издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Земля и цифра

Депутаты Законодательного Собрания на выездном совещании обсудили эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости

Определить границы 46 посёлков, сёл и деревень, установить владельцев 21,6 тыс. земельных участков и 26,2 тыс. объектов капитального строительства. Такова лишь малая часть того, что необходимо сделать в 2021 году в рамках эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости в Иркутском, Ольхонском и Слюдянском районах. Правительство России выбрало их в качестве «пилотов», поскольку они расположены в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, что налагает на их жителей определённые ограничения. А депутаты Законодательного Собрания Иркутской области в ходе выездного рабочего совещания, которое состоялось в Еланцах 19 февраля, пытались разобраться, как в предельно сжатый срок исполнить постановление федеральных властей.

Основной блок Еланцынской средней школы – трёхэтажное панельное здание, выкрашенное бледно-розовым, – выделяется необычной для посёлка архитектурой. Действительно, его создали по экспериментальному проекту. Строительство вели в экономически непростое время: с 1994-го по 2001 год. И опытная конструкция сыграла злую шутку. «Приходилось вносить большие изменения в проект, к тому же проектный институт развалился, – рассказывает председатель Думы Ольхонского района и директор Еланцынской средней общеобразовательной школы Игорь Жербаков. – У нас возникли проблемы с амортизационными подушками, на которых стоит здание. К тому времени, когда нужно было заканчивать строить школу, они просели, хотя их армировали, полностью штробили».

В силу этого техническое состояние здания, построенного сравнительно недавно, вызывает обоснованные опасения. Правда, все сильные землетрясения, происходившие за последние пару десятилетий, оно выдержало. После январских подземных толчков, ощущавшихся практически на всей территории Иркутской области, трещин в нём не обнаружили. По крайней мере таких, которые заметны при визуальном осмотре. «Сейчас будем делать обследование, – подключается к разговору мэр Ольхонского района Андрей Тыхеев. – Самое печальное, что школу могут признать аварийной, и тогда мы не знаем, что делать. Может, всё это нужно снести и построить новую школу, включающую начальную, одним блоком. Мы бы этого хотели. Если здание оставлять, то нужно строить только новую начальную школу». На последнем настаивают правоохранители: в мае 2018 года Ольхонский районный суд удовлетворил иск прокуратуры к местной администрации о том, чтобы обязать её выделить деньги на строительство новой начальной школы и спортзала при ней. Решение важное и нужное, но не учитывающее одно существенное обстоятельство – Ольхонский район является глубоко дотационной территорией. К примеру, из 542,6 млн рублей доходов, которые заложены в муниципальном бюджете на 2021 год, на долю безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней приходится более 480,4 млн. То есть 88,5%.

Нужда в новом блоке для начальной школы очевидна – существующую «деревяшку» возвели в 1967 году методом народной стройки. И с тех пор ни разу капитально не ремонтировали. Три года назад прокурор Ольхонского района констатировал: в фундаменте здания и венцах стен имеются глубокие трещины, «каркасно-обшивные перегородки отклонены от вертикали, чердачные деревянные перекрытия перенасыщены влагой», трещины есть и в кровле. «Полы здесь мы закрыли стекломагниевым листом, выровняли и сразу постелили линолеум, потому что на деревянных полах заниматься было невозможно – пыль сразу поднималась, – сообщает Жербаков, когда, пройдя по коридору, мы заходим в актовый зал начального блока. – Но вскрывать полы побоялись: они в таком состоянии, что как бы не пришлось всё с фундамента переделывать». Отвлёкшись от нового линолеума, понимаешь, что в актовом зале довольно прохладно. Смотришь на высокие окна – они в старых деревянных рамах. В столовой и кабинетах, конечно, стоит более современный пластик. Заслуга в этом принадлежит родителям школьников, которые сбросились и оплатили установку 256 новых окон.

Однако остаётся проблема с отоплением: циркуляционные насосы на новой блочно-модульной котельной не обеспечивают необходимое давление в системе, поэтому приходится задействовать более мощные, но менее эффективные агрегаты на старом теплоисточнике. «Когда у нас ветра (в школе [в основном] стоят не стеклопакеты, а старые рамы, которые мы всячески стараемся утеплить), в торцевых кабинетах очень холодно, – говорит заместитель директора Еланцынской средней общеобразовательной школы по учебно-воспитательной работе Галина Асалханова. – Бывает, что в актовом зале всего семь градусов». Тем не менее в нём приходится проводить уроки физкультуры: школе, где в начальном блоке учатся 16 классов, а в среднем – 24, не хватает имеющегося спортзала. Последний вдобавок располагается в покосившемся бревенчатом доме, построенном в 1965 году. Список претензий к его состоянию, фигурирующий в материалах прокурорской проверки, практически такой же, как к зданию начальной школы. «Обратите внимание, как под фонарём вагонку выгнуло, – показывает Жербаков в дальний угол спортзала. – Стены просто уже садятся».

«Вот и думай, как рисковать»

Финансирование стройки – решаемая проблема. Куда сложнее дело обстоит с запретами, действующими в границах Прибайкальского национального парка, куда попадают Еланцы. В последней редакции Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» есть послабление для социальных объектов. Их можно возводить, но при этом нужно выполнить целый ряд условий. Для начала земли населённых пунктов в пределах особо охраняемых природных территорий необходимо поставить на кадастровый учёт. Для этого необходимо внести изменения в генеральный план. А изменения в генеральный план необходимо согласовать не только на региональном уровне, но и на федеральном. Прежде всего с Министерством природных ресурсов и экологии России.

«Наш генплан прошёл все региональные согласования, три месяца провисел в Федеральной государственной системе территориального планирования, – сообщает глава Еланцов Сергей Белеев. – Получили замечания, их не так много: не указано, что это всё земля нацпарка, куда включили населённые пункты, не учли размещение федеральных объектов вроде сейсмостанции. Создали комиссию, чтобы их устранить». Официального отказа от Минприроды поселковая администрация не получила. Однако так и не может приступить к реконструкции и расширению дома культуры, несмотря на наличие проекта: использовать восемь соток невостребованной земли, чтобы соблюсти градостроительные нормы, ни одна инстанция так и не разрешила.

– Есть путь поближе: рядом в своё время начинала строиться налоговая инспекция, но там только заложили фундамент, и работы прекратили, – продолжает Белеев. – Земельный участок выкупило частное лицо. Участок, в принципе, можно купить и присоединить, построить [новый дом культуры] на этой земле. Но есть два проблемных вопроса – деньги и антимонопольное законодательство, которое нам запрещает [при проведении торгов] указывать конкретные характеристики участка. Вопрос дошёл до Москвы, потому что Иркутское УФАС не смогло ответить, как нам правильно по закону его купить. Пришёл ответ из столицы: оказывается, по 44-му Федеральному закону [«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»] нельзя, с выкупом тоже проблемы. С намёком: если сделаете так – будут такие-то последствия, если этак – этакие последствия.

– Мужик, думай быстрее, направо или налево, а то прямо у камня по башке получишь! – невесело шутит председатель Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников.

– Да-да, – отвечает глава Еланцов. – Мы для себя решили: идём по 44-му федеральному закону. Но муниципалитет может получить штраф до 250 тысяч рублей и признание сделки незаконной. Вот и думай, как рисковать для того, чтобы сделать объект. А объект настолько востребованный, ведь в Еланцынское муниципальное образование входят 15 населённых пунктов, территориально это больше половины района, что нам архиважно построить новое основное здание дома культуры, куда всё из деревень перейдёт.

Владеть нельзя распоряжаться

Налицо очевидная коллизия, которую местные несколько лет назад назвали правовой аномалией. Правительство России в конце прошлого года указало если не на выход из тупика, то на путь к нему: 31 декабря вышло постановление о проведении в 2021 году эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости. Его цель заключается не только в сборе и сопоставлении соответствующих сведений, разрозненно хранящихся в разных информационных системах, но и в «оптимизации процессов управления такими объектами и создании условий для появления новых возможностей и инструментов для граждан и организаций по поиску и предоставлению им земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». На бумаге это должно здорово облегчить жить в поселениях, особенно в таких, где в силу разного назначения земель возникают правовые коллизии.

По этой причине эксперимент решено провести в отдельных территориях Татарстана, Краснодарского и Пермского краёв, Иркутской области. В нашем регионе «пилотами» стали Иркутский, Ольхонский и Слюдянский районы. Среди прочего здесь находятся 78 населённых пунктов, включённых в Центральную экологическую зону Байкальской природной территории. Для операций с землёй и недвижимостью их жители должны обращаться непосредственно в Минприроды России. Более того, 52 посёлка и деревни находятся на территории Прибайкальского национального парка, где действуют ещё более жёсткие ограничения. В Еланцах с ними, к примеру, столкнулась сотрудница ветеринарной службы Екатерина Манхаева, трижды обращавшаяся в Минприроды за согласованием разрешения на строительство и за пять месяцев не получившая ни одного ответа.

«Участие в эксперименте должно стать для жителей трёх районов нашей области в целом большим плюсом, – заявил Александр Ведерников, открывая выездное рабочее совещание в Еланцах после посещения социальных объектов. – Но для нас, депутатов, это пока гипотетическое утверждение». За полтора месяца, прошедшие со старта эксперимента (даже месяц с небольшим, если отбросить новогодние каникулы), состоялось несколько совещаний о том, как его реализовывать. На одном из недавних, прошедшем 5 февраля, руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Олег Скуфинский и первый заместитель председателя правительства Иркутской области Руслан Ситников договорились о том, что Единый государственный реестр объектов недвижимости будут в приоритетном порядке наполнять сведениями от «пилотных районов». На следующей неделе на областном уровне обсудят график работ над единым информационным ресурсом и их финансирование.

Сделать предстоит немало, что подтверждает даже официальная статистика. Яркая иллюстрация: по данным из Единого государственного реестра объектов недвижимости, площадь земель лесного фонда в Иркутской области на 13% превышает территорию региона. Проще говоря, на одну восьмую. «Это говорит о чём? – задаёт риторический вопрос руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Виктор Жердев. – О дублировании объектов. Поэтому сейчас законодателем принято решение о том, что лесные участки выдаются в аренду только тогда, когда они поставлены на кадастровый учёт». Это лишь один из земельных вопросов, который ещё предстоит решить за рамками федерального эксперимента. Вот ещё один – граница между Иркутской областью и Красноярским краем до сих пор окончательно не установлена. Неразберихи добавил тот факт, что в прошлом году права на часть пограничной земли заявила Республика Тыва. Решать возникшее затруднение придётся властям всех трёх регионов.

Считать и пересчитывать

Что касается «пилотных» территорий Иркутской области, то за десять с половиной месяцев в них предстоит собрать и обработать огромный объём данных. Так, в настоящее время отсутствуют сведения о границах 8 из 85 населённых пунктов Иркутского района, 33 из 41 – Ольхонского, 15 из 31 – Слюдянского. Генеральные планы Листвянки и Хужира суды признали недействительными, поэтому их придётся готовить заново. В значительной части населённых пунктов Иркутского и Слюдянского районов, равно как и во всех посёлках, сёлах и деревнях Ольхонского района, нет данных о границах территориальных зон.

Лакуны есть и в Едином государственном реестре объектов недвижимости. К примеру, в нём отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на 14,2 тыс. из 180,5 тыс. земельных участков в Иркутском районе. В Ольхонском районе официально бесхозными числятся 4,3 тыс. земельных участков из 14,7 тыс., в Слюдянском – 3066 из 18,5 тыс. Не лучше обстоят дела и с объектами капитального строительства. В ЕГРН также внесены сведения только о 17% из 1161 памятника истории и культуры в трёх районах. Для решения проблемы потребуется не только провести комплексные кадастровые работы, но и переработать огромное количество документов в ЗАГСах, паспортных столах, у нотариусов и в отделах полиции.

– Уверенность есть, что мы сможем реализовать эксперимент в течение года? – интересуется заместитель председателя ЗС Кузьма Алдаров под занавес рабочего совещания.

– Не уверен – не обгоняй, – с улыбкой замечает Жердев. – Либо я лично, либо мои заместители приходят на все [тематические] заседания. Я встретился с каждым из трёх мэров. Мы создали, скажем так, летучие бригады: профильные специалисты будут выезжать в эти районы и смотреть, как работают базы данных и как их можно использовать. Москва может давать методические рекомендации, но многие вещи, в том числе проекты законов, я считаю, должны исходить от нас. Я уверен, что всё получится. Естественно, если мы все как один возьмёмся за дело.

Законодательное Собрание со своей стороны предложило правительству Иркутской области создать отдельный координационный орган, который будет курировать эксперимент по созданию информационного центра о земле и недвижимости, и изыскать средства на помощь муниципалитетам в проведении комплексных кадастровых работ и актуализации документов территориального планирования. Администрациям трёх районов также посоветовали изыскать деньги на софинансирование необходимых работ. Между тем на апрельской сессии ЗС будут рассматриваться изменения в закон об областном бюджете. Среди поправок, как ожидается, найдётся место и расходам на участие в федеральном эксперименте.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры