Максим Парфёнов: «В новый учебный год входим в рабочем режиме»
К началу учебного года до 80% педагогов Иркутской области будут вакцинированы. Такой прогноз озвучил министр образования региона Максим Парфёнов. В разных муниципалитетах в зависимости от количества учителей эти цифры будут колебаться от 60% до 80%. Сейчас вакцинированы 54% педагогов. Новый учебный год планируется начать очно с соблюдением всех санитарных норм, которые были введены в школах в прошлом учебном году. О том, что делается для выполнения поручения президента Российской Федерации Владимира Путина о переходе на односменный режим к 2025 году, и о других насущных вопросах образования Максим Парфёнов рассказал в интервью «ВСП».
«Проблем с вакциной нет»
Учиться с 1 сентября 2021 года дети в Иркутской области будут очно. Сейчас среди педагогов проводится активная кампания по вакцинации. По мнению министра образования региона Максима Парфёнова, это поможет начать учебный процесс в стабильном, штатном режиме.
– Решение о формате начала учебного года будет принимать СПЭК или муниципалитеты отдельно?
– Решения СПЭК имеют рекомендательный характер. Окончательное решение будет приниматься в каждом муниципалитете в зависимости от эпидемиологической обстановки. Надеемся, что ситуация позволит всем школам 1 сентября начать работу в очном режиме. Соответствующие рекомендации мы подготовим и направим в муниципалитеты. Линейки 1 сентября будут проводиться по возможности на открытом воздухе, при неблагоприятных погодных условиях – по кабинетам, исключая массовое скопление обучающихся.
– Возможна ли прошлогодняя ситуация, когда три недели дети проучились и начался рост заболеваемости?
– Будем анализировать ситуацию, связанную с распространением инфекции. В таких вопросах мы будет чётко ориентироваться на эпидемиологов, на систему здравоохранения, Роспотребнадзор и учитывать их рекомендации.
– Меры предосторожности, которые будут применяться в школах, изменились? Или осталась старая схема?
– Работа всех образовательных организаций в новом учебном году, как и в прошлом, предполагает особый режим функционирования в соответствии с действующими санитарными правилами. Это входящая термометрия, санитарные уборки в помещениях, проветривания. За каждым учебным классом по возможности будет закреплено отдельное помещение, расписание занятий разработано с целью максимального разобщения детей из разных классов, ограничат проведение массовых мероприятий. Если в классе кто-то заболевает и получает положительный тест на коронавирус, класс могут перевести на дистанционное обучение.
– Какие меры принимаются, чтобы вакцинировать педагогов?
– На уровне правительства Иркутской области министерство образования тесно взаимодействует с министерством здравоохранения. На заседаниях оперативного штаба, который возглавляет губернатор, мы анализируем данные мониторинга по вакцинации работников образования. На сегодняшний день 54% педагогических работников уже вакцинированы одним или двумя компонентами. Наша задача – максимально повысить процент охвата вакцинацией двумя компонентами в первую очередь учителей, а также работников пищеблоков и водителей школьных автобусов. Это те, от кого напрямую зависит стабильность образовательного процесса. В Иркутске организовали два пункта вакцинации для учителей на базе школ. Во многих муниципальных образованиях обеспечивают этот процесс в медицинских учреждениях. Для отдалённых населённых пунктов работают передвижные пункты вакцинации, это тоже эффективная мера для обеспечения доступности.
– Каковы настроения педагогов? Они хотят вакцинироваться? Или есть те, кто отказывается?
– Мы всегда подчёркивали, что это дело добровольное. Здесь важна разъяснительная работа директорского корпуса среди педагогов. До каждого педагога нужно донести объективную и убедительную информацию о необходимости вакцинации для того, чтобы сохранить своё здоровье, не подвергать риску заражения себя, свою семью, коллег и учеников. Кроме того, на педагогах лежит высокая социальная ответственность за то, чтобы образовательный процесс мог идти в нормальном, штатном режиме.
При этом какие-либо административные меры по отношению к тем, кто ещё не решился на прививку, принуждение, угрозы недопустимы, это незаконно и непрофессионально. Только информирование, убеждение, создание комфортных условий для вакцинации и личный пример руководителя помогут этот вопрос решить эффективно. Я считаю, что вакцинироваться обязательно надо, я сам провакцинирован. Убеждён, что это единственный путь, который может помочь нам стабилизировать ситуацию.
– Сейчас в Иркутске два пункта вакцинации для учителей. А где ещё можно получить прививку?
– В образовательных организациях работают два – в 19-й и в 14-й школах. Открыт пункт в Сибэкспоцентре, и он доступный.
– Губернатор говорил, что нужно выделить определённое количество вакцины только для педагогов. Такая квота есть?
– Да, данные о потребности в вакцине для работников образования по каждой территории есть, мы их передали в минздрав. В соответствии с этим данными и распределяется вакцина.
– Есть прогнозные цифры, сколько учителей будет вакцинировано к 1 сентября?
– Мы стремимся к тому, чтобы не менее 80% учителей были вакцинированы к началу учебного года. Многое будет зависеть от муниципалитета: разные расстояния между населёнными пунктами, различная численность педагогических работников, другие особенности. На 11 августа привиты 54%.
– Встаёт проблема ревакцинации. Наверняка есть педагоги, у которых прошло полгода с предыдущей прививки.
– У нас уже идёт ревакцинация тех педагогов, кто поставил прививку зимой или весной, эту работу будем продолжать совместно с минздравом. Вопрос наличия вакцины мы с коллегами держим на контроле, взаимодействуем с муниципальными образованиями, и это один из приоритетных вопросов для обсуждения в канун нового учебного года.
Иркутск и Иркутский район без пятидневки
В канун нового учебного года капитальный ремонт был проведён в 15 образовательных учреждениях области. Практически в каждой школе сейчас идёт текущий ремонт и работают приёмочные комиссии. Поэтому август традиционно для руководства министерства образования – это поездки и встречи с учительскими коллективами на местах. В регионе активно идёт строительство новых школ и детских садов для решения задач по созданию комфортной и доступной инфраструктуры, и это особенно актуально для города Иркутска и Иркутского района, где вопросы доступности мест в школах и детских садах стоят достаточно остро.
– Возможно ли введение в школах Иркутской области пятидневной учебной недели?
– Мне не раз приходилось отвечать на вопросы родителей из Иркутска и Иркутского района о введении в школах пятидневной недели. Должен отметить, что в части муниципальных образований области школы уже давно перешли на пятидневку. Многие малокомплектные, сельские школы, и даже кое-где школы в малых городах, учатся в пятидневном односменном режиме, потому что они достаточно свободны в площадях и с невысокой наполняемостью в классах. Что касается посёлков и деревень Иркутского района и города Иркутска, то в первоочередном порядке нам нужно разгрузить школы, которые работают с превышением проектной мощности.
Следует отметить, что ситуация с ковидом ещё больше повысила нагрузку на школы, ведь пришлось корректировать расписание, разводить потоки учащихся с учётом того, что есть предметы, которые невозможно или очень сложно вести в одном кабинете. Тем не менее мы поэтапно решаем эти вопросы, создавая условия для развития инфраструктуры.
При этом нельзя не сказать о том, что в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установление режима обучения по пяти- или шестидневной рабочей неделе отнесено к компетенции образовательной организации при условии, что учебный план полностью реализуется в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и СанПиН.
– Президент Владимир Путин поставил задачу к 2025 году перевести все школы на одну смену. Как подойти к этому вопросу с такой переполненностью школ в Иркутске и Иркутском районе?
– Сегодня в регионе из 885 школ 262 работают в две смены, во вторую смену обучаются порядка 22% школьников.
Перед нами стоит серьёзная задача по строительству объектов общего образования с целью решения вопроса односменного режима обучения. На сегодняшний день в регионе впервые за много лет идёт строительство одновременно 19 школ в общей сложности на 9 тысяч мест, часть из них будут построены уже в 2021 году, к возведению некоторых в этом году только приступили.
Кроме того, для строительства образовательных школ используем все формы инвестиций, в том числе государственную и концессионную. В целом в рамках национальных проектов и других программ за счёт средств федерального, областного и местных бюджетов будут построены объекты в общей сложности более чем на 16 тысяч мест.
– Очень часто обращаются люди из центра Иркутска. В спальных районах проектируются и строятся школы, а в центре здания ещё советской постройки не расширяются, классы переполнены – по 34–38 человек. Решается ли эта проблема?
– Один из вариантов выхода из ситуации – возведение пристроев к существующим школам. Мы поддерживаем администрацию Иркутска в этих вопросах, отправили заявку на участие в федеральном проекте по трём школам Иркутска. Это школы № 75, № 57 и № 53. Сейчас возводят пристрой к школе № 14. Территория участка, закреплённого за школой, позволяет построить полноценное здание на 500 мест со своими спортзалом, пищеблоком. Подходы к тому, как должно выглядеть образовательное пространство школы, с течением времени значительно изменились. В 1950–1970-х годах строили типовые, достаточно компактные здания школ с коридорной системой, в 1980–1990-х годах пространство школы, её облик стали меняться: больше света, больше воздуха. Современные проекты школ уже совершенно иные, они рассчитаны на большое количество мест, которые можно модульно по-разному компоновать. Мы выбрали оптимальный, базовый проект школы на 1275 мест. Такая школа построена в Молодёжном, 1 сентября откроется новая школа по такому проекту в р.п. Маркова (мкр-н Луговое) Иркутского района, подобные школы планируем построить и в Иркутске. Однако для этого нужны просторные земельные участки. Но и новые жилые микрорайоны возводятся в основном не в центральной части города.