Юбиляры охлопковской драмы
Уходящий год в Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова выдался богатым на красивые круглые даты. Несмотря на все сложности 2020 года, мы чествуем наших юбиляров, которые дарят свою жизнь театру.
Елена Мазуренко, заслуженная артистка России
Грациозная, женственная, экстравагантная, умная, неподражаемая… Яркий темперамент, помноженный на бешеную энергетику, никогда не заставит скучать зрителей в зале. Всё, что актриса делает на сцене, всегда азартно, заразительно, бурлескно и волнующе.
В прошлом году Елена Сергеевна отметила 50-летие творческой деятельности, а в этом – и свой собственный юбилей. Всё это время она верна служению одной сцене – родному охлопковскому драмтеатру. Актрисой было исполнено более сотни ролей, сотни женских судеб пропустила она через душу и сердце. Приглашённая в труппу сразу после окончания Иркутского театрального училища, она переиграла все главные женские роли в пьесах Александра Вампилова.
Спектакли с участием Елены Мазуренко становятся долгожителями в репертуаре театра, а героини любимы зрителями. Вспомнить, например, её Матильду Ласбри в комедии «Не верь глазам своим», которая 25 лет идёт на сцене театра, Женщину в розыгрыше «Трое на качелях», остающемся в репертуаре уже 22 года, и Розовую Даму в постановке «Оскар и Розовая Дама», которая не сходит с подмостков 11 лет.
Специально к юбилею актрисы в театре запланирован к постановке спектакль «Лев зимой» по пьесе американского писателя Джеймса Голдмена, в котором Елена Сергеевна сыграет королеву Англии Алиенору Аквитанскую.
Тамара Панасюк, заслуженная артистка России
Родившись в Украине, волею судеб ребёнком Тамара Ивановна оказалась в Сибири. Попав под молот послевоенных репрессий, вместе с семьёй она проехала через всю страну. Судьба вознаградила её настоящим везением в деле, которому Тамара Ивановна посвящает всю свою жизнь.
Юная большеглазая красавица попала сначала по приглашению режиссёра в Черемховский театр, потом играла на сцене Иркутского ТЮЗа, уезжала в Белоруссию. Театр имени Н.П. Охлопкова стал её домом в 1962 году. И вот почти 60 лет судьбы актрисы и Иркутского драматического связаны крепкими узами.
Тамаре Ивановне выпало большое счастье – она стала первой в истории мирового театра исполнительницей роли Макарской в «Старшем сыне», репетиции которого в 1969 году проходили вместе с автором – драматургом Александром Вампиловым. Сотни ролей, о которых может мечтать каждая актриса, характерные и мощные женские образы, классическая и современная драматургия, талантливые режиссёры, спектакли разных жанров и влюблённые зрители.
Сегодня мы встречаем актрису в образах Нины Ивановны Воронцовой в комедии «Ретро» Александра Галина, трогательной Мими в мелодраме «Немного нежности» Альдо Николаи, Тунгуски в постановке «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина, графини Хрюминой в спектакле «Горе от ума» Александра Грибоедова.
Яков Воронов, заслуженный артист России
Один из ярких и харизматичных актёров охлопковской драмы Яков Воронов пришёл в труппу в 1978 году после окончания Иркутского театрального училища. И вот уже более 40 лет он служит театру преданно, безраздельно и с удовольствием. Десятки ролей, разноплановых образов и человеческих историй… Он мастерски играет комических и фарсовых персонажей, способен перевоплотиться в циничного злодея и при этом переживать на сцене глубокое психологическое напряжение.
Большой успех принесла ему роль Менахема-Мендла из «Поминальной молитвы» Григория Горина по произведениям Шолом-Алейхема в 1998 году. Сегодня в новой версии этого спектакля Яков Воронов играет мясника Лейзера-Вольфа. Зрители обожают работу артиста в постановке «Бег» по пьесе Михаила Булгакова, где он непревзойдённо исполняет роль тараканьего царя Артура Артуровича, блистающего в своей упоительной власти и полностью довольного жизнью распорядителя человеческих судеб. Совсем иным актёр предстает на сцене в образе профессора Репникова в спектакле «Прощание в июне» Александра Вампилова – он предлагает Колесову «сделку с совестью» и сам оказывается перед таким же выбором. Сегодня среди ролей Якова Воронова также ловкий делец Леонид в постановке «Ретро» Александра Галина и строгий Родион Николаевич, который вдруг обретает любовь и счастье, в «Старомодной комедии» Алексея Арбузова, генерал Епанчин в спектакле «Идиот» Фёдора Достоевского и Николай Николаевич Чернов в мелодраме «Вечно живые» Виктора Розова.
Природа наградила артиста Воронова экстравагантной внешностью, актёрским талантом, лёгким и весёлым нравом. Яков Михайлович – наш неподражаемый юморист, без него невозможно представить себе «капустник», театральный вечер, актёрские посиделки. Знающие его люди говорят, что перебрасываться с ним шутками бесполезно: он засыплет анекдотами, байками и на ходу придуманными остротами. Вместе с коллегами, заслуженными артистами России Владимиром Ореховым и Николаем Дубаковым, Яков Михайлович много лет является бессменным «титестером» знаменитой «Чайной» на Международном театральном фестивале современной драматургии имени Александра Вампилова. Он ведущий многих культурных мероприятий, проходящих в городе. Он знаменитый, без преувеличения, хоккейный комментатор, не единожды признанный Федерацией хоккея с мячом России лучшим телекомментатором в стране.
Валерий Жуков, артист
Почти 60 лет Валерий Михайлович выходит на родную сцену Иркутского драматического театра. Это артист, с которым ассоциируется охлопковская драма, в памяти которого театральная история нескольких десятилетий живёт и воплощается в его эмоциональных, темпераментных рассказах. Мудрый и справедливый, обаятельный и жизнелюбивый – человек, чья судьба состоялась в театре и до сих пор крепко соединена с ним прочными и надёжными нитями.
Актёрский азарт Валерия Жукова, его неутомимая жажда работы и огромный опыт удивляют и восхищают коллег, молодое поколение артистов и, конечно, студентов Иркутского театрального училища, где Валерий Михайлович преподаёт искусство грима с 2004 года.
Не одна сотня характерных комедийных и драматических ролей, тысячи сыгранных спектаклей и десятки городов, в которых артист вместе с театром побывал с гастролями. Всё это про Валерия Жукова. Он играет страстно и с упоением. Любит своих персонажей и любую роль считает серьёзной работой. Сегодня он задействован в нескольких постановках. Среди ролей – «хранитель безмолвной правды» дед Максим в «Прощании с Матёрой» Валентина Распутина, проживающий странную метаморфозу представитель закона Пётр Николаевич в сентиментальной пародии на течение жизни «Елизавета Бам» Даниила Хармса и, конечно, одинокий, пылко и нежно влюбившийся на склоне жизни Ненил в мелодраме Альдо Николаи «Немного нежности».
Эмма Алексеева, артистка
Скромность – это нежное искусство не замечать своего истинного обаяния. Это редкое качество так отлично характеризует Эмму Николаевну. Глядя на эту лёгкую, всегда искренне приветливую, изящную актрису, не верится, что только в театре она служит без малого 60 лет.
Вчерашняя выпускница, Эмма собиралась поступать в медицинский институт, но, прочтя объявление о первом наборе в драматическую студию при иркутском театре, твёрдо решила попробовать свои силы. С тех пор охлопковская драма стала единственной в её творческой судьбе. Здесь прошло её становление, здесь она обрела своего главного спутника в жизни. С супругом – артистом Валерием Жуковым – они неразлучны уже больше 50 лет.
Невозможно перечислить все роли Эммы Николаевны за столь долгую сценическую жизнь. Душевная чистота и щедрость, истинная женственность и нежность ярко раскрылись в созданных актрисой образах. Знаковыми стали роли в спектаклях по вампиловским произведениям, арбузовским историям и, конечно, главная роль в постановке «Из Америки с любовью» Нелли Матхановой, которая стала для актрисы поистине судьбоносной и особенной. В составе творческого коллектива с этим спектаклем Эмма Николаевна дважды побывала на гастролях в США.
Активная, воодушевлённая, всегда готовая к работе, она настоящий мастер сцены, бриллиант иркутской театральной истории, верный человек и очень мягкая, нежная, воздушная и безумно красивая женщина.
Виктория Инадворская, артистка
Стать и грация, узнаваемый и необыкновенный тембр голоса, женственность и красота, актёрский талант и стремление к его постоянному обогащению – всё это позволяет Виктории в прямом смысле сиять на сцене, удивлять зрителя, радовать, а иногда и шокировать публику.
Виктория Ивановна – разноплановая и характерная актриса. В её послужном списке самые желанные роли мирового классического репертуара. Это Роксана в героической комедии Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» и Гонерилья в шекспировской трагедии «Король Лир», Белина в спектакле «Мнимый больной» по пьесе Жана-Батиста Мольера и Мария Семёновна Косарева в мелодраме Алексея Толстого «Касатка». Особое место среди работ артистки занимают чеховские героини – Маша в «Чайке», Елена Андреевна в постановке «Дядя Ваня» и, конечно, Раневская в спектакле «Сны Ермолая Лопахина» по произведению «Вишнёвый сад». Знаковой для артистки стала роль в спектакле «Колчак» по пьесе Сергея Остроумова. Одной из ярких работ – деспотичная и властная медсестра Рэтчед в спектакле «Полёт над гнездом кукушки» по пьесе Дейла Вассермана по роману Кена Кизи.
Сегодня Виктория Ивановна играет в классических и современных постановках. Талант Виктории разносторонний и уникальный. Ей удаётся создавать полярные по своей сути роли и в каждой из них оставаться естественной и органичной. Одной из новых творческих работ Виктории стала роль кормилицы Жаклины при дворе знатного вельможи в премьерном спектакле 2019 года «Лекарь поневоле» Жана-Батиста Мольера. Этот комедийный, эпатажный образ на грани фарса стал безусловным украшением актёрского портфолио Виктории.
Анатолий Стрельцов, директор театра, заслуженный работник культуры России
Наш бессменный капитан, Директор с большой буквы, человек страстный и счастливый, наш Анатолий Андреевич – без преувеличения, легенда иркутской театральной истории. Он сам – живое воплощение истории Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова.
У руля охлопковской драмы Анатолий Стрельцов с 1986 года. Он пришёл в театр на должность заместителя директора по организации зрителя на несколько лет раньше и на момент назначения отлично знал театр, а будучи актёром по первому образованию, понимал и более глубокую специфику этого ремесла. Прослужив театру уже без малого 40 лет, наш рулевой является одним из лучших театральных менеджеров России. Ему удалось удержать на плаву «охлопковский лайнер» в лихорадочные для всей страны 1990-е годы, совершить фундаментальные изменения и открыть иркутский театр для мирового олимпа. Анатолий Андреевич ведёт свой корабль строго по курсу, избегая штормовых зон и бермудских треугольников, преодолевая любые барьеры и препятствия. Именно под его руководством была реализована одна из сложнейших и, казалось бы, невозможных для 1990-х годов задач, крупнейшая стройка XX века – реконструкция здания театра.
Для Анатолия Андреевича театр – больше чем дом: это его семья, душа, сердце, мысли, планы, мечты и желания. И именно в этом, пожалуй, секрет успешного и крепкого управления таким сложнейшим организмом – в одинаково трепетном и по-настоящему отцовском отношении как к серьёзным решениям, так и к мелочам. Руководить в его случае – это жить театром, болеть за него душой, страдать вместе с театром и радоваться любым успехам, идти своим путём, даже если ветер перестал быть попутным, рисковать и действовать.
Главным законом его жизни, таким знакомым каждому, кто его знает, является любовь. Вся любовь – и жизнь – Анатолия Андреевича сопряжена с театром. Познакомившись с ним в 14 лет в Ростовском ТЮЗе, когда впервые увидел спектакль «Мой бедный Марат», в театре он обрёл профессию, супругу Наталию Васильевну, с которой они вместе много лет, друзей, своё призвание и огромный авторитет во всём театральном мире. А ещё наш директор – увлечённый огородник, грибник, хранитель традиций, любитель домашнего уюта и гостеприимный хозяин.
Александр Дулов, артист
Завершающим аккордом в череде круглых дат 2020 года стал юбилей артиста Александра Дулова. Ему исполнилось 50 лет, из которых более 20 актёр служит Иркутскому драматическому театру.
Мужественный, надёжный, крепкий. Каждая роль для Александра Борисовича – жизнь, которую он проживает вдумчиво и глубокомысленно. Он создаёт образ мужчины волевого и сильного, основательного и серьёзного, однако на сцене способен сыграть и диаметрально противоположные качества своих героев.
Среди ярких и запоминающихся ролей Александра Дулова – интеллигентный и деликатный Шаманов в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова, пронзительный и беззащитный перед жизненными обстоятельствами экзекутор Яичница в гоголевской «Женитьбе», привлекательный и красноречивый Манилов в спектакле «Наш господин Чичиков» по поэме Николая Гоголя «Мёртвые души», искренне полюбивший Паныч в легенде «Олеся» по повести Александра Куприна.
Совершенно с другой стороны раскрылся артист в роли Люберецкого в спектакле «Завтра была война» по повести Бориса Васильева. Он играет человека, обладающего удивительным внутренним достоинством, нежно любящего свою дочь и стойко переносящего все тяжести этого нелёгкого времени.