Личность доброй энергии
Прошлая неделя, к сожалению, оказалось богатой на печальные новости. Одна из них – 27 января скончался советник генерального директора ООО «ЕвроСибЭнерго-инжиниринг» Борис Каратаев, до того долгое время возглавлявший Иркутскую электросетевую компанию и много лет проработавший на трёх из четырёх гидроэлектростанций области. Соболезнуя близким, друзьям и коллегам, «Восточно-Сибирская правда» отдаёт дань уважения и вместе с энергетиками вспоминает, каким был Борис Николаевич.
На то интервью, одно из первых в череде обстоятельных бесед с генеральным директором Иркутской электросетевой компании, мы с фотографом безнадёжно опоздали: задержались в редакции дольше, чем планировали, попали в пробку на заснеженной дороге. «Значит, у вас есть только двадцать минут, – посмотрев на часы, бесстрастно прокомментировал это Борис Николаевич. – Потом ко мне люди из Ангарска приедут, их никак нельзя заставлять ждать». Вопросы, в том числе дежурные, пришлось задавать в ускоренном темпе, хотя визитёры из города нефтехимиков, как выяснилось через полчаса, тоже опоздали. «Энергетику в качестве профессии я выбрал сознательно: мои родители работали на Братской ГЭС», – рассказывал наш собеседник. Следующий ответ на диктофонной записи звучал так: «Отец работал старшим мастером турбинного участка, мать – рабочая».
Потом, когда в том же кабинете мы сверяли текст, Борис Николаевич с теплотой поправил: «Егор, всё же мама». То, как была произнесена эта небольшая ремарка, характеризовало его как нельзя лучше. На первый взгляд, резковатый, внушающий трепет, он легко отвечал на сложные вопросы, касающиеся запутанных схем работы электрических сетей, и по-доброму рассказывал о личном. Настоящий профессионал, досконально разбирающийся в своём деле, Борис Николаевич был требовательным к своим коллегам, но прежде всего к себе. И, как вспоминает сегодня генеральный директор Объединённого диспетчерского управления энергосистемы Сибири Алексей Хлебов, был личностью, полной доброй энергии, мощи и силы.
«Профессионализм, дисциплинированность и высочайшее чувство ответственности»
Для того, кто наблюдал за работой Иркутской электросетевой компании со стороны, эти качества проявлялись в отдельных характерных фразах, звучавших на официальных мероприятиях или во время встреч с глазу на глаз. «Ребята все очень хорошие, влёт решают любые поставленные задачи, – отзывался Каратаев о выпускниках Корпоративного учебно-исследовательского центра ОАО «Иркутскэнерго» в 2013 году. – Не все сразу устраиваются работать в Иркутске, некоторые по направлению попадают в филиалы. Но хочется отметить, что все молодые специалисты, которым удаётся зарекомендовать себя на местах, оказываются в областном центре и на более высоких позициях. Все нынешние руководители «Иркутскэнерго» или филиалов компании начинали с работы на периферии».
Сам Борис Николаевич в 1977 году пришёл на Братскую ГЭС дежурным машинистом гидроагрегата. Следующий этап – Мамаканская ГЭС, на которую он перешёл в 1989 году, а в 1991-м возглавил её. Небольшая по сравнению с гигантами гидроэнергетики, эта станция является самой северной в Иркутской области и первой в стране, сооружённой на вечной мерзлоте, а также напрямую зависящей от сезонной водности… В общем, уникальный объект, требующий нетривиального подхода к работе как от руководителя, так и от его подчинённых. В постсоветской России Мамаканскую ГЭС довольно быстро вывели из состава «Иркутскэнерго» и передали ЗАО «Витимэнерго», подразделению ОАО «Лензолото». Так что в 1992 году Борис Николаевич переехал в областной центр и начал работать на первенце Ангарского каскада – Иркутской ГЭС.
Новая веха, смежная с производством энергии, но имеющая принципиально иную специфику, – руководство Южными электрическими сетями «Иркутскэнерго», которые Каратаев возглавил в 1998 году. «Эксплуатация сетей всегда держалась на высокой дисциплине сотрудников, – делился он с «Восточно-Сибирской правдой» шесть лет спустя. – В этом состоит специфика отрасли. Эта специфика требует от людей, которые в ней работали и работают, профессионализма, дисциплинированности и высочайшего чувства ответственности. В случае экстремальных ситуаций, которые имели место в нашей истории, люди работали круглосуточно, понимая, что от этого зависит жизнь городов, посёлков, предприятий». Катаклизмы упоминались неспроста: в июле 2004 года над югом Иркутской области пронёсся ураган, повредивший магистральную линию электропередачи от Братской ГЭС и вызвавший множество аварий в распределительных сетях. В столице Приангарья, которая находится в зоне ответственности Южных сетей, ветер ломал деревья и точно так же рвал ЛЭП. Последствия разгула стихии энергетики ликвидировали очень быстро.
Ситуация повторилась весной 2011 года, когда Каратаев уже возглавлял Иркутскую электросетевую компанию – предприятие, выделенное из состава «Иркутскэнерго» в ходе реформы электроэнергетики. Снежный шквал обрушился на регион в ночь с 28 на 29 апреля, вызвал аварии на 315 ЛЭП и 28 подстанциях, оставил без промышленного энергоснабжения 217 населённых пунктов. Ремонтные бригады тогда работали, без преувеличения, не покладая рук. В крупных городах последствия шторма устранили оперативно. На то, чтобы восстановить подачу электричества в отдельные отдалённые посёлки, ушло шесть дней. «Наверное, нашей компании в большей степени не везёт, чем везёт», – шутливо констатировал Борис Николаевич в конце года, вручая ведомственные и государственные награды тем, кто отличился при ликвидации аварий на сетях. Тогда, к слову, 53 сотрудника ИЭСК и предприятий-подрядчиков получили корпоративные дипломы, благодарности Министерства энергетики РФ и МЧС России, а электромонтёр по ремонту воздушных линий Центральных электрических сетей Андрей Петроченко был удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени.
Сила обязательства
Юрий Терских, исполнявший обязанности генерального директора ИЭСК после Бориса Каратаева, как-то заметил: главное достоинство и преимущество компании – это сплочённый коллектив, который способен решать задачи любой сложности. На протяжении почти 12 лет, прошедших с момента основания компании в 2006 году, её возглавлял человек, который, по признанию коллег, был талантливым организатором, грамотным, чутким и заботливым руководителем, воспринимавшим производственные проблемы как свои собственные. При Борисе Николаевиче предприятие претворило в жизнь немало крупных проектов, в том числе подстанций «Ключи», предназначенной для нужд V серии Иркутского алюминиевого завода, «Озёрная» – для строящегося Тайшетского алюминиевого завода, а также «Восточная», запуск которой позволил решить проблему бесперебойного электроснабжения правобережной части Иркутска и территории вдоль Байкальского тракта. Его профессионализм как руководителя подчёркивает и то, что с 2006 года Каратаев был вице-президентом Международного Клуба Распределительных сетей.
«Мы выполняем свои обязательства», – повторял он даже в последние годы, когда большинство территориальных сетевых организаций переживали ощутимые экономические трудности. Ощутимые и для тех, кто отвечает за финансовую часть работы ИЭСК, но не для потребителей, устойчивое электроснабжение которых всегда ставилось во главу угла.
Подводя итог всей жизни, о человеке судят по его делам. Борис Николаевич успел сделать многое. Столь занятой и ответственный руководитель, всей душой болевший за своё дело, за пределами работы он был душой компании, неравнодушным человеком с невероятным чувством юмора, заядлым рыболовом и путешественником. К сожалению, столь неординарный человек, отдавший энергетике больше 43 лет, скоропостижно скончался, не дожив считанные месяцы до 67-летия. Но созданный им задел остался, а его коллеги и ученики по-прежнему работают на благо Иркутской энергосистемы и всей области в целом.