«Набирать нельзя сбрасывать»
Среднесуточные сбросные расходы Иркутской ГЭС с 14 июля увеличены до 3100 кубометров в секунду. Дальнейшее их повышение – лишь вопрос времени: что в июне, что в июле приток в Байкал существенно выше нормы, август на территории водосборного бассейна озера обещает быть дождливым. Формально у Енисейского бассейнового водного управления, которое устанавливает сбросные расходы станции, есть пространство для манёвра – в 2021 году федеральное правительство расширило диапазон регулирования уровня Байкала. Однако Общественная палата России рекомендовала ведомству не превышать отметку 457 м в Тихоокеанской системе высот, чтобы избежать подтоплений на восточном берегу озера во время осенних штормов. В силу этого пока остаётся только увеличивать сбросные расходы, стараясь свести к минимуму риски для тех, кто живёт ниже по течению Ангары. Но в будущем руководству Иркутской области и Республики Бурятия неизбежно придётся договариваться и вырабатывать общие правила.
«Вот сбрасывают-то: ещё с Академического моста увидел, что тут всё бурлит!» – мужчина лет тридцати, с которым мы сталкиваемся на обочине дороги по Старокузьмихинской улице, показывает в сторону Иркутской ГЭС. В отводящем канале бьёт мощный поток, выходящий из-под гидроагрегатов станции. Шум от него отчётливо слышен издалека, увиденное вблизи просто завораживает. Так выглядят 3100 кубометров воды, которые ежесекундно проходят через гидроагрегаты станции, – зрелище, подобное которому иркутяне могли в последний раз наблюдать 13 лет назад.
Селенга принесла, Баргузин добавил
Сравнительно высокие сбросные расходы обусловлены самой природой. «У нас была достаточно высокая водность в бассейне Байкала во втором квартале, – сообщила руководитель Енисейского бассейнового водного управления (БВУ) Федерального агентства водных ресурсов Любовь Короткова. – Имея это в виду, мы заблаговременно работали на повышенных расходах в мае и июне. Если обычно в это время Иркутская ГЭС сбрасывает где-то 1500 [кубометров в секунду], то на сей раз мы устанавливали 2300 и потом поднимали до 2500, чтобы создать в Байкале какую-то дополнительную ёмкость».
Наполнение озера, которое начинается в конце апреля или в первых числах мая, в 2021 году стартовало с более высокой отметки, чем обычно, – 456,20 м в Тихоокеанской системе высот (ТО). Гидрометцентр России сообщает, что с точки зрения гидрологии приток в Байкал во втором квартале в целом оказался близким к норме. Однако водность различалась от месяца к месяцу. С начала лета приток стабильно превышает средние многолетние значения. В силу этого значительно повысился уровень воды в Байкале – его рост не остановило даже повышение сбросных расходов Иркутской ГЭС. Если за май он вырос всего на 8 см, то в июне прибавил уже 32 см и достиг 456,60 м ТО.
Причина – обильные осадки на территории Республики Бурятия и частично Забайкальского края, где расположена значительная часть водосборного бассейна озера. Согласно докладу об основных погодно-климатических особенностях на Северном полушарии Земли, который публикует Гидрометцентр России, их количество в зависимости от местности в полтора-два раза превысило норму. Июнь выдался дождливым и в Иркутской области, но это обстоятельство в значительно меньшей степени повлияло на водность – осадки дают немногим более 13% «прихода» в Байкал. Ещё около 4% приходится на долю подземных вод. А 82-83% приходной части водного баланса дают реки, впадающие в Байкал. Прежде всего это Селенга, Баргузин и Верхняя Ангара, которые протекают по территории Бурятии. В частности, Селенга, берущая начало в Монголии, даёт около половины притока в озеро, при этом 60% стока реки формируется в российской части её бассейна.
О паводках на двух крупных реках, впадающих в озеро, с начала июля регулярно сообщает Бурятский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. По информации на 18 июля, в Новоселенгинске вода вышла на пойму Селенги слоем 17 см, в Кабанске – 16 см. Схожая картина наблюдается на Баргузине. В одноимённом селе, которое является центром Баргузинского района Бурятии, вода вышла на пойму слоем 8 см. При этом в Бурятском ЦГМС ожидают, что в большинстве районов республики количество осадков в июле будет около климатической нормы, а на севере превысит её.
Всё выше и выше
Тем временем оправдывается прогноз Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, согласно которому приток в Байкал во втором месяце лета будет выше среднемноголетних значений. Первоначально специалисты Иркутскгидромета давали «вилку» в 4700–5700 кубометров в секунду. То есть от 100% до 120% нормы. Наиболее актуальный уточнённый прогноз – 6500 «кубов» ежесекундно.
Насколько реальная жизнь совпадает с такими расчётами? Гидрометцентр России сообщает, что в июне прогноз притока в водохранилища страны оправдался на 74%, если с уточнениями – то на 91%. В абсолютных цифрах – из 35 прогнозов, выпущенных за месяц, оправдались 32. Гидрологические прогнозы на второй квартал 2021 года оказались столь же точными.
Как бы то ни было, к 17 июля уровень Байкала достиг 456,80 м ТО. До заданного правительством России ограничения в 457 м ТО, которое действует в условиях средней водности, остаётся всего 20 см. Или 6,3 кубического километра воды – мелочь в масштабах Байкала. Впрочем, есть временное постановление федерального правительства, действующее в 2021 году. Согласно ему, максимальная отметка может быть увеличена до 457,85 м ТО при условии высокой водности. Последнюю гидрологи прогнозируют в третьем квартале.
Однако не так давно Енисейское БВУ получило рекомендации Общественной палаты России, которая предлагает выдерживать сбросы Иркутской ГЭС в таком диапазоне, чтобы вода в Байкале не поднималась выше 457 м ТО. Это сделано по настоянию Республики Бурятия – при высоком уровне озера во время осенних штормов вода подтапливает восточный берег. Так произошло в октябре прошлого года, когда Байкал достигал отметки 457,12 м ТО. Но есть и другое ограничение – городская застройка ниже Иркутской ГЭС по течению Ангары. Из-за угрозы её затопления основные правила использования водохранилищ Ангарского каскада, принятые в 1988 году и действующие до сих пор, ограничивают сбросные расходы станции 4500 кубометрами в секунду. При том, что технический проект Иркутской ГЭС, разработанный и утверждённый в пятидесятых годах прошлого века, предусматривал, что они могут достигать 6000 «кубов» ежесекундно.
«Даже при 4500 можно выкрутиться, – заметила руководитель Енисейского БВУ. – Но хаотичная застройка продолжается. Ещё в 2006 году, когда расходы Иркутской ГЭС были 3000 кубометров в секунду и появились первые жалобы [на подтопления], мы запрашивали, как она появилась. Всё законно. Та же самая история – у нас в Красноярске: участки на островах выдавали для огородничества без права строительства каких-то сооружений. Можно было посадить огород, сделать какой-нибудь сарайчик без инструмента. Посмотрите, что там теперь: там построены коттеджи. А это зона затопления, в которой нельзя строить какие-либо сооружения без инженерной защиты».
В 2014 году специалисты из Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН определили и картировали зоны затопления в нижнем бьефе Иркутской ГЭС вплоть до устья Белой, которое находится за Усольем-Сибирским. По их расчётам, при сбросных расходах 3000 кубометров в секунду только в Иркутске под угрозой оказываются почти 150 га, на которых расположены торговый центр «Яркомолл», лодочные станции в районе Верхней Набережной и в посёлке Боково, станция и локомотивно-вагонное депо детской железной дороги вместе с другими объектами на острове Юность, Иркутский речной порт и ремонтно-эксплуатационная база ВСРП, дачи на Елизовском, Кривом, Комсомольском, Конном и Поповском островах, а также частные дома в прибрежной зоне в районе Жилкино, Боково и Батарейной.
«В 2000 году была аналогичная работа, её тоже делала организация из Иркутска, – добавила Короткова. – Там зона затопления была поменьше. Как оно будет на самом деле – зависит от множества факторов: какие скорости, какой подпор, что происходит на Иркуте и так далее». В сентябре прошлого года 2700 кубометров в секунду хватило, чтобы вода частично затопила расположенный в полутора километрах ниже плотины ГЭС остров Бабр, где работает форелевое хозяйство, и залила огороды на Елизовском и Кривом, которые находятся вблизи Академического моста. Сегодня масштаб подтоплений меньше, несмотря на большие попуски.
Сотка сверху
Енисейское бассейновое водное управление установило, что с 12 по 21 июля Иркутская ГЭС работает со средними сбросными расходами 3000 кубометров в секунду. Это было сделано на основании рекомендаций межведомственной рабочей группы по установлению режимов пропуска паводков, специальных попусков и регулированию режимов работы водохранилищ, которая действует при БВУ. В её состав среди прочих входят метеорологи и представители региональных и местных властей, МЧС России и предприятий энергетики, которые эксплуатируют Ангарский каскад ГЭС.
Рекомендации, которые вырабатываются на заседаниях межведомственной рабочей группы, в свою очередь, проходят согласование в центральном аппарате Росводресурсов, и только после этого Енисейское БВУ устанавливает режим работы гидроэлектростанций.
«Небольшие изменения – до 100 кубометров – могут приниматься без рекомендации межведомственной рабочей группы», – добавил заместитель руководителя Енисейского бассейнового водного управления Павел Власик. Это произошло и с Иркутской ГЭС. Главное управление МЧС России по Иркутской области 14 июля сообщило, что сбросные расходы станции увеличили до 3100 кубометров в секунду. «С учётом сложной гидрологической обстановки в нижнем бьефе Иркутского гидроузла подразделения Иркутского гарнизона работают в усиленном варианте, – прокомментировал это событие заместитель начальника регионального ГУ МЧС – начальник Управления гражданской обороны и защиты населения Евгений Гоголев. – Ежедневно осуществляется патрулирование подтопленных территорий. Особое внимание обращаем на оперативное информирование населения». Под водой оказались 116 участков и 14 дачных домов, в которых живут 12 человек. «Почти половина из подтопленных домов находятся на острове Елизовском», – сообщил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев на своей странице в «Инстаграме». В то же время масштаб подтоплений оказался меньше, чем осенью прошлого года, несмотря на то что станция пропускает больше воды.
Что станции хорошо, то городу…
Режим работы Иркутской ГЭС в дальнейшем установят после 20 июля, на которое намечено заседание межведомственной рабочей группы при Енисейском бассейновом водном управлении. Очевидно, что сбросные расходы придётся увеличивать – приток в Байкал в июле и без того оказался больше ожидаемого, а в третьем квартале прогнозируется высокая водность. Более точный прогноз на август в Енисейском БВУ получат в конце нынешнего месяца. «Сейчас рассматривается вопрос об увеличении [сбросных расходов Иркутской ГЭС] до 3200 кубометров в секунду, но решение пока не принято», – сообщил Власик.
«Это абсолютно нормальные эксплуатационные расходы, – подчеркнула Короткова. – Сами понимаете, у Иркутской ГЭС восемь гидроагрегатов, каждый из которых рассчитан на то, чтобы пропускать 400 «кубов». Полная загрузка гидроузла – 3200 кубометров в секунду. Такие расходы были в 2008 году, в предыдущий период было и 3600, и 3600 с небольшим». Подобное происходило, к примеру, в 1998 и 2006 годах. С 12 по 19 августа 2008 года сбросные расходы Иркутской ГЭС составляли 3200 кубометров в секунду, из которых 392 «куба» приходилось на холостые сбросы. Однако это был период мягкого маловодья: по информации из государственного доклада о состоянии Байкала и мерах по его охране, в мае полезный приток в озеро составил 66% нормы, с июня по август – 93–99%, а в сентябре и октябре – 80–88% нормы. К тому же в 2008 году наполнение Байкала началось с отметки 456,05 м ТО. По его итогам уровень воды в озере достиг 456,93 м ТО. Произошло это 20 августа.
К 19 июля 2021 года вода в Байкале поднялась до 456,84 м ТО. Уровень продолжает расти. Учитывая высокую водность, гипотетически ещё остаётся метровый запас. Однако Енисейскому БВУ необходимо учитывать и риски подтопления прибрежных населённых пунктов в Бурятии во время осенних штормов. То есть установить сбросные расходы Иркутской ГЭС так, чтобы по возможности выдержать отметку в 457 м ТО или незначительно её превысить. Одновременно нужно обеспечить безопасную работу гидроузла. «Если исходить из первоначального прогноза, то можно было отработать третий квартал с расходом 2900 кубометров в секунду, – отметила Короткова. – Тяжело, сложно, но можно. Сейчас нам уже 3200 «кубов» будет недостаточно».
В Институте систем энергетики имени Л.А. Мелентьева ещё семь лет назад подсчитали: при паводке обеспеченностью 0,01%, который теоретически повторяется раз в десять тысяч лет, удержать Байкал даже на уровне 457,85 м ТО получится лишь при сбросных расходах Иркутской ГЭС 4700 кубометров в секунду. Что говорить об ограничении в 457 м ТО. Вероятность настолько обильного паводка только кажется ничтожно малой: в 1932 году в Байкал поступило 102 кубических километра воды. Для сравнения: обычно в озеро поступает около 60 кубокилометров воды в год, примерно столько же уносит Ангара. Метровый диапазон, в рамках которого уровень регулируют в условиях средней водности, – это 31,5 кубического километра. «С учётом форсировки, которая допускается по техническому проекту Иркутской ГЭС (457,50 м ТО. – Авт.), получается 44,5 кубокилометра, – добавила Короткова. – Но, даже если мы наполним Байкал до этой отметки, всё равно останется 55 кубокилометров, которые нужно сбросить в нижний бьеф».
Конечно, это экстремальный сценарий, который не реализуется в 2021 году. Однако факт остаётся фактом: чтобы свести к минимуму риски для прибрежных городов и посёлков на Байкале, сбросные расходы Иркутской ГЭС придётся увеличивать. Момент, когда можно было заблаговременно освободить достаточную ёмкость для приёма столь обильного паводка, уже упущен. В соседнем регионе, к слову, всё сделали вовремя: сбросные расходы Красноярской ГЭС начали повышать 2 июня, что позволило к 16 июля стабилизировать уровень Енисея. На пике, достигнутом 8 июня, они составили 7080 кубометров в секунду. При этом было подтоплено несколько садоводств, под водой оказались участки городских набережных на обоих берегах Енисея, а также береговые полосы островов Пионерского, Собачьего, Козьего, Посадного, Отдыха, Молокова, Татышева, Осередыша, Верхнего и Нижнего Атамановских, Оторвыша, Хорошего. Однако, если бы этого не произошло, сбросные расходы Красноярской ГЭС пришлось бы повышать до 12 тыс. кубометров в секунду.
«Нужно искать паритет»
На Иркутской ГЭС такое невозможно в принципе – станция гораздо меньше. Однако в условиях «перелива» Байкала повышение расходов гидроузла и подтопление в нижнем бьефе выглядят неизбежностью. «Придётся ещё увеличивать водосброс, – констатировал Кобзев на странице в «Инстаграме». – Решение непростое. И нельзя принимать его с наскока. Мы обязаны оценить все риски. И в первую очередь – думать о людях, которые живут ниже по течению». Корень всех проблем, по мнению Коротковой, кроется в неурегулированном межрегиональном конфликте. «Естественно, Республика Бурятия своё население защищает, Иркутская область – своё, – заключила руководитель Енисейского БВУ. – Нужно искать какой-то паритет: договариваться, разрабатывать постоянное постановление [о предельных уровнях Байкала], устанавливать зоны затопления и в конце концов подготовить нормальные правила использования водных ресурсов, которые со всеми согласованы. И дальше работать в чётком соответствии с ними. Пока получается как в классике: «Казнить нельзя помиловать». У нас то же самое: набирать нельзя сбрасывать».