издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Строителям разрешили взлёт

Дума Иркутска отклонила протест на то, что шумовое воздействие самолётов не учли в Правилах землепользования и застройки города

Ограничения на возведение и реконструкцию жилья и социальных объектов в зоне максимального шумового воздействия самолётов, взлетающих и садящихся в международном аэропорту Иркутска, не учтены в Правилах землепользования и застройки города. Этот факт вызвал протест Байкало-Ангарской транспортной прокуратуры. Ведомство внесло его в Думу Иркутска. Однако на заседании, состоявшемся 24 июня, городской парламент протест отклонил, поскольку границы седьмой подзоны приаэродромной территории, в которых и отмечается наибольшее воздействие от воздушных судов, в настоящее время пересматриваются.

Шум от самолётов, пролетающих на небольшой высоте, нарушает сон и в конечном счёте повышает нервозность и риск возникновения стенокардии, ишемической болезни сердца или инфаркта миокарда. Такое заключение можно найти в методических рекомендациях Роспотребнадзора, принятых в 2012 году. Формально они утратили силу 1 марта 2021 года. Однако ими до недавнего времени обосновывался фактический запрет на строительство жилья, детских садов, школ, поликлиник и других социальных объектов в зоне наибольшего шумового воздействия самолётов. Или, согласно Воздушному кодексу РФ, в седьмой подзоне приаэродромной территории.

В случае международного аэропорта Иркутска в ней оказалось 56% территории города: весь Правобережный округ и северная часть Октябрьского. Плюс посёлки Дзержинск, Малая Топка, Молодёжный, Новая Разводная, Парфёновка, Патроны, Первомайский, Плишкино, село Пивовариха и деревни Новогрудинина и Новолисиха, расположенные в Иркутском районе. Всего 49,5 тыс. га, на которых проживают 216 тысяч человек. Эту территорию включили в седьмую подзону по приказу Федерального агентства воздушного транспорта от 29 мая 2019 года, которым были утверждены границы приаэродромной территории иркутского аэропорта.

Проект последней разработало ООО «Ижица», оно же «Ижевский инженерно-консультационный центр аналитики». За время, прошедшее с того момента, санитарные правила, на основании которых рассчитываются границы седьмой подзоны, признали утратившими силу. И сейчас та же компания, но уже по новому контракту с АО «Международный аэропорт Иркутск», корректирует седьмую подзону. Она, по всей видимости, сократится в разы, если не в десятки раз.

Вопрос разрешения

Это обстоятельство не помешало Байкало-Ангарской прокуратуре 8 июня подать в Думу Иркутска протест на то, что в Правилах землепользования и застройки, действующих в городе, не отражены ограничения, которые налагаются на использование объектов недвижимости в границах приаэродромной территории. «У вас буквально в апреле-мае была переписка с [городской] администрацией, она отвечала, что всё будет приведено в соответствие [федеральному законодательству] до сентября, – прокомментировал это обращение депутат Александр Квасов. – Зачем в Думу-то обращаться?» Инициатива, как оказалось, исходила от руководства Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры. Возник вопрос: как мэрия будет выдавать разрешения на строительство в седьмой подзоне? Дело в том, что разрешительные документы должны основываться на Правилах землепользования и застройки, а в них не внесены ограничения, которые действуют на приаэродромной территории. «Как до сентября будут выдаваться разрешения на строительство объектов?» – задал риторический вопрос помощник Байкало-Ангарского транспортного прокурора Александр Солнцев.

То же волнует строительные компании. «Очень много обращений от них идёт в наш адрес, – сообщил председатель Думы Иркутска Евгений Стекачёв. – Они пишут, что добросовестно получили разрешение, а ввести объект не могут. Что делать, как разобраться с этим правовым вакуумом? Может прокуратура дать какое-то разъяснение, или нам судебную практику нужно нарабатывать?» По словам Солнцева, проблем нет в том случае, если разрешение на строительство было выдано до того момента, когда были установлены границы седьмой подзоны. Однако с 1 января 2020 года мэрия санкционировала возведение детского сада на 220 мест в микрорайоне Лесном, пяти многоквартирных жилых домов, амбулаторно-поликлинического учреждения у перекрёстка улиц Байкальской и Трилиссера и гостиницы на Богдана Хмельницкого. Обсуждается также пристрой к школе № 23, расположенной на улице Советской, в марте принят проект застройки территории бывшего Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища – ещё 350 тыс. квадратных метров жилья, школа на 1500 мест, четыре детских сада и поликлиника.

