издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пожизненный срок за тройное убийство

После пьяных посиделок трое участников застолья оказались на кладбище, а двое за их убийство получили суровое наказание

Картина, представшая перед следственно-оперативной группой, выехавшей по звонку в дежурную часть полиции, походила на поле битвы: пол и стены двухкомнатной квартиры были залиты кровью, повсюду валялись трупы. Гостеприимную хозяйку жилого помещения насильственная смерть застигла в зале рядом с диваном, на котором она недавно отдыхала. Её сожитель испустил дух в прихожей. А в дальней комнате возле окошка лежал на полу, скрючившись, пожилой квартирант без каких-либо признаков жизни. Голова у каждого была проломлена, а на теле зияли десятки ран. Только кухню баталия обошла стороной. Здесь всё оставалось на своих местах: стол с остатками нехитрых закусок и початая пятилитровая канистра со спиртосодержащей жидкостью. Детали интерьера без слов говорили о том, что произошло в этой квартире несколько дней назад.

«Да я лучше сяду за тебя мёртвого!»

Этой компании не требовался повод для того, чтобы «посидеть». Соседи по дому № 29 в посёлке Белореченском Усольского района привыкли к тому, что у Елены в двушке на третьем этаже постоянно собираются маргинальные личности. Некоторые жили здесь месяцами, радуясь, что нашли и крышу над головой, и собутыльников. Шум застолья обычно сменялся пьяной руганью, а потасовки были неотъемлемой частью ночной программы этого «клуба по интересам».

22 января 2020 года Елена со своим сожителем по кличке Пыжу и квартирантом принимали очередных гостей – Виталия Зуева и Александра Поротникова, которые вскоре стали фигурантами громкого уголовного дела о тройном убийстве. К вечеру хозяйка, захмелев, прикорнула на диване в зале, а в кухне в это время разгоралась ссора. Зуев явился в гости уже нетрезвым, а после нескольких рюмок вспомнил о своих разногласиях с Пыжу и решил поставить точку в споре. Год назад они вот так же выпивали вместе, и приятель заподозрил Зуева в краже денег. Позднее Пыжу понял, что ошибся, но «возмещать моральный ущерб» по требованию оскорблённого отказался. За что и получил, как считает Зуев, «по заслугам». Выписавшись из больницы, потерпевший заявил на обидчика в полицию. И в отношении Зуева было возбуждено уголовное дело за причинение тяжких телесных повреждений. А ведь он совсем недавно освободился условно-досрочно, отсидев 9 лет за убийство. Что же, снова на нары?! «Да я лучше сяду за тебя мёртвого!» – в сердцах заявил пьяный гость и схватил со стола нож. Собутыльники вышли в коридор, чтобы «обсудить» эту тему.

Чем закончилось «обсуждение», показало заключение судмедэкспертизы. Зуев свалил с ног приятеля, к которому почувствовал «острую личную неприязнь», ударом ножа в грудь. Затем взял в коридоре топор. Остановился, только когда жертва испустила дух «в результате ушиба головного мозга и многочисленных кровоизлияний под мозговые оболочки». Но это было лишь началом побоища, развёрнутого в чужой квартире. На шум в коридор вышла проснувшаяся хозяйка. Её Зуев убивал на пару с Поротниковым, который вооружился сразу и ножом, и крестообразной отвёрткой. Рэмбо, как называли Поротникова приятели, наносил удары то одним орудием, то другим – по очереди, тогда как Зуев не выпускал из рук топор. Женщина, только что радушно принимавшая гостей в своей квартире, стала представлять для них опасность как свидетель убийства. И её голова очень скоро превратилась в месиво. Судмедэксперты пришли к выводу, что смерть потерпевшей наступила на месте преступления от переломов костей черепа и размозжения головного мозга. Эксперты насчитали на её теле не менее 15 воздействий колющими, режущими и тупыми предметами.

