издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Мне сказали, это большая удача – получить сертификат»

Фирма в Иркутске приглашает людей на бесплатную консультацию юриста, за которую в итоге клиенты оказываются должны сто тысяч рублей

В 107 тысяч рублей обошлась иркутянке Оксане Погодаевой двухчасовая юридическая консультация, которую сотрудники фирмы обещали провести бесплатно. Она не могла устроить свою младшую дочь в детский сад, поэтому в июле обратилась к людям, назвавшим себя юристами. Те пообещали помочь. Сразу после консультации Оксане дали подписать кредитный договор и документы, что работу юристов она уже приняла и претензий к фирме не имеет. По договору вышло: чтобы составить письмо в соцзащиту, с Оксаны взяли 50 тысяч рублей, за запрос в прокуратуру – 35 тысяч, в департамент образования – 15 тысяч.

Оксана рассчитывала осенью выйти на работу после декрета. В июне она узнала, что дочь Милана, которой в сентябре исполняется три года, не попала в списки детей, зачисленных в детский сад. Подруга посоветовала пожаловаться губернатору Иркутской области. В поисковике Оксана нашла сайт, как ей показалось, интернет-приёмной губернатора – там размещались фотография главы региона и инструкция, как к нему обратиться. Оксана ввела свои данные, в тот же день ей позвонили и пригласили на приём.

«До встречи мне перезвонили, напомнили о встрече и попросили взять с собой паспорт. Мне сообщили, что на телефон должен прийти код. Он даёт право воспользоваться льготой. Если честно, я так и не поняла, для чего нужен был этот код», – рассказывает иркутянка. Ей не с кем было оставить дочь, поэтому Оксана поехала к юристам с ребёнком.

Пообещали добиться места в детсаду, квартиры, пиломатериалов и льгот на услуги ЖКХ

Контора размещается в кирпичном офисном здании по улице Степана Разина, 27, в Иркутске. На первом этаже Оксану встретила администратор и попросила подождать в коридоре. Через пять минут посетительницу позвали в кабинет, в котором находились два молодых мужчины.

«Я рассказала, что не могу устроить ребёнка в сад. Юристы сказали, что мои права нарушены, место мне обязаны предоставить. Потом спросили, есть ли у меня квартира. Я сказала, что владею долей жилплощади. Они спросили, сколько у меня детей и какого они пола. Когда я сказала, что у меня сын и дочь, сотрудники объяснили, что разнополые дети по нормам должны жить в разных комнатах. К тому же на одного человека положено 19 квадратных метров, а у нас столько нет. Говорили, что мне также положены бесплатные пиломатериалы от государства, – говорит Оксана. – Они рассказывали очень уверенно, ссылались на законы. Один говорил, другой перебивал, что-то добавлял. Слушать их было трудно. Они постоянно отвлекались на телефоны, переговаривались между собой на посторонние темы. Выходили и заходили в кабинет – по очереди и вместе. Ещё я переживала за дочку, которая осталась в коридоре. Она не хотела сидеть со мной в кабинете, периодически прибегала и убегала».

Оксана просила сотрудников сначала решить вопрос с детским садом, ей это сейчас особенно нужно. А потом уже перейти к другим вопросам – жилью, пиломатериалам и льготам на услуги ЖКХ. Её убедили, что можно сделать запросы в разные ведомства одновременно и ждать ответы. Получив их, можно идти в суд, говорили юристы. Комплекс услуг для Оксаны сотрудники организации оценили в 102 тысячи рублей.

«Я сказала, что у меня нет столько денег. Мне ответили обтекаемо: «Банк-партнёр предоставит свои услуги». Тогда я не понимала, что речь идёт о кредите, так как это слово никто не называл. Меня отвели в кабинет неподалёку, девушка заполнила заявку, меня попросили подождать. Одному из парней стали приходить сообщения на телефон. Он сказал, что три банка одобрили мою заявку. Пришёл третий молодой человек и сказал, что будет представлять мои интересы в суде. Принесли документы и чеки. Мне нужно было подписать акты выполненных работ. Я попросила взять документы домой, подумать до завтра. Мне стали объяснять, что это большая удача, что мне достался их сертификат. Он выдаётся один раз в квартал, и будет обидно потерять такую возможность. Сказали, что нужно будет выплатить два первых взноса. Остальной долг я закрою за счёт денег, которые получу через суд»,– вспоминает Оксана.

