Владимир Яковлевич Бронштейн
На 99-м году из жизни ушёл Владимир Яковлевич Бронштейн, фронтовик, директор Иркутского мясокомбината в течение четверти века, оставивший предприятие в 1996 году на пике производительности и культуры производства.
Невероятно печально, что коронавирус ускорил уход ветерана, который мог по своей жизненной энергии преодолеть и вековой рубеж, невзирая на боевое ранение и инвалидность ещё с 1945 года.
Детство его пришлось на двадцатые годы. Хлебнул раскулачивание деда с бабушкой и родителей и ожидание арестованной на месяцы мамы. Когда ему было восемь лет, а братишкам Изику и Лёне шесть и четыре, всё лето они прожили одни, без родителей, то ли в сараюшке, то ли в стайке отобранного у них дома в селе Усть-Баргузин.
Во время войны Владимир Бронштейн служил в погранвойсках на Восточном фронте. Было ранение, но, к счастью, пуля только обожгла шею. Больше пострадал он из-за окопного холода, заработал тяжёлое заболевание, и в итоге ему удалили половину лёгкого.
На Иркутском мясокомбинате Владимир Яковлевич проработал около пятидесяти лет, из них 11 лет заместителем и 25 лет директором. Численность работающих в ту пору была около двух тысяч человек. Каждые год-два строили и сдавали по одному жилому дому. В общей сложности работникам комбината удалось выделить более 600 квартир в построенном ими же посёлке Жилкино. Каждый кадровый работник, отработавший 4-5 лет, бесплатно получал от предприятия сданную под ключ квартиру. Больше ИМК строил в городе только огромный авиазавод.
Работа на комбинате чрезвычайно тяжёлая, директор всё делал для обеспечения сотрудников не только жильём, но также сытным и почти бесплатным питанием. Всем работникам предприятия выдавались талоны на питание по льготным ценам. Высококачественные обеды были раз в пять дешевле, чем в других местах. Кроме того, несколько раз в месяц и обязательно к каждому празднику все работники предприятия получали бесплатно пайки с фаршем, колбасой, сосисками и так далее. Было это в не очень сытное, если не сказать – голодное, время скудных талонов на всю мясную продукцию и на масло.
Как говорил Владимир Яковлевич, основную свою задачу он видел в том, чтобы «войско комбината было сыто и жило в уюте». Тогда можно требовать и ударную работу, и дисциплину. Но требовал он всегда по-хорошему… Почти всех работников знал по имени-отчеству, каждый день делал обход большинства цехов.
Жил он скромно. Квартира не больше двухкомнатной, машины личной никогда не было, дача небольшая, и даже на работе до последнего дня ездил на отечественном «Москвиче».
За годы директорства он был награждён двумя орденами – «Знак Почёта» и Трудового Красного Знамени, получил высокое звание «Заслуженный работник мясной и молочной промышленности», а комбинат стал «Передовым предприятием Союзного министерства».
С комбинатом он прощался, как с родным человеком. В 74 года был ещё полон сил и явно поторопился оставить директорский пост, хоть это и произошло не без влияния властей, неразумно ускоривших смену поколений на предприятии, что не принесло пользы делу.
«Что я не успел – доделают сын и внуки», – говорил Владимир Яковлевич. И правнуки, и все дальнейшие поколения семьи Бронштейнов никогда не забудут своего патриарха.
Коллектив редакции газеты «Восточно-Сибирская правда» выражает искренние соболезнования Виктору Бронштейну, родным и близким Владимира Яковлевича, разделяет с вами эту утрату. Вечная память!