Память о каждой встрече
В московском издательстве «Вече» вышла в свет новая книга Андрея Румянцева «Денис Мацуев. Озвученная музыкой судьба». Автор, известный поэт и прозаик, продолжает знакомить читателей с выдающимися людьми, прославившими наш край. После книг о писателях Александре Вампилове и Валентине Распутине (серия «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия») героем новой стал всемирно известный пианист. Мы публикуем несколько страниц из документально-художественного повествования о Денисе Мацуеве.
Может ли музыкант помнить о каждой встрече со слушателями, если у него более двухсот шестидесяти концертов в год? Скажут: «Нет». И всё же хочется дать этой главке именно такой заголовок. Как бы заботливо ни стирало время в памяти артиста его многочисленные выступления, каждое из них оставляет свой след в его жизни, создаёт подлинную, а не мнимую картину творческой судьбы. Да, есть наиболее яркие впечатления от концертов, но и привычные, повторяющиеся нередко, имеют свои «особинки» и запоминаются надолго. Вот посудите, может ли Денис Леонидович не сохранить благодарную память о такой, например, верности любителей музыки?
Есть в Германии небольшой городок Гютерсло. Мацуев назвал его уютным, по-рождественски украшенным сказочным местечком в Восточной Вестфалии. Пианист выступал здесь много раз. Появившись впервые, он познакомился в городке с активистами необычного клуба – форума «Русская культура Гютерсло». Клуб объединяет любителей нашего искусства. Возглавляет его знаток российской культуры Франц Кизль. Денис Леонидович привозил сюда юных музыкантов фонда «Новые имена». Восхищённые их способностями, благодарные русскому виртуозу за его талант, активисты клуба решили материально поддерживать стипендиатов фонда и фестиваль «Звёзды на Байкале». Взносы установили небольшие, но ведь дорого само участие немецких любителей русской классики в добром деле! А то, что их помощь – действительно знак уважения к нашему музыканту, доказывать не приходится. Фанаты Мацуева присвоили ему звание почётного члена форума «Русская культура Гютерсло». И это не всё. Уже девять лет подряд на байкальский фестиваль Мацуева из немецкого городка приезжают большие группы поклонников музыки. Пианист говорит: «Мы с ними попросим власти Иркутска и Гютерсло объявить наши города побратимами. Будет прецедент: музыка подружила Вестфалию и Прибайкалье!»
Как вы думаете: сохранится ли такое общение со слушателями в памяти пианиста? Мы уже употребляли такое понятие – «посол музыки». Денис Леонидович, конечно, может каждое своё выступление как в российском, так и в зарубежном зале считать профессиональной обязанностью «посла музыки». Но всё-таки особое удовлетворение для пианиста – когда его воспринимают как посланца родного, отечественного искусства. Тогда уж действительно каждая такая встреча сохраняется в памяти.
Весной 2017 года в голландской столице отмечали тридцатилетие музыкальной серии Master Pianist Series. За время существования в ней приняли участие десятки самых знаменитых музыкантов мира. Считается, что уровень исполнения на концертах этой серии «гроссмейстерский». Директор музыкального праздника, известный в Европе импресарио Марко Ряскофф пригласил в Амстердам на юбилейный вечер Дениса Мацуева. И не просто как исполнителя, который неоднократно выступал здесь, в первоклассном зале «Концертгебау», и даже записал диск с сольной программой. Организатор торжества предложил нашему музыканту провести праздник под знаком русской пианистической школы. По замыслу господина Ряскоффа, участниками юбилейного концерта должны стать пианисты, разные по возрасту и художественной манере исполнения, но кровно связанные с русской музыкальной традицией. И такую команду Денис Леонидович с удовольствием предложил. В неё вошли концертирующий по всему миру Алексей Володин, завоевавший признание редким талантом Александр Малофеев, известный украинский пианист Александр Романовский, молодой узбекский музыкант Бехзод Абдураимов, воспитанник Станислава Юденича, мастера российской фортепианной школы. Их совместное выступление заняло три отделения, его почтила своим присутствием и поблагодарила виртуозов королева Нидерландов. Концерт записывался и транслировался по европейским телевизионным каналам.
И это была ещё одна встреча зарубежной публики с Россией.
Не зря Мацуев часто подчёркивает, что играть с полной отдачей, на эмоциональном пределе – это его правило. В любом концертном зале, для каждой аудитории. Такое исполнение запоминается слушателями, возможно, на всю жизнь. А коль так, то – по закону душевного единения – надолго откладывается и в памяти самого музыканта.
В дневниковых записях пианиста есть немало строк об этом. Вот, например: «Воронеж, весна 2016 года. Не впервой я приезжаю в этот город с неугомонной командой фонда «Новые имена». На этот раз к ней прибавились ещё и юные лауреаты конкурса в Астане. Состоялся удивительный, отмеченный живой непосредственностью и новизной исполнения концерт. В первом отделении свои таланты показали дети, занимавшиеся здесь, в Воронеже, у профессоров Московской консерватории. Знаменитые педагоги провели свои мастер-классы, и самые одарённые из ребят стали стипендиатами нашего фонда. На сцене их сменяли юные музыканты, замеченные педагогами фонда в предыдущие годы. А во втором отделении выступили лауреаты как последнего по времени конкурса в столице Казахстана, так и предыдущих лет. После этого замечательного творческого отчёта ребят я сыграл Третий концерт Сергея Рахманинова. Как можно было не зарядиться энергией юных коллег? Мне кажется, участие в таких концертах обновляет саму душу. А значит, и исполнение музыки. Публика слушала нас три с половиной часа с особым, чутким вниманием. В зале – молодые лица. После выступления во время дружеского общения слушателей с начинающими артистами воронежцы признались, что ожидали сегодняшнего концерта с нетерпением. Всем хотелось убедиться, что их край, наша Россия не оскудевают талантами».
Расскажу ещё об одном из двух концертов Мацуева, состоявшихся 26 и 27 декабря 2016 года в Москве. Я побывал на них. Поделюсь впечатлением о втором.
Пианист выступал в Концертном зале имени Чайковского по программе фестиваля «Русская зима». Первое отделение включало сонату № 31 ля-бемоль мажор Бетховена и «Симфонические этюды» Шумана, второе отделение – «Мефисто-вальс» ля-мажор Листа, «Размышление» ре-мажор из цикла «18 пьес для фортепиано» Чайковского и сонату № 7 си-бемоль мажор Прокофьева.
Как всегда, музыкант творил за инструментом чудеса. Мелодии на piano, особенно в быстром темпе, исполнял, кажется, едва касаясь пальцами клавиш. Мелодии в бурном темпе, мощные по звучанию, играл так, что казалось: звучит вовсе не один инструмент, фортепиано, а могучий оркестр – поток звуков не оглушал, а передавал мощь какого-то фантастического мира, в центре которого оказались мы, слушатели. Я сидел близко к сцене, чуть сбоку от центральных кресел партера, и мне хорошо были видны пальцы пианиста, движения его корпуса, мимика лица – необычайное напряжение исполнителя, счастливо-мучительное, отрешённое от зала, от мира и от самой жизни. Два с лишним часа такого творческого вдохновения – это щедрость редкого таланта, способности которого, без сомнения, ниспосланы свыше.
В зале, вероятно, было много людей, причастных к музыке, это чувствовалось по тишине, взрывам аплодисментов, крикам «Браво!» и просто мощному гулу после каждого номера. Но и, как говорится, «рядовых» слушателей не могли оставить равнодушными завораживающий поток звуков, душевное волнение и слитность с музыкой исполнителя, та отрешённость от суеты жизни, которая приходит к человеку только перед чем-то святым, очищающим и облегчающим душу. Это чувствовалось в зале, это сблизило и словно бы сделало родственными тысячу человек, оказавшихся вместе и устремившихся не только взглядами, но и сердцами на сцену. Оттуда посылал райские звуки не современник, не тот, кто похож на нас, а посланник иного мира, любящий и прощающий всех нас. Это было не то, что мы называем концертом, это были минуты, проведённые у горнего, согревающего очага.
Пианиста вызывали на «бис», и он снова садился за инструмент. Пришлось сыграть пять-шесть произведений, но зал ненасытно требовал ещё. Денис Леонидович спросил у публики, какую музыку она хотела бы услышать. Со всех сторон понеслись названия. Мацуев оборачивался к разным уголкам зала, повторял, запоминая, названия пьес. Устроился за роялем и начал исполнять попурри. С каждой новой мелодией публика, узнавая её, шумно смеялась, начинала хлопать и резко обрывала аплодисменты. В конце исполнения, на двух-трёх последних тактах, мужчина из партера сказал мощным басом: «Спасибо, уважил!» Зал засмеялся, музыкант обернулся к мужчине и приложил руку к сердцу. Он не казался усталым. Наоборот, было видно, что людское поклонение омыло, освежило всё его существо…
Уверен, что этот концерт запомнится Денису Леонидовичу.