Она говорит, что провела в офисе больше двух часов. За это время несколько раз ей приходила мысль уйти домой. Однако она осталась, подписала все документы на кредит и акты о том, что приняла работу юристов. «Я не понимаю, что со мной происходило. Чувствовала себя, как ватная. Всё было как в тумане. Мутное, заторможенное состояние», – говорит Оксана.

На следующий день состоялась вторая встреча с сотрудниками фирмы. Они попросили Оксану перенести приём, но та всё равно приехала в офис. На этот раз клиентку продержали в коридоре около 40 минут. Когда ей вынесли документы, которые должны были подготовить сотрудники, она нашла в них несколько ошибок в фамилиях её детей, был указан неверный адрес. Оценить, насколько правильно бумаги были оформлены с юридической точки зрения, она не могла, так как не разбирается в законах. Сотрудники сослались на то, что документы готовила стажёрка, и пообещали переделать.

«Я спросила у них, могу ли расторгнуть договор. Мне ответили, что это невозможно, так как уже проделана большая работа. Я сказала: «Ничего, что эту сумму – 102 тысячи – я буду выплачивать из детского пособия? Других доходов у меня нет». Один из них ответил: «Ничего, подужмётесь». Представляете, так и сказал: «Подужмётесь»! И добавил, что я всё равно собиралась выходить на работу, так что деньги на кредит у меня будут», – рассказывает женщина.

Оксана согласилась написать расписку о том, что получила полный комплект документов и претензий к компании не имеет. То есть она приняла работу, которую якобы выполнили юристы по договору. Во-первых, она не понимала до конца, что стопка небрежно составленных бумаг действительно обойдётся ей больше чем в 100 тысяч рублей. Во-вторых, считала, что ничего изменить уже нельзя.

«Предложили подписать 3 договора на сумму 125 тысяч рублей»

В августе Оксане пришло письмо от банка с графиком платежей. Она обнаружила, что кредит был оформлен не на 102 тысячи рублей, как в документах фирмы, а на 107 тысяч. Оксана позвонила в банк и спросила, откуда взялись пять тысяч долга. Сотрудники банка ответили, что к её кредиту подключена услуга информирования, которая стоит пять тысяч рублей. Оксана говорит, что не получала сообщения от банка. «Я спросила сотрудников банка, как мне могли выдать кредит, если у меня нет доходов никаких, кроме детского пособия. К тому же у меня нет кредитной истории, ведь я не брала кредиты раньше», – задаётся вопросом Оксана.

Кредитный юрист Игорь Льгов объясняет, что в этом нет ничего удивительного. Банки кредитуют и тех людей, у которых нет доходов, и тех, кто не имеет кредитной истории. Дополнительные услуги тоже могли подключить к кредиту, Оксана ведь согласилась с условиями и подписала документы. «Люди думают, что кредит можно взять только в банке. Но договор можно оформить через кредитного брокера, как в случае с Оксаной, – объясняет юрист. – В итоге получилось, что заработали все: сотрудники фирмы, кредитный брокер, банк. Одна Оксана осталась в проигрыше».

Оксана говорит, что в первые две недели после приёма у сотрудников фирмы почти не спала. Ночи проводила в раздумьях, чем платить кредит. К тому же старшего сына нужно было собирать в первый класс. èèè

«Никому про это не говорила, даже мама не знает, – говорит Оксана. – Конечно, потом уже я посмотрела отзывы об этой компании, узнала, что они многих обманули. Если бы прочитала отзывы сразу, не пошла бы к ним».

На иркутских форумах мы нашли десятки комментариев людей, которые тоже побывали на приёме в ИП «Постников», так называется эта фирма. Вот некоторые отзывы. «Обратились к ним в январе 2021, мама пенсионерка попалась на предложение о бесплатной консультации. За 14 тысяч сделали, как оказалось, юридически безграмотное исковое заявление, к тому же плохо напечатанное, видно, краска в принтере закончилась и всё, далее тупо занесли наши телефоны в чёрный список и перестали отвечать на звонки», – пишет аноним.

«Договор и акты выполненных работ составили быстро, деньги взяли, – возмущается пользователь Александр. – В моём случае «развели меня на бабки». Обидно. Все же понимают, что в такие компании обращаются юридически неграмотные и не богатые люди, для меня 50 тыс., которые я заплатил, это з/п за 2,5 мес.»

