Дорога с трёхсторонним движением
Доля автомобильных дорог в городских агломерациях России, находящихся в нормативном состоянии, должна быть увеличена до 85%, количество мест концентрации ДТП – снизиться в два раза, а смертность в авариях – в три с половиной раза по сравнению с 2017 годом. Таковы ключевые цели национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Достичь их планируют к 2024 году. А сам проект реализуется с 2017 года. За прошедшее время в Иркутске среди прочего заменили 1,5 млн квадратных метров асфальта, смонтировали более 5,7 км металлических барьеров для машин, а также установили шесть светофоров, предназначенных для регулирования потоков транспорта и пешеходов, и 94 светофора серии Т.7 – это мигающие диодные «светильники», которые привлекают внимание к знакам.
«К работе мы подходим комплексно: ремонтируем не только проезжую часть, но и тротуары, – подчеркнул заместитель начальника департамента – начальник отдела развития дорожной и транспортной инфраструктуры департамента дорожной деятельности и транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска Руслан Батраченко. – Естественно, на каждом объекте предусмотрено повышение безопасности». При этом мэрия не ограничивается работами по национальному проекту, расходы на который выросли с 741 млн рублей в 2017 году до 1,7 млрд рублей в 2020-м, но и ежегодно выделяет на собственные мероприятия, направленные на повышение безопасности на дорогах, по 35–40 млн рублей.
Ремонт, реконструкция, установка светофоров с ограждениями и всё тому подобное даёт свои плоды: четыре года назад в Иркутске насчитывалось 108 очагов аварийности, сейчас – 32. Количество дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали люди, снизилось с 1317 до 1162, число погибших – с 48 в 2016 году до 30 за 11 месяцев 2020 года. Однако заместитель начальника отдела ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» Сергей Швин отметил, что нынешний год нельзя считать показательным, поскольку из-за пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений трафик был меньше, чем обычно. «Особенно если взять апрель, май и июнь, когда, можно сказать, на дорогах города было спокойно», – добавил он. Тем не менее долгосрочная статистика свидетельствует о том, что реконструкция иркутских улиц – она постепенно заменяет ремонт, чем и объясняется значительный рост затрат на реализацию нацпроекта – ведёт к снижению числа аварий с тяжёлыми и трагическими последствиями.
Кольцо Подвойного
Параллельно с повышением безопасности в администрации города стараются увеличить пропускную способность дорог. Этим объясняются, к примеру, реконструкция улицы Баумана, к первому этапу которой приступили в уходящем году, капитальный ремонт Култукской и расширение путепровода на Джамбула с четырёх до шести полос, а также появление дополнительной полосы на Набережной Иркута. Плюс расширение перекрёстков Желябова и Декабрьских Событий, Ядринцева и Советской, Волжской и Депутатской, Старокузьмихинской и Безбокова, Полярной и 1-й Московской. В 2020 году также соединили Передовую и Старокузьмихинскую, чтобы ликвидировать сквозной проезд через автозаправочную станцию «ОМНИ».
Долгосрочные проекты вроде реконструкции Баумана и путепровода на Джамбула продолжат реализовывать и в 2021 году. В общей сложности в уже утверждённом перечне значатся 22 объекта. Среди принципиальных изменений – организация кругового движения на перекрёстке Декабрьских Событий, Некрасова и Рабочей. «Мы его назвали кольцом Подвойного, так как это было его предложение», – заметил Батраченко. Хотя год назад, выступая перед депутатами, начальник отдела ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» Илья Подвойный отмечал, что мнение мэрии по реконструкции дорог не всегда соответствует соображениям безопасности движения, одну из его идей было решено реализовать. Ещё один крупный проект 2021 года подразумевает реконструкцию улиц Карбышева и Ушаковской на участке от Северной до Лесной. Другой – расширение Верхней Набережной от съезда с Академического моста до дома №107: там, где сейчас организовано одностороннее движение, появятся две полосы, благодаря которым проезд будет открыт в обоих направлениях. Предусмотрена и реконструкция Трактовой по всей длине – улицу также расширят и организуют на ней выделенную полосу для общественного транспорта.
Виадук – не мост, но развести придётся
Среди крупных проектов значится капитальный ремонт путепровода через железную дорогу на станции Батарейная. Откладывать работы нельзя – виадук находится в предаварийном состоянии. Проект уже готов, в администрации города планируют получить заключение государственной экспертизы на него в первом квартале, а непосредственно приступить к ремонту – во втором или третьем. Депутат Дмитрий Красноштанов обратил внимание на то, что работы займут около полугода, и всё это время примерно две тысячи местных жителей будут лишены прямого доступа к школе, детскими садам и поликлинике – добираться придётся в обход. «Проезд до той же самой поликлиники по времени и километражу увеличивается в разы, – констатировал он. – Если сейчас жители Батарейной едут до неё на машине или автобусе 10–15 минут, то после закрытия виадука им придётся объезжать через Жилкино. Получается порядка 20–25 километров, и время в пути увеличивается до 80 минут».
Если точнее, весь путь пролегает через Ново-Ленино (объездную дорогу или улицу Розы Люксембург), Олега Кошевого и Жилкино или Иркутск-II. Других вариантов попросту нет. Единственная возможность уменьшить хотя бы время проезда заключается в том, чтобы привести в порядок дороги в Жилкино. «Перекрыть сначала одну половину путепровода, а затем другую, как мы это делаем на Джамбула, не получится, – рассказал Батраченко. – Его придётся закрывать и полностью, с нуля собирать заново. Весь проект разбит на два года. Сегодня мы отрабатываем с проектировщиками объездные пути. Дороги будут приведены в нормативное состояние».
Вопросы, касающиеся непосредственно их округов, задавали и другие парламентарии. Заместитель председателя комиссии по транспорту, связи и охране окружающей среды Думы Иркутска Ростислав Белых, в частности, поинтересовался, когда заработает светофор у троллейбусного депо на перекрёстке Костычева и Стасова, который призван упорядочить потоки транспорта со стороны Мельничной Пади и микрорайона Радужного. Его установили ещё несколько месяцев назад, некоторое время он даже мигал жёлтым, но до сих пор не введён в эксплуатацию. Как объяснил Батраченко, 18 декабря светофор передали в ведение муниципального казённого учреждения «Безопасный город» и хотят запустить его до конца года. А в 2023-м планируют приступить к комплексному ремонту Академической улицы, расположенной в том же избирательном округе.
Перекрёсток пяти дорог
Между тем на 2022 год запланирован ремонт Красноярской. В 2021-м на ней планируют обустроить ливневую канализацию, которую врежут в новый коллектор на Култукской. «Если мы заходим на комплексное освоение серьёзного объекта, надо смотреть все прилегающие связи сразу, – прокомментировал это заместитель председателя комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству Думы Иркутска Александр Сафронов, обращаясь к Батраченко. – Когда вы делали, почему не заложили Красноярскую?» Замначальника дорожной деятельности и транспорта городской администрации парировал: в условиях, когда финансирование ограничено, невозможно сразу разобраться с проблемой, решение которой требует огромных затрат. «Весь узел рассмотрен, разбит по этапам: первый – это Култукская, второй – Космический проезд, третий – Красноярская, – сообщил он. – Невозможно одновременно зайти и всё сломать, сделать всё за год просто нереально».
Култукскую отремонтировали первой, поскольку на неё приходится больший поток транспорта и она была наиболее проблемной. Однако, заметил Алексей Кудрявцев, она по-прежнему упирается в кольцевой перекрёсток с Космическим проездом, к которому также прилегают Ипподромная улица и ещё два «аппендикса», ведущих к жилым домам. «Там, где пять дорог сходятся в кольцо, проживает очень много людей и ни одного перехода нет в принципе, – сказал депутат. – Люди каждый день вынуждены нарушать правила дорожного движения и переходить проезжую часть в хаотичном порядке. Тем более там ещё и с тротуарами проблема». Последнее обстоятельство в мэрии пообещали учесть в проекте реконструкции Космического проезда, который разрабатывается в настоящее время. Безопасность пешеходов на остальных дорогах, прилегающих к перекрёстку, по словам Батраченко, – всего лишь вопрос дополнительной «проработки».
Председатель Думы Иркутска Евгений Стекачёв добавил, что для расширения зоны видимости и, как следствие, повышения безопасности движения следовало бы спрямить Космический проезд. Для этого нужно снести здание неработающей насосной станции и чуть-чуть урезать парковку, организованную возле него.
«У нас пешеходов больше, чем автомобилистов»
Обсуждая проблемы в реализации национального проекта в Иркутске, кто-то из участников слушаний высказывал мнение, что реконструкция некоторых участков дорог не привела к увеличению их пропускной способности. Швин, к примеру, посчитал, что Аэрофлотскую улицу надо было расширить на участке от Советской до Лызина. То же, с его точки зрения, можно было сделать с Трилиссера от перекрёстка с Красноярской до пересечения с Ядринцева. «Расширение перекрёстков, конечно, положительно влияет на безопасность дорожного движения и пропускную способность улиц, но это полумеры, – заключил замначальника городского ГИБДД. – Надо подходить комплексно – строить развязки, путепроводы, мосты. Я понимаю, что это затратное мероприятие, но без него город в ближайшие пять-десять лет начнёт задыхаться».
С позиции автомобилиста выступил и заместитель председателя комиссии по мандатам, регламенту и депутатской этике Думы Иркутска Александр Перевалов. Он считает, что организация одностороннего движения на Красноказачьей в районе Ивано-Матрёнинской детской больницы привела к снижению пропускной способности улицы. «Там с одной стороны не было тротуара, что создавало проблемы пешеходам, вдобавок не хватало парковочных мест, – возразил Батраченко. – Совместно с ГИБДД было принято решение поменять там организацию дорожного движения, сделать улицу односторонней от Советской до Лызина. Мы встречались по этому поводу с главой [Правобережного] округа и главврачом больницы, взвесили все «за» и «против». И правильно сделали, что поменяли движение, поскольку обеспечили в полтора раза больше парковочных мест, организовали дополнительные переходы и установили пешеходные ограждения». Аварийность, добавим, тоже снизилась – далеко не все водители, поднимавшиеся от Лызина, соблюдали требование знака «Движение направо» при выезде на Советскую.
Пока на слушаниях обсуждали приоритеты в безопасности дорожного движения, на странице Александра Квасова в «Фейсбуке», где депутат регулярно ведёт трансляции, происходящее активно комментировали урбанисты. «Почему-то смешивают пропускную способность и безопасность, – заметил руководитель Иркутского отделения фонда «Городские проекты» Григорий Скарченко. – Очень часто это противоречащие друг другу вопросы». «Пропускная способность – это повышение скорости и снижение безопасности, – вторил председатель общественного движения «Регенерация города» Денис Воронов, бывший руководитель Службы государственного жилищного надзора и строительного контроля Иркутской области. – Провозная способность – это решение городских проблем по перемещению горожан и ресурсов внутри урбанизированной территории. Рост пропускной способности в городе – это путь к деградации городского пространства». По его мнению, расширение улиц, ведущих в центр Иркутска, позволяет разве что «передвинуть пробки». А повышению безопасности, напротив, должно способствовать сужение улиц в историческом центре города, чтобы каждая поездка в него «стала «головной болью для водителя».
«Мы каждый раз движемся по кругу: вроде асфальт качественный положили, бордюрный камень установили, круговое движение сделали, улицу расширили – а всё равно плохо, – резюмировал Квасов, взяв слово для выступления под конец депутатских слушаний. – А почему? Потому что про пешеходов и общественный транспорт забыли. Если анализировать ситуацию, получается, что мы проектом «Безопасные и качественные дороги» делаем лучше только для автомобилистов Иркутска. Но у нас пешеходов больше, чем автомобилистов. Я предлагаю над этим тоже задуматься». Депутат считает, что необходимо расставлять приоритеты в зависимости от районов города: в историческом центре, к примеру, отдавать их пешеходам, на подъездах к нему – общественному транспорту. С этим отчасти согласился вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников. «Есть много позиций, которые нужно учитывать, – отметил он. – Что мы ремонтируем, где мы заходим на капитальный ремонт, где делаем упор на безопасность движения, пешеходные и велосипедные линии. Это всё нужно попытаться заложить в достаточно ограниченный бюджет».
Для решения этой проблемы председатель Думы Иркутска Евгений Стекачёв предложил не ограничиваться исключительно «Безопасными и качественными автомобильными дорогами», а участвовать и в других национальных проектах и государственных программах, которые связаны с городской средой. Депутаты поддержали поручение мэрии проанализировать такую возможность. Проголосовали они и за то, чтобы создать совместную рабочую группу, которая бы собиралась раз в квартал и детально изучала вопросы ремонта и реконструкции дорог. А также за составление перечня участков, где жизненно необходимы подземные переходы.