В диалоге с омбудсменом
Законодательное Собрание обсудило отчёт уполномоченного по правам человека
8439 человек недосчиталась Иркутская область в 2020 году. Часть из них умерли, часть – покинули пределы региона в связи с миграцией. Этот показатель в 2,3 раза выше, чем в 2019 году. Тема демографии стала одной из основных в ходе обсуждения доклада уполномоченного по правам человека на заседании 42-й сессии Законодательного Собрания. Депутаты считают, что нужно организовать системную работу по предупреждению проблем, с которым люди обращаются к уполномоченному. В том числе определить список необходимых законов, принятие которых облегчит жизнь людей. Тема демографической политики должна быть обсуждена отдельно, полагают депутаты.
«В 2020 году в наш аппарат поступило 1819 обращений, – рассказала уполномоченный по правам человека в Иркутской области Светлана Семёнова, выступая перед депутатами с традиционным докладом об итогах деятельности в прошлом году. – По ряду обращений было проведено 24 выезда. Часть обращений носили коллективный характер, затронуты были интересы более 800 граждан». В 224 случаях были восстановлены права граждан, в том числе по трём коллективным жалобам.
Как пояснила Светлана Семёнова, на первом месте стоят вопросы по охране здоровья граждан. И здесь важно отметить проблемы, связанные с демографическими процессами. «У нас отрицательные демографические показатели по всем параметрам – и в вопросах смертности, и в вопросах рождаемости, миграционной убыли, – сообщила Семёнова. – Безусловно, пандемия внесла свои коррективы в решение вопросов, связанных с теми же миграционными процессами». В Иркутской области на 1 января 2020 года было 2391,2 тысячи человек. Естественная убыль населения за год – 8439 человек. В прошлом году родилось на 1182 человека меньше, чем в 2019 году, а умерло на 4017 человек больше. Более 28 тысяч уехали из Иркутской области, приехало почти на 4 тысячи меньше, в целом убыль – более 7 тысяч к показателям 2019 года. В регионе серьёзная гендерная диспропорция – 43,3% мужчин и 53,7% женщин. Снижается численность трудоспособного населения. 68,8% жителей в нашей области – это люди старше трудоспособного возраста, 7,85% – это молодые, ещё не работающие. И 37,37% – это трудоспособные люди, которые, по сути, обеспечивают пенсионеров и детей.
При этом Иркутская область на втором месте в СФО по числу лиц, имеющих инвалидность. В регионе, по данным на 1 января этого года, 11,18% населения – инвалиды, это около 204 тысяч человек. В целом по России этот показатель 9,35%. И, соответственно, самое большое количество обращений к уполномоченному по правам человека – это вопросы, связанные с медициной. Они касаются качества и доступности медпомощи, предоставления лекарств, финансирования медорганизаций, их состояния. Как отметила Светлана Семёнова, серьёзно всё это обострилось в условиях пандемии. На фоне этого люди всё чаще сталкиваются с фактами финансовых преступлений. В Иркутской области 16 тысяч человек стали заложниками негосударственного пенсионного фонда «Благоденствие», который сейчас ликвидируется, а люди не знают, как получить вложенные средства. Среди проблем, отмеченных уполномоченным, были и вопросы прав заключённых.
«Я знаю, что раньше общая численность жителей Иркутской области сокращалась в год примерно на 4 тысячи человек, а за 2020 год насколько сократилась?» – спросил депутат Илья Сумароков. Светлана Семёнова сообщила, что в 2020 году умерло более 35 тысяч человек. Но от сравнений воздержалась, сославшись, что сейчас нет этих цифр в докладе. Однако она отметила невесёлые тенденции. «В структуре смертности по итогам 2020 года преобладают граждане трудоспособного возраста. И плюсом здесь же один из важных моментов, который требует серьёзного анализа: мы наблюдаем не только смертность по естественным причинам, ввиду заболеваний, но и гибель граждан от внешних причин – ДТП, суициды и всё, что с этим связано», – сказала Светлана Семёнова.
«Исходя из того, что было 4 тысячи, цифра в 8 с лишним тысяч естественной убыли, конечно, серьёзная», – сказал депутат Дмитрий Тютрин. Парламентарий Александр Гаськов попросил не забывать, что эти 8,4 тысячи включают и миграционную убыль. Тем не менее общая убыль по области выросла в 2,3 раза по сравнению с 2019 годом. «Эти цифры характерны не только для Иркутской области, но и для всей Российской Федерации, – заметил Гаськов. – Убыль населения выросла более чем в 2 раза по всей России. А миграционная убыль – это перетоки, которые связаны с пандемией». «Тенденции общие по России, согласен, но они не могут не вызывать у нас обеспокоенность», – сказал депутат Тютрин. Парламентарии посчитали, что эта тема может стать предметом отдельного обсуждения, не в рамках доклада уполномоченного.
«Светлана Николаевна, к вам обращаются тысячи граждан Иркутской области со своими проблемами, – сказал депутат Сергей Бренюк. – Вы в своём докладе обозначали вопросы и проблемы. Но, если решать то, что обозначено в обращениях граждан, это будет борьба с последствиями. Я не услышал в докладе анализа, почему эти обращения имеют место. Вопрос именно в этом. Если вы будете эффективно работать по обращениям, люди это увидят, и обращений будет не 2 тысячи, а 4–8 тысяч. Чем эффективнее вы будете работать, тем больше будет обращений, если не вести борьбу с причинами. А часть из этих вопросов можно решать через регулирование законодательства. Мы, депутаты Законодательного Собрания, обязаны вам в этом помогать. Какие причины озвученных вами проблем мы можем снять через регулирование законодательством?» Светлана Семёнова согласилась с мнением депутата, отметив, что уполномоченный не подменяет деятельность органов власти, его задача – подключаться тогда, когда не срабатывают органы исполнительной власти. Она заявила, что рекомендации уполномоченный представляет регулярно, среди них есть и те, которые решаются только путём разработки законов.
Парламентарий Анатолий Обухов поинтересовался той частью отчёта уполномоченного, что касается работы вахтовиков, среди которых значительное количество гастарбайтеров. «Были ли переговоры у вас с министерством труда Иркутской области о том, как защитить права жителей Иркутской области, которые выезжают на вахту? Вопрос и по другим местам работы, где приезжающие гастарбайтеры создают конкуренцию нашим соотечественникам». Анатолий Обухов спросил, есть ли у уполномоченного готовые идеи, законопроекты, защищающие соотечественников. «Мы понимаем, что наши проигрывают, рабочие места занимают приезжие, заработанные деньги уходят за границу, а могли бы остаться здесь», – сказал депутат. Сейчас в регионе около 20 тысяч человек работают на вахте, менее 30% из них – жители Иркутской области, подтвердила Светлана Семёнова. Однако в банке вакансий сейчас 15 тысяч мест работы, но жители региона не спешат ими воспользоваться, потому что работодатели не заключают трудовые договоры, не обеспечивают безопасность труда. «Это всегда вопрос диалога с работодателем», – подчеркнула она.
Депутат Дмитрий Тютрин заострил внимание на ситуации с заключёнными. «Мы помним, резонансной была ситуация, прогремели мы на всю Россию, – сказал Тютрин. – Человек, который содержится на территории Иркутской области за кражу домашнего скота, получил увечья и в результате стал инвалидом. Какая сегодня ситуация в этой сфере?» Светлана Семёнова сообщила, что работа с заключёнными ведётся, на контроле уполномоченного несколько уголовных дел, в том числе по бунту в ИК-15. Дмитрий Тютрин напомнил, что депутаты имеют юридическое право вместе с уполномоченным осуществлять надзор за учреждениями уголовно-правовой системы. «Федеральный законодатель это право за нами предусмотрел, – отметил он. – В Федеральном законе № 103, в статье 7, предусмотрено право реализации парламентского контроля за учреждениями уголовно-правовой системы. Фракцией ЛДПР разработан проект изменений в регламент, наделяющий всех желающих указанными полномочиями. В ближайшее время он будет внесён на рассмотрение ЗС».
Парламентарий Александр Гаськов задал вопрос о том, как организована и финансируется доставка больных до мест, где проводится процедура гемодиализа. Светлана Семёнова ответила, что такие жалобы действительно поступают. Выход – решение вопроса доставки через федеральную программу или увеличение социальных выплат непосредственно больным. Уполномоченный сообщила, что по этому вопросу её аппарат вступил в жёсткий диалог с минздравом, запросив цифры о том, сколько человек нуждаются в доставке на процедуру. Александр Гаськов заметил, что проблема существует на стыке двух министерств – здравоохранения и социальной защиты. «Это всё-таки не компетенция министерства социального развития, опеки и попечительства, а минздрав перекладывает её на его плечи», – отметил депутат. Он обратился к заместителю председателя правительства Иркутской области Валентине Вобликовой с просьбой разрешить этот вопрос.
Депутаты отметили, что уполномоченному по правам человека необходима серьёзная помощь Законодательного Собрания. Они готовы сотрудничать со Светланой Семёновой всеми доступными способами, в том числе и профильно – инициировать законы, которые решают системные проблемы, озвученные жителями области на приёме у омбудсмена.