Кому-то из пострадавших удалось вернуть часть денег. «Мошенники. Предложили подписать 3 договора на сумму 125 тысяч рублей, заболтали. Загипнотизировали, я заключил договора оформив кредит на 125 тысяч на следующий день пришёл расторгать договор заявление не приняли расторгли через день, – делится своей историей Олег. – Деньги на расчётный счёт вернули в сумме 110 тысяч. 15 тысяч прикарманили. Говорят что они выполнили работу» (Орфография и пунктуация сохранены. – Авт.).

Игорь Льгов говорит: пока банк не перевёл средства на счёт компании, у человека есть возможность прийти в банк и отказаться от кредита. Тогда деньги останутся в банке и фирма их не получит. Обычно на пересылку средств уходит от одного до трёх дней. Поэтому сотрудники недобросовестных организаций стараются тянуть время. Например, Оксану просили перенести вторую после подписания договора встречу.

Юристам в Иркутске название этой организации – ИП «Постников» – хорошо известно. Раньше она работала как ИП «Гребенщиков». Юрист Павел Соколов подробно разобрался в схеме работы этих фирм. Потенциальные клиенты обычно сами оставляют контакты, заполнив анкету. Сайты недобросовестных фирм маскируются под государственные службы: там размещают фотографии должностных лиц, памятки, оформленные с гербами и флагами.

Затем человеку звонит оператор, назначает встречу, на которую просит взять паспорт. В офисе с клиентом обычно встречаются два сотрудника, представляются юристами. Но зачастую они не юристы вовсе, а менеджеры по продажам. Их задача – добиться, чтобы человек подписал договор. Если денег у него с собой нет, клиента отводят к кредитному брокеру, который находится поблизости. Естественно, выполнять обещанное клиенту сотрудники фирмы не собираются. Зачастую это и невозможно. Например, Оксане обещали, что через полгода она будет жить в квартире, полученной от государства.

Павел Соколов, к которому Оксана и обратилась за помощью, изучил её документы. Деньги из банка уже зачислены на счёт ИП, поэтому отказаться от кредита Оксана не может. Кроме того, она приняла работу и подписала финальную расписку о том, что работа сотрудников фирмы её полностью устроила и претензий к организации заказчица не имеет. Спустя два месяца она не может заявить, что передумала, и попросить вернуть деньги.

Юрист отмечает также, что в разговоре Оксане обещали решить все её проблемы разом: с жильём и льготами, детским садом и пиломатериалами. В договоре сотрудники фирмы используют другие формулировки: обязуются лишь отправить в государственные органы несколько запросов и не отвечают за результат.

По словам Павла Соколова, в работе с юристами следует обращать внимание на три вещи: навязчивую рекламу и предложения бесплатных услуг, отзывы в Интернете и предложение заключить сделку немедленно.

Юрист считает, что Оксану должно было насторожить то, что кто-то предлагает бесплатные услуги. Бесплатной может быть первичная беседа. Она помогает выявить, по адресу ли обратился человек (юристы делятся по специализациям), а также имеет ли юридический вопрос перспективы. Если специалист берётся за дело, он называет стоимость своих услуг, и стороны подписывают договор либо расходятся.

Прежде чем идти на приём, нужно посмотреть в Интернете отзывы. Если много негативных, вряд ли стоит обращаться к таким специалистам. Однако и одни положительные отзывы – тоже повод задуматься. Бывает, что компании, которые на рынке недавно, заказывают себе положительные отзывы.

Третий повод задуматься о добросовестности компании – спешка, которую сотрудники создают, чтобы клиент подписал договор. Например, Оксане говорили о том, что подписать договор нужно срочно, иначе пропадёт уникальный сертификат и их услуги подорожают. Юристы советуют не торопиться, взять документы домой. Там в спокойной обстановке изучить их и принять решение.

Оксана заняла денег у знакомых и погасила кредит в банке. Единственная возможность вернуть деньги для неё – обратиться в суд и попытаться отменить договор. Игорь Льгов отмечает, что для этого потребуется заказывать экспертизу. Она нужна, чтобы доказать: три запроса не могут стоить столько, сколько отдала за них Оксана. Однако в нашей стране стоимость услуг не регулируется какими-то нормами. Действуют рыночные отношения. Если человек согласился с условиями и подписал все документы, сложно повернуть всё назад. По словам Льгова, даже если решение будет принято в пользу Оксаны, сложно будет получить деньги с фирмы. Обычно ко времени вступления решения в силу счета недобросовестных организаций оказываются пусты.

Оксана решила не судиться с фирмой, а забыть о неприятном случае как о страшном сне. Она поделилась своей историей с читателями газеты. Возможно, кого-то её опыт убережёт от ошибок.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры