Без поправок на санкции
En+ Group сохраняет курс социально ориентированного бизнеса
Американский суд «предсказуемо абсурдно» отказался отменять санкции в отношении российского бизнесмена Олега Дерипаски. Это не помешает компаниям, к созданию и развитию которых приложил руку предприниматель, работать и сохранять социальную направленность бизнеса. Однако руководству России стоит задуматься о том, как жёстко и эффективно защитить отечественную экономику от подобных политических решений, исходящих из-за рубежа.
Федеральный окружной суд по округу Колумбия отклонил иск Олега Дерипаски об отмене санкций против него со стороны США. Об этом сообщил судья Амит Мета, соответствующее решение датировано 13 июня. По словам Меты, российский предприниматель «не сумел предоставить убедительных доказательств» того, что Министерство финансов США и Управление по контролю над иностранными активами превысили полномочия, в апреле 2018 года включив его в санкционный список. Несколько статей в прессе тогда сочли подтверждением того, что Дерипаска действовал «от имени или в интересах российских чиновников». Иск, в свою очередь, последовал в марте 2019-го, после того как Дерипаска снизил свою долю в компании En+ Group, а Минфин согласился снять ограничения и с неё, и с ОК РУСАЛ, которая входит в её состав.
Бизнесмен прокомментировал решение американского суда, назвав его «предсказуемо абсурдным». «Из постановления суда красноречиво следует, что Управление по контролю над иностранными активами не должно соблюдать установленные процедуры (а я должен), может выбирать, какие доказательства раскрывать, а какие утаивать, и вольно вкладывать в слова тот смысл, который ему удобен, – цитирует «РБК» заявление Дерипаски. – Это всё равно, что играть в покер с завязанными глазами, при этом раскрывая карты своим противникам. Великое американское лицемерие проявляется в том, как правовая система США объявляет себя оплотом мировой справедливости, но на деле заинтересована лишь в продвижении повестки американских политиков. Заложниками их политики стали миллионы россиян, живущих и работающих в разных регионах страны».
«Персональные» санкции действительно касаются множества человек. Только в подразделениях En+ Group насчитывается более 90 тысяч сотрудников. На энергетических предприятиях и алюминиевых заводах в Иркутской области, в частности, работают 23 тысячи человек. В «Группе ГАЗ», которая помимо сбытовых и сервисных организаций объединяет 13 автомобильных, моторных и автобусных заводов в восьми регионах России, трудятся около 35 тысяч человек, с учётом смежных производств их число превышает 400 тысяч. И если не для каждого из них, то для многих перспектива лишиться работы в 2018 году была вполне реальной: гарантии, что Минфин США снимет или ослабит санкции, не было никакой. Кто-то и сегодня ощущает последствия ограничений.
Однако и в таких условиях En+ Group и другие компании по-прежнему безусловно сохраняют социальную направленность бизнеса. Примером тому – 4 млрд рублей, вложенные в строительство медицинских центров в регионах присутствия во время пандемии коронавируса, и стипендиальные программы для будущих медиков. Не забыты и «долгоиграющие» благотворительные и социальные проекты и программы, которые существуют не первый год. Олег Дерипаска уверен: его история поучительна для всего российского бизнеса, фактически беззащитного перед американским и любым другим международным произволом. Отечественным властям, в свою очередь, стоит задуматься о создании системы защиты интересов предпринимателей, аналогичной той, которая действует в Китае. Правительство КНР, к примеру, имеет право вводить контрсанкции против иностранных граждан, компаний и организаций, которые оказывают на страну давление при помощи «дискриминационных ограничений».