Дорога в Нарнию
В Иркутском драматическом театре состоялась премьера детского спектакля
Актёры Иркутского драматического театра нашли путь в идеальный мир. Путь, который лежит через дверь платяного шкафа. Мир, в котором весной зажигается волшебный фонарь, человек вдруг начинает понимать зверя, а предательству и гневу отпор дают любовь и справедливость. Детский спектакль «Лев, колдунья и платяной шкаф», который поставили артисты Иван Гущин и Алёна Бочкарёва, получился сказочным и по-хорошему наивным, но при этом глубоко философским, полным символов, образов и смыслов. В рамках проекта «Открытая сцена» 7 апреля премьера состоялась в Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова. Создан же был спектакль в творческой студии «Аврора» несколько месяцев назад с использованием гранта президента России.
Человечество веками ищет мифический рай. Это и легендарный древнеславянский край свободы Беловодье. И загадочное царство в центре мироздания Шамбала. И много других представлений о том месте, где человек способен обрести счастье. Такую страну под названием Нарния когда-то придумал британский писатель и учёный Клайв Льюис.
Объёмный материал Иван Гущин переработал самостоятельно, оставив в инсценировке значимые и наиболее цепкие для детского восприятия картины. Четверо детей приезжают в большой дом, в котором полно потайных мест, способных открыть в воображении ребёнка дверь в необыкновенную страну. Там судьба подготовила им встречу с Белой Колдуньей и настоящим испытанием – выбором совести. Героям придётся принимать взрослые решения: помочь в беде или самоустраниться, предать или остаться верным себе. Спасение к оступившемуся «сыну Адама» приходит в виде величественного Аслана, посланного в Нарнию в образе могущественного льва.
В условный детский мир превращается пространство сцены. Здесь ребятам легко рисуются маленькая хижина мистера Тумнуса, снежный лес Нарнии и домик семьи бобров. Стоит лишь хорошенько повернуть волшебный шкаф, обвитый корнями деревьев, как нитями времени, и ты окажешься в нужном месте. Здесь можно есть воображаемый рахат-лукум и пить из несуществующей чашечки. Здесь можно играть печёной картошкой и прятаться в углу сцены, как будто в пещере.
«Хроники» Льюиса имеют отсылки и к древней мифологии, откуда пришёл фавн, и к сказкам Андерсена, чью Снежную Королеву так напоминает Белая Колдунья, и, конечно, к библейскому сюжету, в котором Христос так же, как и Аслан, приносит себя в жертву ради человека. Создатели спектакля придерживались этой эклектичности и воплотили её в синтезе искусств. В одном действии здесь органично уживаются рисунки теней и весёлые танцы, сражения и милые фокусы, подлинная игра артистов и живое взаимодействие с куклами.
Актёрский состав в постановке необычен. На одной сцене вместе с профессиональными артистами играют дети. Чуткая Люси (Агния Карионова) верит в чудеса безо всяких условий. Манеры и интонации Сьюзен (Маргарита Хлыстова) ярко рисуют образ старшей сестры, которой приходится отвечать за малышей. Актёру, исполняющему роль Питера (Владислав Наумов), удалось передать нежную любовь к маленькой сестре и стойкость характера в вопросах двусмысленного выбора. Во втором составе роли исполняют Радмила Дюкова, Камилла Дриевская и Виктор Иванов. Робко пробует на прочность новый для него мир Эдмунд (Сергей Алексеенко). В развитии именно этого образа можно проследить, как меняется герой, оценивая свои поступки.
Тени следов фавна появляются в спектакле как намёк на существование другой реальности, а может быть, как указатель дороги туда – в страну, обитатели которой ждут маленьких воинов из древнего предания. Тени в спектакле то являют тяжёлую поступь Аслана, то создают картины приближения Белой Колдуньи.
Фигура Аслана вызывает неподдельный восторг. Она такая же мощная и впечатляющая, как нрав самого животного или характер этого героя. Управляя огромной куклой втроём, артисты воплощают царственность и благородство Аслана. Но главное, на что обратит внимание зритель и замрёт на секунду от сомнения, а вдруг он живой, – это глаза. В них улавливаются боль и сочувствие, глубокая мудрость и честь создателя и хранителя Нарнии.
Куклы становятся в сказке особенными героями. Так, оживают в руках кукловодов Евгения Кириллова и Алёны Бочкарёвой симпатичные мистер Бобр и миссис Бобриха. Кукольные персонажи, как и остальные детали предметного мира спектакля, были изготовлены художниками-бутафорами Татьяной Орловой, Мариной Чудиновой, Еленой Зуевой, Екатериной Силиной, Игорем Зуевым. Во всём здесь чувствуются душа и заботливые руки мастеров.
Вся «материя» спектакля создаёт атмосферу какого-то тепла и уюта, будь то камин, который умещается в чемоданчике, свадебные фотографии супружеской пары бобров или стилизованные ботиночки всех героев. Мохнатые большие копыта добавляют образу мистера Тумнуса в исполнении Ивана Гущина черты неуверенности и ощущение шаткости положения. А благодаря мягкому свитеру крупной вязки, в который одет Профессор, от героя Антона Залетина веет запахом книг и рождественского пудинга. Во втором составе в роли Профессора в спектакле выходит Андрей Винокуров.
В сказке много завораживающих режиссёрских находок. Это и рука Белой Колдуньи в виде змеи, которая, внезапно появляясь из-под снежной шали, соблазняет Эдмунда яблоком, как змей-искуситель в Райском саду. И магическая книга Профессора, на чистых листах которой появляются рукописные тексты от света карманного фонарика. И огонь надежды, который дети пытаются зажечь в темноте пустынных комнат.
Законченность художественного образа постановке придают музыка, специально написанная композитором Евгением Смирновым, и созданная на её основе Дмитрием Агафоновым аранжировка. Как гимн в честь весны, наступившей в Нарнии после долгой зимы, исполняется под звуки ирландских мотивов финальный танец.
И повзрослеют дети, но способность любить они пронесут через всю жизнь.