издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорога ярости

Повлияла ли пандемия коронавируса на культуру вождения и безопасность на дорогах

«Вождение в принципе сводится к ругани. Оно заключается в том, что ты орёшь на окружающих, сидя в коробке с колёсами», – в том, что в шутке ирландского комика Дилана Морана есть изрядная доля правды, убеждаешься едва ли не каждый раз, когда норовишь обсигналить водителя из соседней полосы, решившего неожиданно перестроиться прямо перед тобой. Поневоле замечаешь, что за последний год, когда пандемия коронавируса и её экономические последствия значительно повысили уровень тревожности в российском обществе и за рубежом, подобное происходит всё чаще. Кажется, что иркутские водители (и ты в том числе), и без того не отличающиеся безукоризненностью манер, в последнее время стали вести себя наглее. «Я лично не очень заметил такие изменения, – комментирует профессор кафедры государственного и муниципального управления Института социальных наук Иркутского государственного университета и клинический психолог Олег Кармадонов. – Более того, бывая периодически в других городах – Владивостоке, Красноярске, Чите, я даже пришёл к мысли, что слухи о неадекватности иркутских водителей, как говорится, сильно преувеличены. Разумеется, неадекваты есть, но я бы не назвал это растущим трендом».

«Всё-таки большинство водителей правила не соблюдают»

Официальную статистику на этот счёт можно трактовать двояко. С одной стороны, в 2020 году в Иркутской области зафиксировано более 1,3 млн нарушений правил дорожного движения – в 2,3 раза больше, чем в 2019 году. С другой, во многом это стало результатом установки 65 новых автоматических комплексов фиксации. Что с высокой долей вероятности говорит лишь о том, что водителей стали ловить на нарушениях там, где они безнаказанно совершали их и раньше. При этом в регионе отмечают улучшение показателей, по которым оценивают безопасность дорожного движения. Так, в 2020 году произошло 2745 ДТП с пострадавшими – на 16,5% меньше, чем в 2019 году, когда было зарегистрировано 3287 подобных происшествий. На 17,5% снизилось и число раненных в них – 3437 человек против 4168 человек в позапрошлом году. Значительно сократилось и количество погибших: до 310 человек вместо 360. «То есть результаты нашей работы за прошлый год можно оценивать как положительные», – заключает заместитель начальника отдела организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД по Иркутской области Сергей Ковалёв.

В какой-то степени на цифры повлияла и пандемия коронавируса. Вследствие мер, направленных на то, чтобы ограничить распространение инфекции, интенсивность движения на дорогах области снизилась. Особенно заметно это было весной прошлого года, когда шла подготовка к введению режима самоизоляции, который был установлен 31 марта. К примеру, в марте 2020 года в дорожно-транспортных происшествиях в Иркутской области погибли 10 человек, тогда как в марте 2019-го – 19. В апреле жертв также оказалось меньше –13 против 17. «В течение этих двух месяцев трафик был меньше, количество погибших тоже сократилось, – говорит Ковалёв. – Летом и в начале осени ситуация тоже была относительно благополучной, потому что карантинные меры соблюдались. Это привело в какой-то части к снижению количества ДТП просто потому, что машин было меньше. Но под конец года ситуация вернулась на уровень 2019-го и даже немного ухудшилась». Согласно данным, которые Госавтоинспекция публикует на портале stat.gibdd.ru, «паритет» был достигнут в октябре, в худшую сторону ситуация изменилась в ноябре и декабре. Тем не менее итоги всего 2020-го оказались лучше результатов 2019-го.

«При этом количество выявленных нарушений – 1,3 миллиона – говорит нам о том, что всё-таки большинство водителей правила дорожного движения не соблюдают, – продолжает Ковалёв. – И никуда от этого деться мы пока не можем». Самым массовым нарушением – 828,3 тыс. зафиксированных случаев – является превышение скорости. На втором месте – отказ пристегнуться ремнём безопасности или, если речь идёт о мотоциклистах, надеть шлем: почти 50,3 тыс. нарушений. Третье по частоте «отступление» от ПДД в этом списке заключается в проезде на красный сигнал светофора. В общей сложности было выявлено 33,3 тыс. подобных случаев. К рейтингу «популярности» следует добавить ситуации, когда водители не уступали дорогу пешеходам на переходах, – ещё около 16,6 тыс. нарушений. К слову, пешеходы нарушали правила дорожного движения 16 тысяч раз. По крайней мере, столько случаев было зафиксировано официально. Завершить список можно выездом на встречную полосу там, где это запрещено, – 14 тыс. нарушений.