Второй свидетель не стал дожидаться, пока убийцы примутся за него. Это был уже пожилой человек, по сути, инвалид, который даже по квартире передвигался только с тросточкой. Так рассказывал в суде его сын. Но тут он пулей влетел в дальнюю комнату, вскочил на подоконник и уже приготовился спрыгнуть вниз. Это с третьего-то этажа! Не успел. Зуев и Поротников настигли и этого свидетеля. Допрошенный в судебном заседании эксперт показал, что преступники нанесли жертве отвёрткой, ножом и обухом топора более 30 ранений. Причина смерти та же, что и у хозяев квартиры, – открытая черепно-мозговая травма, переломы костей черепа, ушиб головного мозга. Кстати, в отличие от остальных собутыльников этот потерпевший находился лишь в лёгкой степени опьянения.

«Руки сына были в крови, он постоянно с кем-то дерётся»

Виталию Зуеву 34 года, на его счету сегодня пять судимостей и четыре трупа. Это не считая краж, причинения вреда здоровью потерпевших и угрозы убийством. Молодой человек прошёл уже через все виды уголовного наказания – от условного срока до пожизненного лишения свободы. И ведь нельзя сказать, что в нём совсем нет ничего человеческого. К примеру, рецидивист в каком-то смысле ценит дружбу. На предварительном следствии он поначалу взял всю вину на себя, пытаясь выгородить подельника. А когда Поротников признался, что помогал устранять свидетелей, пояснил: дал такие показания, потому что не хотел, чтобы друга привлекли к уголовной ответственности. Такая вот у него система ценностей. Размозжить голову женщине, которая приняла его как гостя, или накинуться с топором на пожилого инвалида – в этом подсудимый ничего плохого не увидел. Обычные меры защиты.

Близкие люди и знакомые характеризовали Зуева по-разному. Его мама рассказала, что сын пришёл домой пьяный, просил прощения и говорил, что убил людей. «Руки у него были в крови, но он ведь постоянно с кем-то дерётся», – добавила она. Ничего особенного не увидела в кровавых преступлениях и очередная подруга Зуева. Он, кстати, познакомился с ней на улице как раз в то утро, когда покинул квартиру с тремя трупами. Женщина тут же пригласила случайного прохожего к себе домой. Там его и повязала полиция. Но только через несколько дней – и всё это время убийцы преспокойно распивали спиртное у неё дома. В суде, выступая в качестве свидетеля, женщина призналась: новые знакомые рассказывали ей, что убили троих. И подробности сообщили. «Я не верила, но они убеждали, что это правда», – давала она показания. Эта любительница застолья, которую Зуев подцепил на улице, характеризовала его исключительно с положительной стороны: «Спокойный, общительный, готовый прийти на помощь» (наверное, оценила, что он помог ей опохмелиться).

Об Александре Поротникове ни друзья, ни близкие не сказали ни одного доброго слова. Все отмечали вспыльчивость 49-летнего Рэмбо, который при ссоре сразу хватался за нож и угрожал убийством.

Дело житейское

Судя по материалам уголовного дела, в пьяных происшествиях, включая убийства в состоянии алкогольного угара, для жителей посёлка Белореченского нет ничего необычного. Как говорится, дело житейское. Соседи Елены по дому № 29 настолько привыкли к пьяным скандалам на её квадратных метрах, что и полицию уже не вызывали. Вот женщина, которая живёт через стенку, даёт в суде свидетельские показания: из соседней квартиры сначала раздавались крики, а потом там в течение часа словно топором по чему-то мягкому били. Сосед снизу тоже поделился в судебном заседании своими наблюдениями: когда гулянка завершилась, он выглянул в окно и увидел, как из подъезда вышли двое пьяных гостей Елены. Удивился тому, что один из них тащит топор. Или такой факт: трупы пролежали в «нехорошей квартире» не один день – и никто из жильцов подъезда не обратил внимания на открытую чуть ли не настежь дверь в жилое помещение и запах, который распространялся оттуда.

