«Если кто-то не расторгнет договор, страховка пропадёт»
Специалисты рассказывают, что произойдёт с полисами «Колымской» после 20 августа
Тысячи иркутян штурмуют офисы страховой компании «Колымская». Люди заранее записываются на приём, потом ещё часами стоят в очереди. Клиенты компании, в основном это пенсионеры, торопятся до 20 августа подписать в офисе документы. Компания объявила, что прекращает работать. Клиентов попросили расторгнуть договор либо перейти в дочернюю компанию «Колымская». Если это не сделать до 20 августа, страховки пропадут, так говорят сотрудники. О том, надо ли так спешить и что произойдёт с полисами после 20 августа, мы спросили специалистов.
Несколько недель по телефонам «Колымской» в Иркутске работали автоответчики, предлагающие приходить в офисы или записываться на приём через Интернет. Мы писали о ситуации в номере газеты от 20 июля 2021 года в материале «Надо было раньше умирать, пока страховка работала». С прошлой недели сотрудники начали отвечать на звонки. Девушки записывают в очередь на определённое время и дату, при этом предупреждают, что людей приходит много. Даже записавшись заранее, можно попасть на приём через несколько часов.
Напомним, месяц назад страховая компания объявила о том, что добровольно прекращает работу. Клиентам предложили расторгнуть договоры по соглашению сторон. Страховщик сообщил также, что полисы страхования от несчастного случая и болезней, добровольного медицинского страхования будут переданы другой страховой компании и продолжат действовать. По информации с сайта «Колымской», до объявления о прекращении работы у компании было 180 тысяч действующих договоров, основная часть из них – страхование на случай смерти. Такие договоры и предлагают расторгнуть в компании.
Многие страхователи уже побывали на приёме в офисе. Там просят выбрать из двух вариантов. Первый – расторгнуть договор и забрать часть выплаченных денег. Суммы у всех разные, но в среднем это 30% от страхового взноса. Второй вариант – расторгнуть договор и перевести деньги на счёт нового договора с компанией «Колымская». Она называется так же, как прежняя. У компании тот же учредитель – Григорий Лесков. И зарегистрирована она в том же Хабаровске.
Из страховой компании «Колымская» с уставным капиталом 472 миллиона рублей руководство предлагает перейти в сервисную компанию «Колымская» с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Плюс к этому в новый договор засчитываются не все выплаченные деньги. Некоторым клиентам предлагают доплатить до 50 тысяч рублей. При том, что полный договор стоит 66 тысяч.
«Все договоры должны быть расторгнуты до 20 августа. Мы понимаем, что многие наши клиенты – пожилые люди. Если кто-то не может прийти сам, приходят дети, родственники. Все должны успеть до 20 августа. Если кто-то не расторгнет договор, страховка пропадёт», – мягко, но настойчиво объясняет по телефону сотрудница «Колымской». Она говорит, что после 20 августа офис на Карла Либкнехта закроется. В Иркутске останется один офис сервисной компании – на улице Гоголя.
«Я два года платила страховку. Отдала почти 62 тысяч рублей. Была спокойна, знала, что похороны мои обеспечены. Когда меня не станет, родные могут воспользоваться страховкой, там всё оплачено. Это какое-то издевательство над людьми. Отдав такие деньги, понимаешь, что никто тебе страховку не гарантирует», – возмущается жительница Иркутска Надежда Семёнова.
«Умышленно разжигается ажиотаж»
Президент Иркутской областной организации по защите прав потребителей Виктор Низовцев говорит, что за последний месяц к нему лично, по телефону и через мессенджеры, по электронной почте обратились около 150 клиентов «Колымской». Он проанализировал страховки и условия, которые предлагает компания. Больше всего, на его взгляд, пострадали люди, застрахованные в конце 1990-х – начале 2000-х. К примеру, у человека договор заключён в 2004 году, клиент выплатил 4-5 тысяч рублей. При этом компания предлагает вернуть ему 30 %, то есть 1,2–1,5 тысячи рублей. Суммы не индексируются, очевидно, что это невыгодные условия.
Виктор Низовцев напоминает: по законам РФ компания не может в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств. В этом случае сторона, права которой нарушены (клиент), вправе рассчитывать на полное возмещение убытков. То есть требовать выплаты расходов, которые клиент понёс либо понесёт в связи с нарушением его прав. В данном случае это расходы на захоронение. Если эти расходы не выплачены, их придётся взыскивать через суд.
Закон допускает, что договор может быть расторгнут «по соглашению сторон». То есть клиент сам просит об этом, и компания идёт ему навстречу. Именно этот вариант предлагает «Колымская» своим клиентам. Юридически это выглядит так, что страхователи внезапно захотели избавиться от страховок и пошли писать заявления о расторжении договоров. «Такая ситуация наиболее выгодна для компании. Для этого, на мой взгляд, умышленно разжигается ажиотаж, людей торопят расторгнуть договор, заявляя, что с 20 августа страховая компания в Иркутске закроется. На самом деле отсутствует какая-либо информация о ликвидации юридического лица. Это значит, что если даже офисы в Иркутске закроют, то ничего не потеряно, можно обращаться по почте в адрес компании в Хабаровск, по электронной почте, на сайт компании. Чем больше будет расторгнуто договоров по соглашению сторон, тем выгоднее страховой компании», – объясняет Виктор Низовцев.
Клиентам компании нет никакой нужды торопиться и подписывать какие-либо документы. Из заявления о расторжении, которое предлагают подписать в офисах, следует, что это инициатива самого клиента, а не компании. Поскольку речь идёт о предложении, клиент не обязан расторгать договор, если срок его действия не истёк, отмечает Низовцев.
Он проанализировал также условия, на которых работники офисов предлагают переоформить договор на сервисную компанию «Колымская». В качестве первого взноса зачисляют выкупную сумму от страховой компании «Колымская» и требуют доплату. Например, зачтена сумма 16 тысяч рублей от страховой компании. При этом надо доплатить 27 тысяч рублей. В иных случаях, по словам Низовцева, требуют доплату от 30 до 50 тысяч рублей. Клиенты компании не понимают, за что они должны доплачивать, если они один раз уже выплатили полную стоимость страховки.
Многие люди, которые заключили новый договор с сервисной компанией, решили расторгнуть и его. По закону о защите прав потребителей они могут это сделать в течение 14 дней. Если прошло больше времени – аннулировать договор можно только через суд.
«Это яркий пример социальной инженерии»
Юрист Павел Соколов, к которому обращаются клиенты «Колымской», внимательно прочитал договор с сервисной компанией. «Документ на нескольких страницах, он объёмный. Начинаешь читать – непонятно, за что платит клиент. Там не написано, что сервисная компания оплатит тебе услуги по погребению. По этому документу родственнику застрахованного делегируется право заключить договор с ритуальной службой. В отношениях участвуют три стороны – тот, кого страхуют, его родственник и сервисная компания. А договор предлагают подписать двум: застрахованному – с одной стороны, с другой стороны – его подписывает представитель компании. Когда произойдёт страховой случай, во-первых, родственник может даже не знать, что такой договор был подписан. Ему могут не сказать об этом. Ну, допустим, он знает и идёт в ритуальную компанию. И там его попросят принести доверенность от сервисной компании, так как по договору родственник – не участник отношений. Тот, кто подписал, застрахованный, – его уже нет, если страховой случай произошёл.
Если сервисная компания захочет, конечно, она выдаст родственнику доверенность и оплатит услуги погребения. А если не захочет? Я не знаю, как назвать этот документ – продукт сервисной компании. Думаю, ему ещё предстоит дать оценку суду. Договор составлен так, что по нему непонятно, какие у него цель и назначение. Исполнить то, что там написано, невозможно. Как можно делегировать кому-то право заключить договор?
Это всё равно, что мне делегировать право покупать продукты, это право у меня изначально есть. При этом из документа сервисной компании непонятно, кто будет компенсировать расходы на погребение. А это главное. Люди за это платят деньги, а не за делегирование права».
К этому Павел Соколов добавляет риск, что сервисная компания может обанкротиться раньше, чем наступит страховой случай. И если клиенты страховой компании защищены: страховая находится под ежемесячным мониторингом Центробанка, у неё есть хороший уставной капитал, должны быть неснижаемые резервы, то сервисная компания «Колымская» – это обычное ООО.
Специалисты предполагают, что руководство «Колымской» умышленно совершило манёвр, чтобы сократить свои расходы. Расчёт был на то, что большинство клиентов по ритуальному страхованию – пожилые люди, они не будут вникать в юридические тонкости и исполнят то, о чём их попросили. И этот расчёт оправдался. «Страховая компания решила «почистить портфель». Может, смертность возросла в последнее время, может, неправильно посчитали изначально. Но руководители компании поняли, что какая-то часть договоров невыгодны. Есть активы, которые загоняют компанию в убыток. Тогда была создана другая компания, которая «принимает удар на себя». Именно сервисной компании предстоит собрать весь негатив, который будет направлен на «Колымскую». Это такой «жертвенный агнец». Но цель будет достигнута. Часть клиентов перейдут в сервисную компанию, сняв обязательства со страховой. Кто-то расторгнет договор и заберёт часть денег, что тоже выгодно компании. Ведь человек принёс, к примеру, 10 тысяч, а вернули ему 2», – говорит Павел Соколов. Он считает, что сервисная компания сможет исполнять заведомо невыгодные договоры, которые ей передали, только за счёт притока денег от новых клиентов. Если их не будет, то компания будет вынуждена закрыться.
Клиентам «Колымской» Павел Соколов советует не расторгать договоры. Тем, кто не выплатил страховку полностью, рекомендует не пропускать платежи. Если страховая компания прекратит свою деятельность, владельцы полисов смогут их использовать. «Я общался с представителями ритуальных служб. Никто не сообщил, что «Колымская» расторгла договор с ними. Наоборот, ритуальные агентства надеются на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Расторгая договоры страхования, люди сами себя лишают права получить услуги по полису», – отмечает юрист. Он подготовил несколько жалоб на компанию «Колымская» в Центробанк. Ответов пока нет. Но нет и предпосылок к тому, что страховая компания прекращает существование. Лицензия действует, она не отозвана.
«Мы становимся свидетелями яркого примера социальной инженерии. Есть некий посыл, он направлен на людей определённой категории. Компании нужно, чтобы этот посыл трактовался так, как это выгодно ей. Если внимательно прочитать объявление, которое всех взбудоражило, в нём написано, что клиентам предлагают расторгнуть договоры и ничего более. Большинство людей поняли из объявления, что компания закрывается и они должны расторгнуть договоры. Посыл создан, люди на него отреагировали. При этом компания не сделала ничего противозаконного. Это такая манипуляция», – подводит итог Павел Соколов.