– По каждой стройке надо вопрос отдельно рассматривать, изучать документы: когда было право собственности оформлено, когда было выдано разрешение, – заметил Солнцев. – В федеральном законе 135-фз [«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»] есть исключение: если право собственности на земельный участок оформлено до его вступления в законную силу, то ограничения не распространяются.

– А если после? – уточнил Стекачёв.

– Тогда вопрос, когда оформлено право собственности или пользования земельным участком.

– То есть вопрос в рамках рассмотрения судом в эту плоскость уходит? – заключил председатель Думы Иркутска.

– Нет, почему, – ответил помощник Байкало-Ангарского транспортного прокурора. – Я думаю, что органы, которые будут выдавать разрешение [на строительство], то есть [городская] администрация, должны детально изучать все документы.

Пересмотр под присмотром

Тем временем Государственная Дума смягчила ограничения, действующие в седьмой подзоне. Проект федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс РФ был принят в третьем чтении 2 июня. Согласно ему, запрет на строительство, реконструкцию или эксплуатацию объектов капитального строительства в седьмой зоне теперь должен вводиться «с учётом возможности применения мер по предупреждению и (или) устранению негативного физического воздействия и по результатам расчётов и оценки рисков для здоровья человека, проведённых в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями». Совет Федерации одобрил такое положение 3 июня. А 11 июня, по сведениям из Системы обеспечения законодательной деятельности, закон подписал президент России.

– Представители транспортной прокуратуры владеют информацией о том, что при правительстве Иркутской области создана рабочая группа, которая занимается корректировкой седьмой подзоны, – добавил мэр Иркутска Руслан Болотов. – Когда мы обсуждаем, что нужно поторопиться и быстренько внести изменения [в Правила землепользования и застройки], мы тем самым, давайте чётко говорить, заблокируем развитие города. Мы не сможем реализовывать национальные проекты и решать задачи, поставленные президентом, по увеличению ввода квадратных метров на душу населения. Вы знаете, наверное, не хуже нас, насколько будет скорректирована подзона в результате того, что работа будет проведена комплексно, а не при отсутствии методики, как это было изначально.

По данным из Единой информационной системы в сфере закупок, контракт с «Ижевским инженерно-консультационным центром аналитики» на корректировку границ приаэродромной территории аэропорта Иркутска рассчитан до 15 августа. Работы по нему, согласно тем же «Госзакупкам», начались 23 апреля. На разработку нового проекта приаэродромной территории с учётом всех согласований отводят четыре месяца. По крайней мере, об этом на мартовских депутатских слушаниях в городской Думе заявил заместитель генерального директора по корпоративному управлению и кадровой политике АО «Международный аэропорт Иркутск» Пётр Беликов. Он же тогда предположил, что седьмая подзона по итогам корректировки «уменьшится кратно», но подчеркнул: «Близлежащие земельные участки, которые непосредственно прилегают к аэропорту, из этой зоны не исчезнут. Например, ИВВАИУ».

Окончательно границы седьмой подзоны станут известны не раньше сентября. Сейчас, в конце июня, депутаты Думы Иркутска отклонили протест транспортной прокуратуры, который поступил в их адрес. «Мы все сейчас – заложники ситуации: возникла юридическая казуистика, которая разрешится к сентябрю-октябрю, – примирительно прокомментировал Евгений Стекачёв это решение. – Прокуратура не может себя по-другому вести. Их прямая обязанность – контролировать исполнение действующего законодательства, в том числе муниципалитетами. Наш нормативно-правовой акт – Правила землепользования и застройки – не соответствует законодательству, поэтому и появился протест».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры