Аврал на «Ангаре»
Один из старейших в мире ледоколов впервые за 30 лет капитально ремонтируют
Нос и шлюпочную палубу ледокола «Ангара», на которые долгое время не было доступа, откроют для иркутян после того, как 20 ноября завершится капитальный ремонт судна. Выставочное пространство расширят и за счёт восстановленной каюты капитана, а рубку из стальных листов, установленную в конце восьмидесятых, заменят исторической деревянной. Борта и металлические поверхности, в свою очередь, защищают от коррозии и перекрашивают, пришедшие в негодность детали заменяют. Следующим шагом к реставрации 121-летнего судна, которое было восстановлено в 1988–1990 годах, должно стать его детальное обследование. Дело лишь за финансированием.
«Очистить металл от разрушенных окрасочных слоёв, провести мероприятия по защите поверхностей металла от деструкции, восстановить отделочные слои. Заменить металлические заглушки труб, внутренние доступные поверхности зачистить, обработать от коррозии, окрасить. Устранить протечки заменой вышедших из строя элементов», – это лишь 3 из 26 предложений, которые по итогам осмотра технического состояния ледокола «Ангара» в феврале 2020 года выдвинула комиссия, состоявшая из сотрудников Иркутского областного краеведческого музея и специалистов научно-исследовательской проектной реставрационной фирмы «Наследие». Они касаются световых надстроек, иллюминаторов, мачты с марсом, выхлопных труб и воздухозаборников, а также дымовых труб и металлических коробов поздней постройки соответственно.
Зачистить, закрасить, заменить
Время не пощадило и другие металлические конструкции, не говоря уже о деревянной отделке – всё же ледокол, спущенный на воду в 1900 году, капитально не ремонтировали с тех пор, как в конце восьмидесятых годов прошлого века его восстановили под эгидой Иркутского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Через 31 год после того, как завершилась реставрация, решено вновь провести ремонтные работы. Их исполнителем по итогам аукциона, проведённого весной, стало ООО «СК ФАСАД» из Улан-Удэ – единственный участник торгов. Стоимость контракта с ним, который заключили 29 апреля, составила чуть меньше 6,2 млн рублей, выделенных из областного бюджета. Ремонтировать «Ангару» начали 1 июня.
– Работы получились очень спрессованными по времени: их надо проводить летом, когда солнечно, – рассказывает директор Иркутского областного краеведческого музея Сергей Ступин. – Солнечных дней в этом году было не так много, но мы идём по графику. Две недели назад мы говорили, что пятьдесят процентов ремонта уже выполнено. Сейчас, наверное, уже шестьдесят.
– Думаю, даже семьдесят, потому что основные работы были связаны с очисткой и покраской палуб и бортов, – добавляет заместитель директора музея по административно-хозяйственной работе Наталья Исайченко.
Самый большой по площади участок работ – левый борт, обращённый к плотине Иркутской ГЭС (правый сотрудники музея уже отремонтировали собственными силами). Его нужно было очистить от старой краски, обработать антикоррозионным составом и покрасить заново. Того же самого потребовали поверхность прогулочной палубы и потолок прогулочной галереи, погрузочный механизм и кнехты плюс вспомогательные швартовочные механизмы в носовой части судна, а также наружные системы канализации ледокола, идущие по правому борту, и металлические поверхности надстроек, иллюминаторов, световых люков и флагштока. На шлюпочной палубе помимо надстроек и тому подобных конструкций потребовался ремонт выхлопных и дымовых труб, воздухозаборников, шлюпбалок и лееров. Сложнее всего оказалось очистить мачты от краски – промышленным альпинистам нужно было как-то поднять туда пескоструйный аппарат. «Даже если день погожий, люди работали в респираторах типа противогазов, – объяснят Ступин. – Это жутко: фильтры забиваются, человек потом обливается. Вроде погода позволяет работать непрерывно, но нужны технологические паузы».
Если большинство металлических деталей достаточно было очистить от краски и ржавчины, а затем перекрасить, то стойки ограждения на прогулочной и шлюпочной палубах, которые тоже подвержены коррозии, было решено ревизовать и при необходимости заменить. Под замену попали и пластиковые двери по обоим бортам, ведущие в кают-компанию. Вместо них установили металлический дверной блок, аналогичный тому, который был на «Ангаре» изначально.
Стремлением воссоздать исторический облик во многом продиктован и демонтаж металлической рубки, расположенной на шлюпочной палубе на носу ледокола. Её, сваренную из стальных листов и укреплённую минеральной ватой, поставили при восстановлении ледокола в конце восьмидесятых. За прошедшие три десятка лет металл проржавел, оконные и дверные блоки из дерева прогнили, а внутренняя отделка пришла в негодность. Как следствие, было решено демонтировать конструкцию и взамен воссоздать историческую деревянную рубку, в которой организуют ещё одну экспозиционную площадь.
Принцип расширения
Выставочное пространство, к слову, расширят и за счёт отремонтированной капитанской каюты. «Раньше в нашем распоряжении были только кают-компания, машинно-котельное отделение и выставочный зал, где мы показывали фильмы и проводили мероприятия, – отмечает заведующий отделом ИОКМ «Ледокол «Ангара» Иван Беспалов. – Ещё палуба, но не вся: на нос проход был закрыт из соображений безопасности, оставались только борта и корма». Поскольку прогулочную палубу решено отремонтировать, двери из стальных прутьев, с помощью которых ограничивали доступ на нос судна, уберут. Пока их просто открыли для журналистов.
Доступной сделали и шлюпочную палубу, на которую посетители музея раньше вообще не могли попасть. Трап, ведущий на неё, покрыли защитным составом от ржавчины и перекрасили, внутреннюю отделку комнаты, в которой он расположен, восстановили по историческим фотографиям. Металлическую поверхность шлюпочной палубы, в свою очередь, герметизировали с помощью мастики, чтобы влага через микроповреждения не могла попасть во внутренние помещения ледокола. Сверху уложили деревянный настил. «По ходу дела выяснилось, что в некоторых местах металлическое покрытие, скажем так, не было статичным, – говорит генеральный директор ООО «Маркетстрой» Олег Михайлов. – То есть прогибалось. В свете этого появилось решение: уложить настил не на сами перекрытия, а сначала наварить шпильки и накрутить на них лаги, на которые накладывается финишное покрытие». Настил сделали из первосортного дерева хвойных пород. Доски покрыли тремя слоями льняного масла, позже их покрасят в тёмно-коричневый цвет.
Столярные работы этим не ограничатся: только на верхней палубе меняют деревянный планширь – идущий по верху фальшборта горизонтальный брус, который на суше играл бы роль верхней планки балконных перил. Сами шлюпки пока не трогают, но для защиты от осадков их решили накрыть низким тентом. На прогулочной палубе, в свою очередь, полностью меняют сцену, расположенную в корме, и поручни ограждения и фальшбортов, также сделанные из дерева.
Вопрос сотен миллионов
Ремонтные работы завершат к 20 ноября. На следующий день обновлённый ледокол полностью откроют для посетителей. «Этот ремонт – первый шаг к тому, чтобы привести наш уникальный объект в подобающее состояние, – заключает директор краеведческого музея. – Следующим шагом станет детальное обследование, которое будут проводить специализированные организации, имеющие опыт работы с судами. На его основе будет подготовлен проект реставрации, который проходит очень серьёзную экспертизу. Соответственно, выйдем на смету по реставрационным работам». Их стоимость пока не оценивают даже предварительно и приблизительно, но очевидно, что речь идёт о сотнях миллионов рублей. Средств областного бюджета здесь явно недостаточно – все его расходы на культуру в 2021 году, к примеру, не превышают 2,4 млрд рублей, из которых 247,8 млн рублей заложены на организацию деятельности государственных музеев.
«Статус регионального памятника не позволяет претендовать на федеральное финансирование, – добавляет Ступин. – Мы предпринимаем очень серьёзные шаги, чтобы внести объект в список федерально значимых. Дай бог, ещё подтянем кого-нибудь из меценатов». «Ангара» этого однозначно заслуживает – всё же это старейший сохранившийся ледокол в мире, не считая шведского Bore, который относится скорее к судам ледокольного типа.