Александра Архипова: «Напуганные люди начинают репостить даже самые безумные сообщения»
Учёный-антрополог о новой волне инфодемии
«Вакцина – это ген Люцифера!» – гласит сообщение в вашем мессенджере. Оно украшено обильными угрожающими смайликами и восклицательными знаками. Так или почти так выглядит антивакцинный фейк. Вам сообщат, что срочно надо найти накладную руку и только так идти на прививку. А иначе нельзя, ведь вакцина «изменяет ДНК», «вызывает бесплодие, и рак, и туберкулёз». Из пузырька вам введут столько тяжёлых металлов, что детекторы в аэропортах будут реагировать на ваше тело диким писком. С начала пандемии учёные собрали 319 сюжетов, касающихся масок, коронавируса, вакцин. Люди постили и репостили фейки и слухи не менее 7 миллионов раз в российских соцсетях. По данным Левада-центра на 5 июля, 54% россиян не хотят прививаться. О том, почему возникло такое недоверие к вакцинам, что заставляет людей слать знакомым «страшилку», мы поговорили со старшим научным сотрудником Школы актуальных гуманитарных исследований ИОН РАНХиГС Александрой Архиповой.
Месяц назад группа «Мониторинг актуального фольклора» РАНХиГС и НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» вместе с «Яндексом» провели совместное исследование. Специалисты «Яндекса» подсчитали статистику поисковых запросов о коронавирусных фейках. Учёные проанализировали 244 фейка и динамику их распространения в соцсетях с начала 2020 года до середины мая 2021-го. «На текущий момент мы собрали уже 319 сюжетов, которые встречаются в общей сумме в более чем в 7 миллионах постов и репостов в соцсетях, – рассказала Александра Архипова. – Но это только соцсети, не мессенджеры. На самом деле это число ещё больше».
Весь набор учёные поделили на шесть основных групп. Первая – это антивакцинные слухи, вторая – псевдомедицинские о том, как лечить коронавирус. Далее идут фейки о вреде масок, фейки, которые отрицают существование коронавируса, рассказы про происхождение и свойства коронавируса. «Это, например, слухи о том, что коронавирус – биооружие, или что он передаётся цветами», – говорит Александра Архипова. И последняя группа – это рассказы о негативных изменениях в связи с пандемией. Раньше люди говорили друг другу, что за отказ прививаться уволят, а сейчас распускают безумные слухи, что власти построят концлагеря для непривитых. «За последние полтора года самыми популярными стали рассказы про вред вакцин. За ними следуют псевдомедицинские советы, – говорит Александра Архипова. – В совокупности они составляют 62% от общего корпуса. Также сейчас набирают обороты рассказы о негативных последствиях пандемии».
«Где купить накладную руку?»
В последнее время заметно подросло число фейков о бесплодии после вакцинации и появлении других болезней – рака, турбекулёза, гепатита. Так «мировая элита» во главе с Биллом Гейтсом переключилась с «чипирования» на уничтожение якобы ненужных людей. Тесты и вакцинацию люди теперь воспринимают как «сбор генетического материала», после которого произойдёт «вмешательство в ДНК человека». К этому же примыкает становящийся популярным фейк о тяжёлых металлах в вакцине. Якобы в аэропортах так будут ловить не привитых. У кого нет в теле смертоносных «тяжёлых металлов», того легко обнаружат аэропортовские детекторы. На шестом, последнем, месте фейк о том, что чип в вакцине – это ген Люцифера.
– Откуда берутся совсем экзотические слухи – о коде царя Нимрода в вакцине, о «Люциферазе», в которой якобы зашифровано имя Люцифера?
– Богоборческая мифология существовала до пандемии коронавируса: согласно этим представлениям, появление новых технологий – это всего лишь способ настроить людей против бога. Во-первых, во время пандемии появился новый объект, к которому можно этот миф приложить. А во-вторых, во время социальной катастрофы эти истории покинули те информационные «пузыри», в которых они циркулировали, и люди их начали стремительно распространять.
Когда люди напуганы, они хорошо передают друг другу всё, что угодно. Дело в том, что распространение информации – это очень сложный и важный когнитивный процесс, которому человек научился в ходе своей эволюции. Кто владеет информацией, тот владеет миром. Человек, который обладает неким знанием, имеет преимущество. Ты получаешь в «Вотсапе» сообщение о новых свойствах вируса или про опасные последствия прививки и делишься этой информацией с другими: обладание информацией и возможность поделиться ею возвращают утраченный контроль. Поэтому люди начинают репостить даже самые безумные сообщения, часто их не читая. èèè
– В Сибири в самом начале пандемии распространялись слухи о том, что к людям на улицах подходят китайцы, просят прочитать какой-то текст на листочке бумаги, после чего человек заражается коронавирусом через порошок, рассыпанный на бумаге. Это новое изобретение, или подобные слухи были и ранее?
– Это такой обычный ксенофобский текст. Появляется новая болезнь, в её заражении обвиняют этническое меньшинство или этнических соседей. Это очень архаичный тип слуха. По своей структуре – один из самых архаичных. Когда была эпидемия чумы в средневековой Европе, люди утверждали, что нет никакой чумы, а это евреи отравили колодцы, накрошив туда мелко порубленных жаб. Евреев избивали, изгоняли, убивали.
– Что люди ищут сейчас?
– Как только была объявлена обязательная вакцинация отдельных групп населения, появились массовые запросы «Как избежать прививки?», «Где купить фальшивый сертификат о прививке?» в Москве. В регионах, в Сибири, на Урале была тишь и гладь. Но в последние две недели этот вал запросов распространился на Прибайкалье, Забайкалье и Урал. Люди активно гуглят, как оформить фальшивый сертификат о прививке, как избежать вакцинации. Одновременно всё сильнее циркулирует слух: «Вакцина вызывает бесплодие». Таких запросов примерно на 200% выше, чем было в начале июня.
– То есть людей не пугает, что это будет как-то уголовно преследоваться?
– Такое количество запросов не означает, что все пошли и купили сертификаты. Рост числа запросов означает, что люди готовы на обманные действия. Далее они этот запрос гуглят и выбирают для себя наиболее подходящее обманное действие. Самое простое – договориться с медсестрой, чтобы она сделала укол в ватку.
– Вы писали, что в «ТикТоке» распространяется информация о том, что можно на прививку прийти с накладной рукой.
– Запрос о накладных руках для вакцинации действительно подскочил. Но пока не встречал человека, который пытался бы её использовать. Но мы должны помнить, что для одних людей это прикол, а другие ищут пути обхода обязательной вакцинации. Они гуглят все возможные варианты и в реальности выбирают какой-то более мягкий вариант, чем явиться в кабинет к врачу с поролоновым плечом. Варианты разные – сделать себе фальшивую справку об аллергии, получив медотвод, выписать фальшивый сертификат, сделать укол в ватку, слить вакцину в раковину, потерять полис, обратиться к юристу и написать отказ от прививания, для женщин – справка о беременности. Это активно обсуждается на форумах, даются прямые инструкции.
Брат сестры деверя сказал…
Люди чувствуют необходимость делиться информацией и предупреждать об опасности. И, чтобы убедить окружающих в этой опасности, рассказывают такие истории, начинающиеся со слов: «Знакомый брата поставил вакцину и умер», «Печник сказал, что двое знакомых поставили «Спутник» и попали в больницу», «У знакомой медсестра из «красной зоны» сказала, что под ИВЛ одни привитые». В этих конструкциях – «у моего друга есть друг-врач» – два элемента: обычный знакомый (родственник, друг, сосед) и «авторитетный» источник (медик, военный, «свой человек во власти»). Ссылка на авторитетный источник придаёт достоверности рассказу, а ссылка на знакомого, брата, сестру предохраняет рассказчика от обвинения в прямой лжи. Их так много, что даже появляются пародии: «Брат знакомого деверя соседа по гаражу слышал, как бабка на остановке рассказывала, что она эту прививку себе ещё в марте сделала и умерла сразу».
– А как быть с прямыми сообщениями? Знакомая пишет: «Мне лично врач в моей поликлинике сказал не прививаться! Он сам не прививается и собирается уволиться, если его будут заставлять». Их трудно не принять на веру. Но насколько такие рассказы достоверны?
– Практически все люди, у которых я беру интервью и которые на момент начала обязательной вакцинации в Москве не привились, ссылались на мнение знакомого врача, который посоветовал им не прививаться. Надо сразу понимать две вещи. Во-первых, любой человек может такую фразу сказать, даже если никакой врач ему такого совета не давал. Он просто этой фразой снимает с себя ответственность. Во-вторых, многие врачи действительно дают совет не прививаться. И вопрос в том, почему врач даёт такой совет. Врач может дать совет не прививаться не только потому, что он убеждённый антипрививочник, но ещё и потому, что в условиях российской медицины ему проще принять решение.
В России ещё и плохо организовано оповещение врачей, медицинские вакцинационные протоколы плохо разработаны. В результате врач часто не знает, в какой ситуации можно прививать, в какой нет. И что происходит? Приходит беременная пациентка к врачу и спрашивает: «Я могу прививаться?» Если он скажет: «Да, прививайтесь», – то любое ухудшение в её состоянии приведёт к тому, что беременная будет связывать своё состояние с прививкой и предъявлять претензии, что врач дал такой совет. С точки зрения теории принятия решений ему выгоднее сказать: «Не прививайтесь!» – и оставить пациента в status quo ante bellum, то есть в ситуации «до войны», в неизменном статусе. Если человек поставлен в ситуацию, когда оба варианта могут быть ошибочными, он выбирает тот вариант, который ему меньше стоит. И потому люди, которые идут к врачам, чаще всего слышат совет: «Не прививайтесь», потому что врач выбирает ответ, который лично ему будет меньше стоить. А потому что протокола, надо ли прививаться человеку с язвой, нет. А поскольку его нет, врачу приходится брать ответственность на себя.
– Ситуация по антипрививочникам странная. Власти у нас обычно стараются или игнорировать, или давить любую оппозицию. Путин на прямой линии сказал, что это дело добровольное и пусть каждый решает так, как ему хочется. Почему здесь они так мягко поступают с меньшинством?
– На самом деле это не меньшинство. По опросу Левада-центра в мае отказывались прививаться 62% опрошенных, в опросе, который вышел 5 июля, 54% заявили, что не готовы сделать прививку от коронавируса. И при этом больше половины россиян не поддерживают обязательную вакцинацию. Это значительные цифры. Кроме того, у нас происходит следующее. Путин на прямой линии говорит: «Нет, нет. Прививка – дело добровольное». А далее идёт такая история: на места спускается указание – определённое количество сотрудников такого-то предприятия должно быть привито. И получается, что ты оказываешься в числе тех, кого принуждают привиться. И это такое характерное для России разделение властей. Царь – добрый, а бояре – строгие. 54% населения, отказывающиеся прививаться, – это очень существенная цифра, и я подозреваю, что люди, занимающиеся социологией в администрации президента, имеют на руках такие же данные.
Одна из причин того, что люди не прививаются, – это недоверие к российским властям и к тому, что произведено в России. Причём это недоверие имеет разные основания: от того, что люди просто не доверяют всему, что создаётся в стране, до того, что чиновники не отвечают перед народом и поэтому их ложь никак не наказуема. Мне информанты в интервью часто транслируют следующую логику: «Я больше верю «Пфайзеру», а не «Спутнику», потому что разработчики «Пфайзера» несут ответственность. Если будут какие-то проблемы, то я знаю, что их будут преследовать, наказывать, открывать судебные дела. Ошибки разработчиков «Спутника» и ошибки чиновников будут всегда покрываться. Поэтому у них нет страха, они делают не на совесть».
– С вашей точки зрения, можно что-то поделать с людьми, которые распространяют антивакцинные слухи? За это стоит наказывать или как-то по-другому действовать?
– Ну однозначно – не наказывать. Штрафы за распространение фейков в первой половине 2020 года были существенные, но совсем не факт, что наказание подействовало. При этом власти обычно считают «фейками» не только и столько слухи, которые реально вредят здоровью человека, но и высказывания, в которых распространители сомневаются в легитимности властных решений. Борьба с фейками часто становится борьбой с политическим инакомыслием. Например, слух: «Какой ужас, в больнице в Пензе все заболели». Или, например, слух о том, что главврач в Иркутске пришёл на работу и заразил больных. Сейчас снова стали наказывать за фейки: на днях на 39-летнюю жительницу Челябинска за публикацию фразы: «Слышала от знакомой, что 80% госпитализированных в больнице – привиты», – составили протокол за распространение фейков.
Наказание за распространение слухов приводит к тому, что человек начинает те же слухи распространять скрытым образом. Волну инфодемии это не остановило. Фейки и слухи по-прежнему распространяются со страшной силой. Для того, чтобы такие вещи перестали распространяться, надо перестать врать, скрывать информацию, делать абсолютно прозрачным общение между людьми и властью на местах. Сокрытие информации является главным фактором того, что у нас кампания по вакцинации бездарно провалилась. Надо публиковать подробную информацию о коронавирусе: сколько привито, сколько привитых заболело, сколько находится в больнице людей, привитых «Спутником», «КовиВаком» и другими вакцинами. Публиковать исследования на этот счёт. Нужно, чтобы вся информация была доступной, чтобы россиянин, сомневающийся в прививке «Спутник» или любой другой, мог зайти на сайт и почитать всю подробную информацию о ходе вакцинации.