«Комплекс науки, образования и экологического туризма»
En+ Group представила концепцию международного центра водных ресурсов на Байкале. В одном здании, которое планируют построить на рекультивированной промышленной площадке БЦБК, разместят производство по розливу воды, организованное по высоким экологическим стандартам, научно-исследовательские лаборатории и образовательную платформу, а также музей и инфраструктуру для образовательного туризма. Проект, к обсуждению которого привлекут общественность, разработают к 2024 году, когда будет ликвидировано «наследие» Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. На строительство берут ещё около двух лет.
Горнолыжный курорт «Гора Соболиная» в роли точки притяжения, индустриальный парк как центр экологического предпринимательства, природный парк и новая набережная – такими крупными мазками нарисовано будущее Байкальска в 2040 году в проекте мастер-плана комплексного развития города. По крайней мере, в той его версии, которую в середине апреля представили Центр развития Байкальского региона – дочерняя структура государственной корпорации «ВЭБ.РФ» – и КБ «Стрелка». Она же предполагает, что туристический поток в город и его окрестности за двадцать лет увеличится со 180 тыс. человек минимум до 500 тыс. человек. При условии, что будет ликвидировано «наследие» Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, включающее более 4,9 млн кубометров шлам-лигнина и 729 тыс. кубометров надшламовой воды на двух полигонах, а также 173 тыс. «кубов» щёлокосодержащей жидкости в ёмкостях на промышленной площадке предприятия, и изменится восприятие города в целом.
– БЦБК – одна из приоритетных проблем, – соглашается директор по устойчивому развитию En+ Group Антон Бутманов. – Не только потому, что это несколько миллионов тонн шлам-лигнина, которые при землетрясении в неправильной точке могут уйти в Байкал, но и потому, что это, к сожалению, культурный код. Когда мы слышим про какие-то глобальные инвестиции, множество туристов и строительство ультрасовременных отелей, мы понимаем, что всё это невозможно, пока мы его не изменим. Пока не сменится подход – расчёт на наплыв туристов без соответствующей инфраструктуры, сюда деньги не придут. И наша задача вместе с государством – создать предпосылки для перемен. Не только физически рекультивировать накопленное загрязнение, чем сейчас активно занимается Федеральный экологический оператор, но и реализовать какие-то самостоятельные проекты, которые покажут всему миру, что произошла некая эволюция, переход от грязного старого к чистому новому.
«Символ того, что изменения свершились»
Первой ласточкой должен стать международный центр водных ресурсов, который компания намерена создать в Байкальске. Символично, что место для него выбирают на территории БЦБК. Пока определён участок в 20 га на восточной оконечности промышленной площадки, неподалёку от карт Солзанского полигона, которые подлежат рекультивации. «При обсуждении с «ВЭБом» нам предложили шесть площадок, – рассказывает директор по развитию производственной системы En+ Group Сергей Пономаренко, который курирует проект. – Пока остановились на той, что с краю. Возможно, в дальнейшем место расположения [центра водных ресурсов] будет изменено, пока мы этот вопрос обсуждаем». Конкретный участок и схему его передачи окончательно определят после того, как «ВЭБ.РФ» в конце апреля завершит сделку по приобретению земель обанкротившегося Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
Концепция международного центра водных ресурсов уже определена. Частью его станет производство по розливу байкальской воды. Инвестиции в него оцениваются в 87,5 млн евро. Выпускать продукцию предприятие будет под тем же брендом «Легенда Байкала», или Legend of Baikal, что и действующее производство в посёлке Порт Байкал, которое также входит в структуру En+ Group. Мощность последнего составляет 55 млн литров в год. В целом на Байкале, к слову, сейчас разливают 6 млрд литров воды ежегодно. Новое современное и высокотехнологичное предприятие рассчитано на розлив 1 млрд литров ежегодно. Со стороны цифра кажется большой, но в масштабах самого глубокого озера в мире – это мизер. Скажем, Иркутская ГЭС сейчас работает со сбросными расходами 2400 кубометров в секунду, то есть такой объём воды она пропускает каждые 6 минут 56 секунд. Ещё одна цифра: если посмотреть влияние на уровень озера, то миллиард литров – это 1/370 сантиметра. Или 0,027 миллиметра. По остальным параметрам розлив воды также по определению является одним из самых экологически чистых производств. При условии, что вся сопутствующая инфраструктура размещена с соблюдением всех природоохранных требований и технологий. Заботой об экологии продиктован и полный отказ от пластиковых бутылок в будущем. Немаловажно, что вся эта экологически чистая продукция пойдёт на российский рынок.
«Идея строительства на БЦБК какого-то нового комплекса возникла десять лет назад, – продолжает Бутманов. – Сегодня мы видим, что это должен быть комплекс, включающий науку, образование и экологический туризм. Всё вместе взятое, потому что одно дополняет другое». Производство, в частности, дополнят научно-исследовательская и образовательная платформы. То есть лаборатории, которые разместятся в здании международного центра, и точка для наблюдений за Байкалом на воде, аналогичная той, которая более 75 лет действует в посёлке Большие Коты на противоположном берегу озера.
«Мы бы хотели создать информационную платформу, доступную для всех: не только для сотрудников центра, но и для местных жителей, учёных и тех, кому это интересно в мире, – отмечает Пономаренко. – Данные будут оцифрованы. Всё сводится к тому, что центр должен стать точкой привлечения «зелёных» технологий. Байкальск будет реализовывать и транслировать не только в границах региона». Для этого компания уже наладила сотрудничество с Сибирским отделением Российской академии наук, которое занимается экспертизой проекта ликвидации накопленного загрязнения БЦБК, Иркутским государственным университетом, Институтом водных проблем РАН и Московским государственным университетом.
Ещё одной составляющей центра станет музей воды. В производственном цехе сделают галереи для посетителей – таким способом планируют развивать индустриальный туризм. «Смысл ещё и в том, чтобы взять под общественный контроль розлив байкальской воды, – подчёркивает Бутманов. – Чтобы организовать такое производство и начать продавать воду, сюда надо будет привести всех. Они должны увидеть, что это сделано красиво и правильно, они должны увидеть учёных и лаборатории. Потому что все знают: здесь был БЦБК. А будет символ того, что изменения свершились».
Год на проект, два на строительство
Международный центр водных ресурсов со всеми его составляющими разместится в одном современном здании. Его проект пока не разработан, но есть концептуальные идеи вроде фасада в виде волны. «Всё будет выполнено из экологически чистых материалов, – добавляет Пономаренко. – Возможно, из алюминия». Перед зданием разместятся искусственный водоём и парк лекарственных растений. Эскиз, который демонстрируют журналистам, чем-то напоминает технологический центр McLaren в английском Уокинге, который создал всемирно известный архитектор Норман Фостер.
Проект должен быть готов к тому моменту, когда Федеральный экологический оператор ликвидирует накопленное загрязнение БЦБК. Согласно постановлению правительства России, по которому предприятие назначили единственным исполнителем работ, это должно произойти до 31 мая 2024 года. En+ Group, в свою очередь, берёт ещё два года на строительство центра. Создание последнего будет проходить под общественным контролем, как это уже было с мастер-планом развития Байкальска, который постарались по максимуму обсудить с активистами и экспертами. Важность развития Байкала и проведения экологических инициатив была озвучена ещё основателем компании – промышленником Олегом Дерипаской. «Мы понимаем, что институты НКО нужно выращивать, это нужно для работы, для того, чтобы обсуждать сложные вопросы, – заключает Бутманов. – Иначе мы имеем либо тех, кто сильно «за», и это неправильно, либо тех, кто громко «против», что тоже не совсем верно».