В результате Москва унаследовала и друзей, и врагов Византии. Знаковым был 1480 год – это знаменитое стояние на реке Угре, противостояние хана Ахмата и Ивана Третьего. «Иван Третий для средневекового русского государства – то же самое, что Пётр для России нового времени, – говорит Лев Дамешек. – После победы над ханом Ахматом Русь становится свободной и дань никому не платит. И тут есть ещё одна чрезвычайно важная деталь, отголоски которой мы наблюдаем сегодня в государственной символике. Появляются герб, знамя и государственная печать. В центре герба – двуглавый орёл, этот герб из Византии привезла вторая жена Ивана III Софья Палеолог. А вот российский триколор был привезён Петром Первым из Голландии и долгое время служил в качестве флага русского торгового флота. А военно-морской флаг России – это знаменитый Андреевский флаг, белое полотнище с голубыми полосами. Орден Андрея Первозванного – это высший орден нашего государства, так было и в царской России. По православной традиции он считается покровителем мореплавателей. Тогда же появился и государственный флаг Российской Империи, который сохранялся до начала 20 века, – с белой, жёлтой и чёрной полосами. Жёлтое, золотое – символ государственности. Белый цвет – знак веры, верности православию. Чёрный – сила. Получается, символика такова: сильное, богатое православное государство. И вот на современном флаге сохранился белый цвет, сохранился и двуглавый орел. Это уникальный символ. Когда великая Римская империя разделилась на западную и восточную, на будущую католическую Италию и православную Византию, и запад, и восток хотели быть наследниками великой традиции. Тогда и появляется двуглавый орёл, который смотрит на запад и восток, на католический Рим и православную Византию. Тогда же в центральной композиции герба появляется всадник, поражающий копьём змея. Он появился после 1480 года, когда Россия освободилась от татаро-монгольского ига. По православной традиции всадник, поражающий копьём змея, означает только одно – государство свободно и дань никому не платит».
Имперское ядро и окраины
Сибирских учёных особенно интересует так называемая «окраинная политика» Российской Империи, просуществовавшей более 300 лет. «Понятие «окраинная политика» когда-то ввела именно наша кафедра истории России, – говорит Лев Дамешек. – Эта политика позволяла государству жить как единое целое с учётом региональных особенностей. Для народов Сибири, инородцев, были созданы условия, чтобы нормально существовать в составе империи. Инородцы – это не уничижительное наименование. Это сословие, то есть группа лиц, права и преимущества которых закреплены в законе. Например, дворяне как сословие были освобождены от налогов. А священнослужители не подлежали телесному наказанию. Инородцы как сословие освобождались от службы в армии, налоги, которые они платили, были в семь раз меньше, чем для русских крестьян. Долгую устойчивость империи обеспечивала одна характерная особенность – опора на местные элиты. Эти элиты пользовались такими же правами, как и русское дворянство. Все грузинские князья получили дворянские титулы и были такими же дворянами, как русские Оболенские, Голицыны. То же самое с прибалтийскими баронами. В результате местная элита поддерживала власти. Аналогичная ситуация была и в Сибири. Хотя у якутов, бурят дворянства не было, но князцы, родоначальники, тайши, старосты пользовались привилегиями. Их награждали грамотами, им давали льготы. Эта политика была традиционной и обеспечивала устойчивость империи».
Для Российской Империи, как и для других империй, была характерна внешняя политика, направленная на расширение территории. Нашей стране было важно обеспечить себе выход к незамерзающим портам. Поэтому политика Петра I по овладению Азовом, знаменитые азовские походы – были совершенно верными. Нужно было обеспечить безопасность государства при соперничестве с другими странами. Политика экспансионизма, в которой обвиняют Россию, имела некоторые особенности. Она очень часто сочеталась с колонизационными методами, то есть с земледельчеством. Часто говорят о завоевании Сибири, но во время появления здесь русскоязычных колонистов на 10 миллионах квадратных километров Сибири проживали примерно 200 тысяч человек населения. Что тут можно было завоёвывать, когда на абсолютном большинстве территорий Сибири ещё не ступала человеческая нога. Потому правильно говорить о присоединении Сибири к русскому государству, которое имело и военную сторону, но по преимуществу колонизационную. Под колонизационной историей мы имеем в виду земледельческое освоение Сибири. Все источники свидетельствуют, что в середине 19 века аларские, нижнеудинские буряты, проживающие в Иркутской губернии, стали настоящими поставщиками хлеба. Бурятские роды производили не меньше хлеба, чем русские крестьяне. Поэтому можно говорить, что Российская Империя проводила очень продуманную колонизационную политику, что обеспечивало устойчивость государства. Все эти вещи нужно детально изучать и осмысливать.
Имперские чтения кафедра истории России намерена провести в конце сентября – начале октября. География публикаций сотрудников кафедры, посвящённых различным аспектам изучения имперской России, – Санкт-Петербург, Екатеринбург, Томск, Барнаул, Омск, Новосибирск, Иркутск, Чита, Якутск. «Нам важно глубоко изучить и понять, каковы были особенности внешней и внутренней имперской политики России на протяжении этих 300 лет, и попытаться увидеть, какие её черты сохранились в современности, были переданы потомкам. Я уверен: продуманные решения, созданные в интересах конкретных территорий империи, могут устоять на протяжении очень долгого времени», – считает Лев Дамешек.