Полиция узнала о тройном убийстве только 26 января. Две знакомые Пыжу пошли к нему, как они заявили в суде, чтобы попросить сигарет. Удивились, что дверь в квартиру распахнута. А заглянув, увидели в коридоре мёртвого хозяина в луже крови. Они-то и позвонили в дежурную часть полиции. В то, что посетительницы притона поднимались на третий этаж стрельнуть сигаретку, верится, конечно, с трудом (это они могли сделать и на улице). Всем в округе было хорошо известно: Пыжу торговал фальсифицированным алкоголем. Об этом в судебном заседании говорили многие свидетели. В содержимом пластиковой канистры, изъятой при осмотре места преступления, эксперты-химики обнаружили жидкость с долей этилового спирта 75,8 процента.

Но полиция не принимала в отношении торговца суррогатом никаких мер. Видимо, даже громкий скандал с массовыми отравлениями так называемым «Боярышником» в декабре 2016 года стражей порядка ничему не научил. В отделении полиции МО МВД России «Усольское», как следует из материалов уголовного дела, преспокойно закрывали глаза не только на этот уголовно-наказуемый факт. Участкового уполномоченного совершенно не интересовало, что хозяйка одной из квартир в доме № 29 содержала притон, где жили приблудные собутыльники, постоянно собирались маргиналы, пили, дрались, шумели по ночам, совершали преступления. Так что трагедия с массовым убийством в посёлке Белореченском случилась не на пустом месте.

«Особо опасен для общества»

Подсудимые вину признали полностью, от показаний отказались, подтвердив всё сказанное на предварительном следствии. Судом было учтено, что Зуев активно способствовал расследованию. Он сам привёл сотрудников к подвалу общежития, в котором спрятал испачканный кровью топор. Правда, в каком именно месте выбросил в снег нож и отвёртку, припомнить не смог. Чистосердечное признание Поротникова суд расценил как явку с повинной, поскольку у органов предварительного следствия не было сведений о его причастности к убийству пожилого квартиранта. Зуев же заявлял, что порешил всех троих самостоятельно, «без особой помощи Поротникова». В результате оба приятеля были признаны виновными в умышленном причинении смерти двум и более лицам, совершённом в группе, с целью скрыть другое преступление (п. «а», ж», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Только на счету Поротникова оказалось на одну жертву меньше, чем у подельника, принявшего участие в убийстве троих собутыльников.

Иркутский областной суд приговорил Виталия Зуева к самому суровому наказанию, предусмотренному Уголовным кодексом, – пожизненному лишению свободы. Александр Поротников получил 19 лет колонии строгого режима. По словам государственного обвинителя Ирины Дорониной, вина Зуева и Поротникова нашла полное подтверждение в ходе судебного следствия. «Признания подсудимых согласовались с показаниями свидетелей и потерпевших, а также с письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании», – говорит прокурор отдела гособвинителей областной прокуратуры. В числе письменных доказательств Ирина Доронина отметила прежде всего заключения экспертиз – судебно-медицинских, генетических, химических, медико-криминалистических, дактилоскопических.

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза выявила у подсудимых синдром зависимости от алкоголя, а у Зуева – ещё и от наркотиков. Специалисты признали, что оба подельника нуждаются в лечении и медико-социальной реабилитации, но в их вменяемости сомнений не возникло. Тот факт, что преступление было совершено в состоянии алкогольного опьянения, суд признал отягчающим обстоятельством. «Оба уже были судимы за пьяные преступления, – говорит государственный обвинитель Ирина Доронина. – У Зуева наблюдается особо опасный рецидив. Он многократно судим за преступления против жизни и здоровья людей, но через непродолжительное время после освобождения из колонии вновь совершает убийство трёх человек. Это свидетельствует о том, что он представляет особую опасность для общества: понимание ценности человеческой жизни, уважение к ней ему незнакомы. Поэтому я просила для Зуева самое строгое наказание, предусмотренное уголовным законом, и суд со мной согласился, приговорив его к пожизненному заключению».

А лечение от алкоголизма суд убийцам назначать не стал – в тюрьме они и так обречены на трезвый образ жизни.

Приговор ещё не вступил в законную силу.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры