Стояночный тормоз
Дума Иркутска настаивает на комплексном решении проблемы транспортной перегрузки центра города
Организация транспортных потоков в центре Иркутска, которая позволила бы разгрузить городские дороги, требует комплексного решения. Одним из его элементов может стать организация платных парковок. По расчётам московской компании Prof-IT Group, на то, чтобы их оборудовать, требуется 238 млн рублей, окупить затраты можно, если стоимость часа стоянки составит 40 рублей. Плюсы и минусы такого решения обсудили в Думе Иркутска на депутатских слушаниях, которые состоялись 27 мая. А на заседании городского парламента 28 мая было принято совместное с мэрией решение обратиться к губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву за финансовой поддержкой в размере 360 млн рублей на комплексное решение транспортной проблемы.
Центр Иркутска, где сосредоточено подавляющее большинство административных служб и деловых зданий, перегружен транспортом. На весь поток личных автомобилей здесь приходится 3016 парковочных мест, 10% которых отведены для инвалидов и других льготников. Ещё три сотни из них находятся на парковках открытого и закрытого типов. Плюс 300 мест дают участки возле городских точек притяжения вроде торгового центра «Карамель» или «Модного квартала». В то же время два года назад в городе насчитывалось 197 тыс. автомобилей, а депутат Думы Иркутска Алексей Колмаков ссылается на данные ГИБДД, согласно которым на дорогах областного центра ежегодно появляется по 10 тыс. новых машин.
Слагаемые разгрузки
Возникновению очевидной проблемы способствовало множество факторов – от исторически сложившейся сети дорог и многочисленных отступлений от генеральных планов города до существенных недостатков в работе общественного транспорта. «В решении этого вопроса обязателен комплексный подход, – уверен председатель Думы Иркутска Евгений Стекачёв. – Самой важной задачей является нормализация работы общественного транспорта». Депутат Александр Квасов, в свою очередь, указал на малочисленность парка автобусов. К тому же состояние машин зачастую оставляет желать лучшего. «У нас 77 автотранспортных предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками, из них только одно муниципальное – «Иркутскавтотранс», – заметил Квасов. – Примерно столько же маршрутов, 33 из них – муниципальные. До пандемии было полторы тысячи автобусов, на недавней встрече перевозчики сказали, что поток упал, теперь их примерно тысяча – плюс 130 муниципальных. Судя по тарифу, который действует в Иркутске, у предпринимателей нет возможности обновлять парк».
На это можно направить средства, вырученные от платной стоянки в центре города. Её организация позволяет также разгрузить дороги. «Бесплатные парковки стимулируют избыточный поток [автомобилей], который превышает пропускную способность улично-дорожной сети, – отметил представитель компании Prof-IT Group, которая среди прочего занимается созданием инфраструктуры для умных городов. – Он не может быть обеспечен достаточным количеством парковочных мест даже при условии их дополнительного строительства». В такой ситуации водители регулярно нарушают правила остановки и стоянки, создавая помехи для остального транспорта и тем самым только усугубляя пробки. Выходом из данного положения видится организация платных парковок – путь, по которому давно идут крупные города за рубежом и в России.
В Иркутске их предлагают организовать на самых загруженных дорогах центра. То есть на улицах Карла Маркса, Грязнова, Чехова, Фурье, Киевской, Красноармейской, Ленина, Лапина, Литвинова, Володарского, Карла Либкнехта, Дзержинского, Бабушкина, Сухэ-Батора, Каландаришвили, Пролетарской, Свердлова, Желябова, Горького и в Пионерском переулке. Планируемая стоимость часа стоянки с 8.00 до 21.00 здесь составит 40 рублей. В октябре 2015 года такую же цену установили в Москве (Prof-IT, к слову, оборудовали в столице 14 тысяч парковочных мест и построили 31 парковку закрытого типа), сегодня минимальный тариф там составляет 80 рублей в час в дневное время на территории между Садовым и Бульварным кольцами, а на 492 улицах в центре он достигает 380 рублей в час. Штраф за неоплату – 5 тыс. рублей. В остальных регионах он колеблется от 500 до 3 тыс. рублей, в Иркутске он может составить 1500 рублей.
Компания Prof-IT, готовая выступить в качестве инвестора, оценивает капитальные затраты на создание платного парковочного пространства в центре города в 238 млн рублей. Эти средства нужны не только для нанесения разметки и установки паркоматов, но и для монтажа камер, которые будут фиксировать нарушения, разработки и внедрения автоматизированных систем, позволяющих вносить плату и взимать штрафы, и запуска центра обработки данных, где будет собираться вся необходимая информация. Операционные расходы за время действия концессионного соглашения, запланированного на 12-13 лет, по расчётам компании, составляют 760 млн рублей. Возможны и другие варианты партнёрства с мэрией, но порядок цифр в любом случае остаётся примерно тем же. Доходы городского бюджета за весь срок реализации проекта оцениваются в 487 млн рублей за счёт штрафов, плата за парковку принесёт в казну 146 млн рублей.
Мест нет
Депутат Юрий Коренев, взявший слово сразу после презентации, считает, что необходимо не взимать плату за стоянку, а увеличивать количество парковочных мест. По его мнению, именно таким способом губернатор Иркутской области Игорь Кобзев не так давно предложил упорядочить поток транспорта и разгрузить центр города. «У нас же главная проблема, что ставить машины некуда, – убеждён Коренев. – Лет семь назад [бывший заместитель мэра – председатель комитета по градостроительной политике Евгений] Харитонов докладывал, что в генеральном плане выделено около десятка земельных участков для строительства многоуровневых парковок». Сейчас в проектной документации по планировке территорий Иркутска предусмотрен 41 участок, где можно разместить многоуровневые парковки общей вместимостью около 30 тыс. автомобилей. Однако они в большинстве своём расположены за пределами центра города.
«Вы не лучше и не хуже меня знаете, что здесь отсутствуют земельные участки, на которых можно построить многоуровневые парковки, тем более перехватывающие, – подчеркнул заместитель мэра – председатель комитета городского обустройства Роман Орноев. – Их необходимо делать за пределами центральной части Иркутска».
Относительно близко к ней могут разместить разве что перехватывающую парковку на 800 машин, расположенную между Маратовской развязкой и Павловским рынком. Схема развития транспортной инфраструктуры предполагает строительство в общей сложности 12 перехватывающих парковок на территории города. «Когда губернатор Игорь Иванович Кобзев сказал, что нужно решить вопрос с парковками, один из элементов и заключался в том, что необходимо упорядочить центр Иркутска, ограничить в нём проезд личного транспорта. – добавил Орноев. – Во-вторых, Игорь Иванович предложил перенести все административные здания в центре города за его пределы. Может, с этого начнём?»
Алексей Колмаков, который возглавляет МУП «Иркутскавтотранс» и занимает пост заместителя председателя Ассоциации автотранспортных предприятий Иркутска, в свою очередь, сослался на европейский опыт. «Где вы в Европе найдёте в центре города бесплатное место? – задал он риторический вопрос. – Их там нет. Пока у нас будут в центре бесплатные парковки, они всегда будут забиты. Ну где мы возьмём место?» Попытки его изыскать уже были. При Викторе Кондрашове, который был мэром города в 2010–2015 годах, а в настоящее время является депутатом Законодательного Собрания Иркутской области, под строительство перехватывающих парковок определили несколько участков, но на практике там построили торговые центры – в отсутствие финансовых стимулов и мотивов такой вариант «монетизации площади» был и остаётся наиболее привлекательным для большинства инвесторов.
Платить нельзя запретить
«Я выступаю за то, что платные парковки в центре города обязаны быть, – заявил заместитель председателя комиссии по транспорту, связи и охране окружающей среды Думы Иркутска Ростислав Белых. – Если приехал на час, пускай этот час будет бесплатным, а дальше – плати».
Изыскать деньги на новые автобусы или троллейбусы – задача, которую удастся решить в лучшем случае в течение нескольких лет. Коренев полагает, что это должно произойти до того, как будет введена платная парковка. Альтернативное мнение – наоборот, направить деньги, полученные от неё, на развитие общественного транспорта. «Понятно, что и про него надо говорить, про переход с малогабаритных маршруток на крупногабаритные автобусы, – дипломатично заключил председатель Думы Иркутска Евгений Стекачёв, возвращаясь к теме депутатских слушаний. – Но давайте пока сконцентрируемся на парковках. Появилось мнение, с которым многие депутаты пока не согласны, что их необходимо сделать платными. Давайте обсуждать ещё какие-то механизмы, потому что мы должны принять решение. Это не значит, что мы должны сразу разработать концепцию, но на слушаниях необходимо определить тренды, в направлении которых будем работать».
Пока депутаты решили рассмотреть вопрос о платной парковке на заседании профильной комиссии. По мнению председателя Думы, который подводил итог слушаний, её необходимо ввести, а на самых загруженных улицах в центре Иркутска и вовсе запретить стоянку автомобилей. «Но надо проработать и вопрос о субсидировании, стимуляции инвесторов к строительству парковок, – заключил он. – Проблему нужно решать в комплексе».