В статистике не отражены случаи опасного вождения. То есть, согласно действующей редакции ПДД, неоднократные нарушения требования уступить дорогу транспортному средству, имеющему преимущество, несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала, резкие торможения без необходимости, препятствование обгону. В общем, знакомые едва ли не всем шофёрам приёмы из арсенала «учителей», которые норовят подрезать, устроить брейк-тест или сыграть в «шашки» с окружающими. «Инспекторы на выявление таких водителей нацелены, – отмечает замначальника отдела организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения областного управления ГИБДД. – Но, поскольку ответственности за это нет, а нарушение ПДД есть, они их останавливают и проводят профилактические беседы. И заодно полностью проверяют документацию и конструкцию автомобилей на соответствие требованиям, ведь зачастую подобные водители управляют транспортными средствами, которые переоборудованы без согласования с ГИБДД: установлены дополнительные фары, прямоточные глушители, нестандартная резина, модифицированы моторы. Если нарушения выявляются, то их привлекают к ответственности по соответствующим статьям Кодекса об административных правонарушениях».

Идея добавить в КоАП РФ статью об опасном вождении возникла ещё в 2016 году, когда такое понятие появилось в правилах дорожного движения. Соответствующий законопроект, который бы предусматривал за её нарушение штраф от 1 до 5 тыс. рублей, подготовило Законодательное Собрание Нижегородской области, в Государственную Думу его внесли 28 апреля 2020 года. Однако комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендовал вернуть его авторам инициативы, поскольку отсутствовал официальный отзыв правительства России. Такое решение совет Госдумы и принял 21 мая прошлого года.

Больше водителей – больше нарушений?

«У нас как не было культуры вождения, так её и до сих пор нет, – мрачно замечает администратор группы «ДТП 38 RUS Иркутск» во «ВКонтакте» Альберт Туманов. – Так же, как нет качественных дорог и грамотной организации движения на них. Поэтому агрессия как была, так и осталась. Разве что благодаря большому количеству камер на улицах каких-то резонансных моментов стало несколько меньше по сравнению с предыдущими годами». Статистику в паблике не ведут, разве что под конец года делают подборку видеороликов, иллюстрирующих официальные данные ГИБДД о безопасности дорожного движения. Мы, в свою очередь, решили подсчитать количество сообщений на странице с хэштегом #пдд, которые повествуют именно о нарушениях правил. Исключив при этом посты о проступках пешеходов: во-первых, их сравнительно немного – максимум полтора десятка на 2,2 тысячи записей, опубликованных со второго полугодия 2018 года, во-вторых, нас интересовала исключительно культура вождения.

Точно так же были отброшены опросы среди подписчиков группы о том, как трактовать правила дорожного движения, которые администраторы организовывали по следам сообщений пользователей.

Результат получился ожидаемым: количество постов увеличилось. Если за второе полугодие 2018 года (раньше сообщения с таким хэштегом просто не встречаются) подписчики рассказали о 436 нарушениях, то за весь 2019-й – о 874. В 2020 году они сделали уже 927 записей. Рост на 6%, который может свидетельствовать не только и не столько об ухудшившейся ситуации на дорогах, сколько о том, что выросло количество подписчиков и просто водителей с видеорегистраторами, у которых вдобавок появилось больше свободного времени в силу самоизоляции и прочих ограничительных мер. «Я бы не сказал, что ситуация поменялась именно из-за коронавируса, – рассуждает Туманов. – Всё увеличивается пропорционально: растёт количество водителей, растёт и количество нарушений. К тому же в последнее время я стал замечать, что стало больше людей с гражданской позицией – тех, кому не безразлично, как и с кем они ездят по одним дорогам».

В какой-то степени могло повлиять и то обстоятельство, что в областном управлении ГИБДД отслеживают сообщения в подобных сообществах, стараясь реагировать на случаи вопиющих нарушений. «Если есть привязка – конкретное место, дата и номер транспортного средства, то инспекторы отрабатывают и привлекают водителей к ответственности, – рассказывает Ковалёв. – В «Инстаграме», например, можно увидеть, как они потом извиняются за то, что нарушили, и тем самым помимо прочего информируют других, что просто так подобное поведение не проходит. Если вы читаете другие группы, то можете обратить внимание, что там не только выкладываются нарушения, но и есть обратная связь от сотрудников Госавтоинспекции: тогда-то и тогда-то была информация о том-то и том-то, водитель остановлен, привлечён к административной ответственности». «Да, паблики отслеживают, но систематически этого не происходит, – возражает Туманов. – Обычно так делают в случае резонансных ДТП или когда рейды проходят. Тем не менее на посты в нашей группе в ГИБДД стали реагировать более оперативно и эффективно, чем раньше, когда такого вообще не было. Надеюсь, это направление будет развиваться, станет более результативным».

Запрос на ПДД

На фоне того, что количество постов о нарушениях правил дорожного движения в группе «ДТП 38 RUS» увеличилось незначительно, интерес жителей Иркутской области к ней возрос существенно. По данным сервиса «Яндекс.Wordstat», в 2019 году количество запросов по словам «дтп 38», в ответ на которые поисковик первым делом предлагает ссылку на паблик, увеличилось с 1186 в феврале до 8739 в декабре. В среднем получилось 4562 запроса в месяц. В 2020-м эти цифры удвоились – 9261 обращений ежемесячно. При этом с января по май прошлого года их количество оставалось примерно на одном уровне, а затем начало расти. В июле жители нашего региона пытались найти паблик через «Яндекс» уже 10 224 раза, а в декабре – 11 003 раза. С наступлением 2021 года количество обращений продолжило расти.

Схожая картина наблюдается, если вводить другие ключевые слова, связанные с наиболее массовыми нарушениями ПДД. «Превышает скорость» или «превысил скорость» – в среднем 248 запросов ежемесячно в 2019 году и 699 в 2020-м. Если в первом квартале их количество колебалось от 308 в январе до 385 в марте, то уже в апреле, когда «коронакризис» затронул Иркутскую область, выросло до 1065. Затем последовал спад, длившийся до июля, после чего пользователи «Яндекса» всё чаще начали спрашивать поисковик о превышении скорости. В декабре, в частности, они сделали 1189 запросов.

Практически такие же результаты даёт поиск по словам и словосочетаниям вроде «проехал на красный», «встречка», «выехал на встречку», «через сплошную»: рост средней частоты запросов в два раза по сравнению с 2019 годом, значительное увеличение их числа с апреля. Единственное исключение – статистика по словам «не пропустил пешехода». Максимальное число подобных запросов – 187 – было в январе 2020 года, потом их количество начало снижаться, а в апреле последовал резкий спад. Последнее легко объяснимо: 31 марта в Иркутской области был введён режим самоизоляции, затем его неоднократно продлевали, дотянув до 28 июня. Из-за этого в апреле, когда действовали самые строгие ограничения, улицы того же областного центра обезлюдели, да и машин на них стало значительно меньше, что снизило саму вероятность встречи водителя с пешеходом. По мере ослабления коронавирусных запретов выросло и количество нарушений на переходах.

Конечно, возросшее количество автомобилей и состояние городских дорог, пропускная способность большинства из которых объективно превышена, могут отчасти объяснить и эти данные, и субъективное ощущение ухудшившейся культуры вождения. По информации аналитического агентства «Автостат», 1 января 2020 года Иркутская область занимала 17-е место в России по количеству легковых машин. При численности населения 2,39 млн человек в ней насчитывалось 757,1 тысячи автомобилей, тогда как, например, 1 июля 2015 года их было 711,8 тысячи, а 1 июля 2018-го – 719,3 тысячи. Данные «Автостата» свидетельствуют и о значительном росте количества легковушек в Иркутске: со 143,6 тыс. в 2009 году до 197 тысяч в 2019-м. Если добавить грузовики, автобусы и маршрутные такси, то число транспортных средств значительно превысит 200 тысяч. При том, что, по оценке на 1 января 2020 года, в городе проживало чуть меньше 623,6 тыс. человек.

По объёму автопарка Иркутск входит в российский топ-25. Можно предположить, что этим вызван рост числа видеороликов в соцсетях и на «Ютубе», фиксирующих такие нарушения, которые раньше можно было заметить разве что на кадрах из городов-миллионников. Однако Владислав Петров из Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения, Алексей Кокурин из Московского государственного психолого-педагогического университета и Инга Кокурина из Финансового университета при правительстве РФ, проанализировав статистику ГУОБДД МВД России за 2015–2017 годы, подсчитали, что дорожная ситуация и действия органов государственной власти определяли опасный стиль вождения только в 11,3% случаев. В остальных 88,7% на это напрямую повлияли психологический тип водителя и его психическое состояние, а также его реакция на действия других участников дорожного движения. Проще говоря, объехать пробку по обочине или встречной полосе, наплевав на писаные и неписаные правила, вынуждает не сама пробка, а прежде всего менталитет, мировоззрение и темперамент того, кто решил таким образом сэкономить время.

Тяга к риску, стресс и алкоголь

Группа исследователей из Канады в прошлом году выделила несколько вызванных пандемией и ограничительными мерами факторов, которые могут негативно сказаться на безопасности дорожного движения. Один из них – в то время, когда были введены самые жёсткие ограничительные меры, трафик стал значительно менее интенсивным, но при этом на дорогах остались сравнительно молодые водители, тогда как пожилые находились на самоизоляции. Одну группу риска сменила другая – молодые мужчины, в силу возрастных особенностей склонные к опасному вождению. Для многих из них пустая дорога сама по себе является «приглашением» нажать на акселератор. Поэтому, к примеру, полиция Торонто сообщала, что во второй половине марта 2020 года (карантин в Канаде ввели в конце декабря 2019-го) количество нарушений, связанных с превышением скорости, выросло на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а случаев опасного вождения – в три раза. Дорожная полиция Калифорнии приводила схожие данные: с середины марта по середину апреля прошлого года водители превышали ограничение в 100 миль (160 км) в час на 87% чаще, чем год назад. В целом по США количество превышений выросло на 30%.

Ещё один фактор, на который обращают внимание канадские учёные, – рост потребления алкогольных напитков во время самоизоляции. В России, писали «Ведомости» со ссылкой на исследование компании NielsenIQ, в 2020 году не особо (на 0,4%) увеличилась разве что реализация водки, тогда как продажи джина выросли на 57%, рома – на 21,%, пива – на 6,1%, сидра и медовухи – на 10,7%. На этом фоне УГИБДД ГУ МВД по Иркутской области сообщает о том, что в прошлом году в регионе задержали 17,5 тыс. пьяных водителей и тех, кто отказался от медицинского освидетельствования на предмет наличия алкоголя в крови, тогда как в позапрошлом – 13 тысяч. На безопасность дорожного движения могли повлиять и другие последствия пандемии: рост уровня стресса и появление у многих «лишнего» свободного времени, которое в сочетании с возросшим потреблением горячительных напитков даёт негативный эффект. Рост уровня тревожности в российском обществе ВЦИОМ начал отмечать ещё в апреле прошлого года. Позднее эксперты из коммуникационного агентства КРОС подсчитали, что суммарный индекс тревожности в нашей стране в 2020 году вырос на 22% по сравнению с 2019 годом. Причины – страхи, вызванные пандемией коронавируса и кризисом в экономике, которые она усугубила.

Комментируя данные по Греции и Саудовской Аравии, исследователи из Афинского национального технического университета, которые прошлым летом опубликовали обстоятельную статью в журнале Transportation Research Interdisciplinary Perspectives, в целом соглашаются с выводами канадских коллег. Но при этом подчёркивают, что для полного подтверждения их умозаключения необходимо подвергнуть дополнительному анализу. Говоря о российских реалиях, хочется добавить ещё одну чисто экономическую причину – усугублённое кризисом имущественное расслоение общества. «У кого-то в голове ещё сохранился след девяностых, когда на дорогих машинах ездили, скажем так, не совсем законопослушные люди, которых в какой-то мере привыкли бояться, – замечает Ковалёв. – И до сих остались те, кто считает: раз у него такая большая машина за такие большие деньги, то он что-то дополнительно из себя представляет, потому ему правила дорожного движения не писаны. Но статистика показывает, что в случае ДТП они становятся обычными людьми, которые точно так же могут погибнуть». Однако и это утверждение нуждается в дополнительной проверке, основанной на большом массиве объективных данных.

Идёт на поправку

«Культура вождения в Иркутске всё же меняется – и, я думаю, меняется в лучшую сторону, – резюмирует Ковалёв. – Я вспоминаю, как в 2007 году побывал во Владивостоке и искренне удивлялся, что при выезде со второстепенной дороги первая же машина остановилась и меня пропустила. В Иркутске в то время такого даже близко не было. Но сейчас те, кто ездит, видят, что ситуация понемногу меняется: люди пропускают, благодарят пропустивших поворотниками. Так что культура вождения улучшается, пусть и не так быстро, как хотелось бы». По всей вероятности, воздействие пандемии на общество только притормозило позитивные изменения, а не свело их к нулю. Подтвердить или опровергнуть это можно будет только после того, как человечество в целом и жители Иркутской области в частности вернутся к нормальной жизни после победы над коронавирусом. «На мой взгляд, ситуация на дорогах остаётся примерно такой же, как и была, – полагает Туманов. – Надеюсь, в дальнейшем всё изменится в лучшую сторону: подрастёт молодёжь, которая будет более культурной».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры