издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Здесь должна быть атмосфера родства и понимания»

Иркутский областной фонд Александра Вампилова отметил 25-летие

  • Автор: Наталья Сокольникова, Фото: Николай БРИЛЬ, из архива редакции

Утром 13 августа директор Культурного центра Александра Вампилова Галина Солуянова открыла дверь старинного здания, включила свет и устроилась на рабочем месте в своём кабинете. На часах было 6.30 – Солуянова всегда приходит на работу раньше положенного. Через час с небольшим она услышала, как что-то в коридоре с грохотом упало на пол. Солуянова вздрогнула. Посетителей в это время она не ждала. Она вышла в коридор. На полу лежала маленькая железная палка, а висящий на стене портрет Вампилова слегка пошатывался. «Наверное, это был знак», – улыбается Солуянова.

19 августа исполняется 84 года со дня рождения драматурга, 17 августа – 49 лет со дня его гибели. А 31 июля, две недели назад, юбилей праздновал Иркутский областной фонд А. Вампилова, который Галина Солуянова основала четверть века назад. Она поделилась с «ВСП» воспоминаниями о самом Вампилове и рассказала том, как создавался фонд.

«Саня, это Галочка, любимая студентка Борина»

«Если бы Вампилов сейчас был жив, мы бы к пяти его пьесам – «Прощание в июне», «Старший сын», «Провинциальные анекдоты», «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске» – относились как к раннему периоду его творчества. Так сказала когда-то Лина Викторовна Иоффе, литературный редактор, – говорит Солуянова, расставляя изящные фарфоровые кружки на круглом столе в своём кабинете. – Это к «Утиной охоте» как к раннему-то периоду!»

Полвека назад восемнадцатилетнюю выпускницу театрального училища Галину Солуянову пригласили работать в Иркутский театр юного зрителя. Первый месяц, пока юной актрисе не дали комнату в общежитии, она жила в квартире заведующей литературной частью и супруги её педагога Татьяны Горячевой. Как-то к ним в гости зашёл Вампилов. Тогда ему было 34. Горячева представила драматургу Солуянову: «Саня, это Галочка, любимая студентка Борина». Они поздоровались за руки. Через какое-то время снова встретились той же компанией – уже на улице, по пути на репетицию в театр. Горячева повторила: «Саня, это Галочка, любимая студентка Борина». Солуянова с Вампиловым снова поздоровались за руки – и разошлись.

В том же году Вампилов погиб – его лодка перевернулась у берега Байкала. Он попытался доплыть до берега, но не успел, умер от переохлаждения. Солуянова прочитала некрологи в газетах, но на похороны не пошла – в то время она очень боялась мертвецов.

Однако драматург, который ушёл из жизни молодым, не дожив два дня до 35-летия, стал знаковой фигурой в жизни Галины Солуяновой. Сегодня она является одним из самых известных вампиловедов. «Я стала этим заниматься невольно, – говорит она, – Вампилов со мной всю жизнь».

Через 40 дней после смерти драматурга на единственном тогда в регионе областном телевидении сделали эфир, посвящённый Вампилову. Показали отрывок пьесы «Прошлым летом в Чулимске», где Солуянова сыграла Валентину. Потом в Союзе писателей она сыграла Нину из «Старшего сына». А когда уехала учиться в Новосибирский пединститут, поставила там «Прощание в июне» в студенческом театре.

В 1989 году Солуянову снова пригласили в ТЮЗ, на этот раз – работать завлитом. За два года до этого театру присвоили имя Александра Вампилова. «И в мою каморку под лестницей косяком пошёл народ, – вспоминает Галина Анатольевна. – То японцы какие-то спрашивали про Вампилова, то школьники приходили, мол, учитель дал задание, нужно что-то рассказать про драматурга». Нужной информации было немного, Солуянова стала её собирать: познакомилась с семьёй драматурга, застала последние три года жизни его матери, Анастасии Прокопьевны Копыловой. Так Галина Анатольевна задумала создать в Иркутске организацию, посвящённую творчеству Вампилова.

«Мне захотелось создать гнездо Вампилова в Иркутске, – говорит она. – Не важно, как бы это называлось – музей, дом, центр. Главное, чтобы в городе, где он учился, работал, был дважды женат и написал пять полнометражных пьес, было место, где сосредоточена вся информация о нём».

Галина Солуянова пошла в Союз театральных деятелей и предложила создать при Доме актёра центр или музей Вампилова. Ей отказали. Сказали: «Мы и так Вампиловым занимаемся, у нас есть книги, рецензии». Солуянова была в шоке: «Как можно драматургу Вампилову отказать!»

Она заплакала, выпила корвалол и позвонила подруге. Та пришла в гости с портвейном и гостинцами. «Мы часа два-три пили это противное вино, я выплакалась, – вспоминает Солуянова. – Наутро проснулась обновлённой и снова отправилась в бой».

В июле 1996 года ей удалось добиться желанного. Зарегистрировали фонд А. Вампилова, где Галина Солуянова была исполнительным директором, а народный артист РСФСР Виталий Константинович Венгер – председателем правления. В числе учредителей фонда были комитет по культуре, Иркутская государственная телерадиокомпания, Иркутский ТЮЗ, государственный университет, редакции газет «Советская молодёжь» и «Восточно-Сибирская правда».

Открытие фонда вызвало интерес СМИ – приезжали журналисты из Москвы, Петербурга и других регионов. У Солуяновой часто спрашивали: «Вы были влюблены в Вампилова? А может, он в вас?» Она отвечала: «Да упаси боже! Он видел-то меня всего два раза. А для меня он был слишком взрослым, наполовину бурятом, ещё и выпивал. Я была слишком правильной».

Как свить гнездо драматурга

Получить в распоряжение два этажа старинного здания в центре города фонду удалось не сразу. Сначала Солуяновой дали комнату на улице Литвинова. Оказалось, что за аренду этой комнаты надо было платить. Денег у фонда не было, долго работали без зарплат. Фонд с тогда уже собранными экспонатами выселяли на улицу. Сначала Солуянова не знала, что ей делать: «Я бывшая артистка и учительница, я в таких вещах не разбираюсь. У меня из аргументов было только сильное убеждение, что то, что мы делаем, очень важно».

Она пришла в организацию, которая занималась арендой помещений, и рассказала её сотруднику о своей проблеме. Он ответил: «Не положено». Возражения Солуяновой он не принял. Тогда она попросила аудиенцию начальника. В кабинете руководства она снова объяснила ситуацию. Руководитель ничего не ответил. Он вызвал сотрудника, с которым только что говорила Солуянова, и спросил его: «Мы что, не сибиряки? Мы не знаем, какое значение для нашей истории имеет Вампилов?» Комнату на Литвинова Солуяновой дали на год, арендную оплату больше не требовали.

Галина Анатольевна вспоминает, что с каждым годом заходила в кабинеты чиновников всё с большей уверенностью. «Когда всё начиналось, я была очень скромной, – говорит она. – Заходила в кабинеты чиновников, как ученик к директору школы. Робко стучала в дверь, потом заглядывала: «Можно?» Со временем поняла: почему я так робко должна заходить? Разве только у меня есть гражданская позиция?»

Солуянову поддерживали и соратники Вампилова – те, кто знал его лично, жил рядом, учился или работал с драматургом, и поклонники его творчества. Директор Иркутской областной типографии №1 Валерий Тененбаум печатал и бесплатно хранил на территории типографии книги фонда. За это время их вышло уже 36. Художник Владимир Дейкун помогал с оформлением: он разработал дизайн музейной экспозиции, эмблему, оформил большую часть книг. Солуянова вспоминает, как приходила к нему со словами: «Вова, у меня денег нет, но нам нужно сделать программку», «Вова, у меня пять копеек, но нужно сверстать книгу». Он махал рукой и отвечал: «Ну куда я денусь?» Дейкун умер пять лет назад. Когда его не стало, она плакала несколько дней. Муж Галины Солуяновой Григорий тогда спросил её: «А если я умру, ты так же будешь плакать?»

В конце 2004 года городская Дума выделила фонду дом на улице Богдана Хмельницкого. Сейчас там и находится центр А. Вампилова. «Радости не было предела, – вспоминает Солуянова. – Хоть и состояние здания было ужасное: не было канализации, водоснабжения, освещения и теплоснабжения. Дому на тот момент был целый век, и за ним никто не ухаживал». На капитальный ремонт Вампиловского гнезда ушло с перерывами 8 лет и 36 миллионов рублей. Деньги выделили из казны Управления капитального строительства Иркутской области.

19 августа 2012 года Культурный центр Александра Вампилова открылся для посетителей. Сейчас это три отреставрированных этажа: цокольный, где находятся картинная галерея, библиотека, фондохранилище, гостиная и кабинеты сотрудников, первый – основной зал с литературно-театральным салоном – и второй, там «антресоли», на которых расположилась музейная экспозиция, а также лестница с балконом и зимним садом. В фонде работают 11 человек: директор, его заместитель, научные сотрудники, экономист, кадровик, сторожи и уборщица. Солуянова выполняет несколько функций сразу – не по штатному расписанию, а по факту: она руководит центром, проводит экскурсии, вёдет литературные вечера и концерты.

На стенах цокольного этажа Культурного центра висят картины: кутуликские, иркутские и байкальские пейзажи, посвящения Александру Вампилову, его портреты, портреты людей из его близкого окружения и эскизы декораций. Кабинет Галины Солуяновой находится справа от входа. В нём кроме рабочего стола стоят диванчик для посетителей и круглый стол, накрытый для чаепития. Посетители спрашивают Галину Анатольевну: «Ой, это вы нас специально ждали?» Она улыбается: «Я рада гостям, но нет, не специально. У нас так всегда. Это дом драматурга. Здесь должна быть атмосфера родства и понимания».

Стены кабинета Галины Анатольевны украшены фотографиями. Солуянова указывает на одну из них – это Арина Шарапова. В 2012 году телеведущая приезжала в Иркутск, вела мастер-класс для журналистов. Чтобы познакомиться с культурой города, у неё было только два часа. Из всего многообразия музеев она выбрала два: Дом-музей декабристов и центр А. Вампилова.

Как-то Солуяновой позвонил Сергей Ступин, тогда он работал заместителем министра культуры. Он сказал: «Галина Анатольевна, я не могу вас заставить, конечно, но я вас прошу принять человека». Оказалось, что в музыкальном театре проводили обучение для сотрудников бухгалтерий учреждений культуры. Для этого пригласили двоих специалистов-преподавателей, жителей Москвы. Одна из них согласилась поехать в Иркутск, только потому что знала: здесь есть центр её любимого драматурга Александра Вампилова. Во время обеденного перерыва она приехала в центр, где Солуянова провела для неё экскурсию. Когда в конце встречи гостья дожидалась машину, у неё зазвонил телефон. Она ответила по громкой связи. Звонила дочь из Америки: «Мама, ты что, в Иркутске? Ты была в центре Вампилова?» Глаза у гостьи набухли от слёз.

«Я делаю ставку на молодёжь»

В России сложно представить драматический театр, где не ставили пьесы Вампилова. В омском театре «Галёрка» – все его пьесы, в Иркутском ТЮЗе имени А. Вампилова – почти все. В Санкт-Петербургском театре «Мастерская Григория Козлова» – три. В центре А. Вампилова тоже есть свой маленький театр: ставят четыре спектакля – по поэзии Николая Рубцова и Анны Ахматовой, о жизни и творчестве Александра Вампилова и моноспектакль-история о становлении артиста. Как и в других театрах, встречи актёров со зрителями во время пандемии здесь периодически приостанавливались. Но центр работал.

«Весь 2020 год, в период пандемии, когда все мы сидели в масках, боясь выглянуть, вся страна пожаром горела от Вампилова, – говорит Солуянова. – Театры в закрытом режиме репетировали и успевали давать спектакли, когда это было разрешено».

Ещё в центре проходят литературные вечера, концерты, выставки, трансляции, традиционные «Встречи друзей Александра Вампилова» и тематические уроки по литературе для школьников разных возрастов. «Бывает, приходит класс, видно, что их загнали, – говорит Галина Анатольевна. – А уходят они совсем другими. Иногда их просто не выгнать».

В конце прошлого года вышла книга-альбом  «Тропа жизни и творчества драматурга Александра Вампилова». Предисловие к ней написал народный артист России Никита Михалков. Первая часть книги посвящена биографии Вампилова, её автор – Галина Солуянова. События из жизни драматурга в книге описаны коротко и ёмко. Так писал и сам Вампилов. Клавдия Николаевна Токтонова, его школьный учитель русского языка и литературы, оставила такое воспоминание о сочинениях будущего драматурга: «Хорошо Шурка писал. Но коротко». «И я не умею писать длинно. Нужно коротко и сердито», – улыбается Солуянова.

В этом году в Культурный центр Вампилова приезжал Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра в Петербурге. Фокину 75 лет. Его коллегам, которые приехали вместе с ним, директору театра, заместителю директора и режиссёру, до тридцати. «Видите, какая у нас разница?» – спросил он Галину Анатольевну. Она ответила с пониманием: «Я тоже делаю ставку на молодёжь».

С 2012 года Солуянова готовит себе преемника. Им станет главный научный сотрудник Центра Екатерина Фалалеева. Девять лет назад Катерина попросила Галину Анатольевну стать её рецензентом. Она писала диплом, изучала творчество Вампилова как журналиста. Солуянова прочитала предложенный для оценки диплом в этот же день. «Не рассчитывала всё прочитать, но оторваться не могла, – вспоминает она. – Она пишет о журналисте Вампилове, о его силе воли и гражданской позиции».

Солуянова приводит пример: когда Вампилов работал в одной из газет, ему дали задание написать о девушке, которая потеряла комсомольский билет. Для того времени ситуация была страшная. Журналист Александр Вампилов вместо того, чтобы пристыдить девушку за утерю, разобрался в ситуации и описал её. Оказалось, что потерявшая билет девушка недавно вышла замуж и жила в семье, где её не понимали. Муж находился под влиянием свекрови, которая довлела в семье. Материал Вампилова вышел в газете, и девушку оправдали.

Прочитав диплом незнакомой тогда выпускницы Фалалеевой, Солуянова позвонила ей и сказала: «Жду вас завтра в центре в 9 утра». Она приняла решение пригласить Катерину на работу, согласовав этот вопрос с министерством культуры и архивов. Катерина согласилась. Она защитила диплом, потом закончила аспирантуру. Солуянова говорит: «Я уверена, что Катя защитит кандидатскую, а потом докторскую. У нас в России просто нет такого специалиста».

Солуянова рассказывает: главное, что она хочет передать преемникам, – это интонация, нежность и проникновенное отношение к делу. На сайте центра каждый день выходят новые материалы. Солуянова радуется, когда кто-то из знакомых говорит ей: «Как же ты хорошо написала!» – а текст писала вовсе не она. «Значит, мы понимаем друг друга, раз стиль текстов похож. И я спокойна, – рассказывает Галина Анатольевна. – Мне иногда говорят: «Ты уйдёшь, и всё развалится». И я думаю: а зачем я тогда живу? Нет уж, я всё это забетонирую так, чтобы не развалилось».

Свою работу она называет служением Вампилову. «Человек должен кому-то служить, желательно, не себе любимому, – говорит Солуянова. – А другому человеку я бы служить не смогла. Я Вампилову благодарна за то, что он сделал меня лучше».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры