«Мы не пушечное мясо»
Представители ивент-бизнеса просят дать им нормально работать
Около 10 тысяч человек в Иркутской области сегодня оказались без работы – это режиссёры, артисты, сценаристы, организаторы массовых мероприятий. Если ресторанному бизнесу в какой-то мере разрешили трудиться, то сфера развлечений уже 8 месяцев находится под жёстким запретом из-за пандемии. Проводить шоу нельзя, бизнес-встречи – нельзя, детские праздники – нельзя. «У нас есть дети и семьи, у нас есть свои обязательства как у предпринимателей, но где нам брать средства?» – говорят представители ивент-бизнеса. Чиновники на этой неделе предложили бизнесу принести себя в жертву. «В каждой кризисной ситуации кто-то страдает», – философски заявил один из специалистов Роспотребнадзора на встрече с предпринимателями. Однако люди отказываются от роли «жертвенного агнца», когда предприятия, школы и даже кинотеатры в Иркутской области открыты.
«Они на что жить-то будут?»
На прошлой неделе бизнесмены, занятые в сфере развлечений, провели несколько онлайн-встреч с представителями регионального правительства, Роспотребнадзора, с бизнес-омбудсменом Андреем Лабыгиным. Именно к Лабыгину обратились бизнесмены сразу, и 3 декабря он и предприниматели разговаривали уже с заместителем начальника отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания населения регионального Роспотребнадзора Вячеславом Чубатюком, начальником Управления развития предпринимательства минэкономразвития Татьяной Макарычевой и ещё с одним представителем министерства Яниной Шабуровой. От регионального минздрава не пришёл никто. Этой встречей бизнесмены, как показали их сообщения в соцсетях, были разочарованы.
«Какой итог встречи, спросите вы? – написала на своей странице в сети «Фейсбук» руководитель агентства Ponomareva EVENT Management Ксения Пономарёва. – А итог такой, что, имея в государственном аппарате столько лиц, исполняющих свои обязанности, никто из приглашённых на встречу не может принимать никаких решений или шагов для решения тех вопросов, которые мы обозначили!» Ксения Пономарёва выложила два видео со встречи, на которых свои позиции обозначили Роспотребнадзор и бизнес-омбудсмен.
«Конечно, можно говорить, что сегодня надо потерпеть, – заявил Андрей Лабыгин. – Но человек-то кушает каждый день по три раза. И потерпеть-то не могут эти 7–10 тысяч человек. Как им рассказать-то дома: «Давайте потерпим»? Они на что жить-то будут? Если говорить о заболеваемости. У нас транспорт работает, битком набит, люди ездят. Дети в школу ходят, там общаются между собой. То есть в школу можно, а на утренник, на ёлку пойти нельзя. Как ребёнку объяснить, что в этот раз будет какой-то усечённый Новый год, – тоже вопрос. Всё-таки мы просим разъяснить вопрос, где у нас основные очаги заболеваемости? На производстве, в транспорте? В семье, в ресторане? Кинотеатры работают в усечённом виде – при 50-процентном заполнении, их не закрыли». Однако представитель Роспотребнадзора Вячеслав Чубатюк был непреклонен. Он напомнил, что решения принимаются не на местах, а федеральными структурами. «В этих решениях чётко прописано: исключить проведение подобных мероприятий, – сказал Чубатюк. – На основании этого на оперштабе принимается решение. На данный момент в 279-м указе губернатора чётко прописано, какие мероприятия можно проводить, какие нельзя. Я понимаю, что 10 тысяч человек остаются без зарплаты. Но сейчас такая эпидобстановка, это кризисная ситуация. В каждой кризисной ситуации кто-то страдает. Когда начинаются военные конфликты, страдают военные, потому что идут на войну и там погибают. Так скажем, ну это их профессия. Сейчас другая немножко ситуация».
Ксения Пономарёва заявила, что высказывание Вячеслава Чубатюка «повергло в шок» предпринимателей. «Он прямым текстом заявил, что в такой тяжёлый период надо чем-то жертвовать, – написала она. – В это тяжёлое время мы будем пушечным мясом, которым можно пожертвовать. Нам нужно погибнуть, ведь профессию нашу мы выбирали сами, такой у нас исход. Слышали, товарищи музыканты? Режиссёры? Сценаристы? Специалисты по свето-, звукотехнике? Артисты малых театров? Педагоги в сфере искусств? Руководители творческих коллективов? Нам сказали, что нами надо пожертвовать, нас всего по области 10 000 человек».
Слова Чубатюка нашли отклик у депутата Госдумы Александра Якубовского, который направил обращение на имя главы Роспотребнадзора Анны Поповой с просьбой дать оценку словам подчинённого в адрес предпринимателей Прибайкалья. «Считаю, что такие параллели (о сравнении предпринимателей с гибнущими воинами. – Авт.) проводить недопустимо, – заявил Якубовский. – На передовой сейчас медики, волонтёры и те, кому они помогают. Предприниматели, работники культурной, спортивно-оздоровительной сфер, организаторы массовых мероприятий у нас не в режиме боевых действий. Ограничения вводятся, и они нужны. А задача чиновников – искать пути, как минимизировать, а в идеале – избежать потерь для предпринимательского сообщества. Ведь речь идёт о людях, которые создают рабочие места».
«В состоянии стопа, прострации и депрессии»
Для инвент-сферы губительный простой продолжается уже более 8 месяцев. И размышления артистов, режиссёров, ведущих очень нерадостные. Мы уже приводили в статье «А банкет под запрет» («ВСП» от 24 ноября 2020 года) мнение шоумена Дениса Гука, который говорил, что поработал в 2020 году только 2,5 месяца. «Конечно, к своему возрасту я сумел и скопить, и вложить, и как-то финансово быть грамотным. Не скажу, что я живу хорошо и весело, но мне вроде бы хватает, всё нормально. Но у моих коллег очень большие, серьёзные проблемы. Обычно замечают, грубо говоря, людей, которых называют «звёздами». У них пока всё нормально. Но от меня, например, зависят дальше по цепочке звукооператоры, звукотехники, световики. Дальше пошли официанты, обслуживающие банкеты, повара, которые готовят еду, весь обслуживающий персонал, который обеспечивает работу ресторана. Это огромная ветвь, которая расходится сеткой. Все эти люди имеют семьи. Есть семьи, где в творческой профессии и муж, и жена. И это ад, они практически сейчас на грани вымирания. Не могу называть фамилии, но я знаю людей, которые распродают оборудование, то, чем они зарабатывают. Перепрофилироваться они не могут, так резко их подкосила жизнь. Я думаю, что с отменой праздников можно было поступить гуманнее, соблюсти какие-то определённые правила и попытаться дать людям в конце года реанимироваться в финансовом смысле. У многих ипотеки, кредиты. Я переживаю не только за то, что сейчас не будет мероприятий. Классически январь самый тухлый, провальный месяц. И у людей, которым и сейчас плохо, не будет возможности заработать. Помните анекдот: «Тебе Спилберг звонил!» – «Какой Спилберг?! У меня ёлки!» Эти две недели перед Новым годом кормят многих из нашей сферы два ближайших месяца. Я очень сочувствую всей нашей индустрии, потому что до марта всё будет очень плохо». По мнению Дениса Гука, можно было бы разрешить развлекательные мероприятия с ограничением численности присутствующих, поскольку многие крупные компании сами утверждают, что во вторую волну уже более 50% их сотрудников переболели.
«Работы стало в несколько раз меньше, чем в 2019 году, – сообщила «ВСП» режиссёр массовых мероприятий Любовь Дорочинская. – В 2019 году мы работали на нескольких крупных площадках, сегодня нет ни одной. И мы практически не можем работать и в онлайн-режиме. Федеральные компании, которые ранее сотрудничали с нами, теперь уходят на онлайн-мероприятия к московским подрядчикам, поскольку таковы установки их руководства. Из 4 сделанных нами сценариев для онлайн-мероприятия, дай бог, один срабатывает. У крупных компаний установка на работу с москвичами. Мы полностью согласны с позицией властей. Ситуация сегодня сложная, и необходимо сделать всё, чтобы заболевание не распространялось. Но в этих условиях можно и нужно искать компромиссы. Например, разрешить проводить мероприятия на улице с соблюдением всех санитарных норм. Речь ведь идёт не о полулегальных массовых дискотеках, коллективных выпивках, а о чётко организованных мероприятиях в театрах, домах культуры, актовых залах. Крупные предприятия сами тщательно оговаривают, как на вечере будут соблюдены санитарные нормы, никто не хочет, чтобы сотрудники заболели. Потому первое, что обсуждается с нами, – это безопасность.
Понимаете, финал года – это традиционные награждения, это подведение итогов, это моральная разгрузка людей. И эту разгрузку, снятие стресса обеспечиваем мы – те, кто создаёт атмосферу вечера. Нельзя пренебрегать этой частью новогодней программы. Это очень важная работа».
«Ивент-сфера 8 месяцев в состоянии стопа, прострации, простоя и депрессии, – говорит режиссёр, генеральный директор арт-агентства «Счастливый Слон» Ольга Кирянова. – Есть множество вопросов относительно запрета на проведение мероприятий, есть более 7000 человек, занятых в сфере организации и проведения событий, которые не имеют возможности работать и содержать свои семьи, выполнять свои обязательства перед банками по ипотекам и кредитам. Есть руководители ивент-агентств, которые стараются сохранить бизнес и свои коллективы. Конечно, многие из нас ищут дополнительные источники дохода, идут в другие виды деятельности, понимая сложность и неопределённость будущего и ситуации с ковидом, но это получается не у всех, да и менять профиль деятельности, даже временно, не все могут». Если бизнесу не помочь, эти люди уйдут в никуда, выживать, будет потерян их опыт. В госучреждениях культуры нет достаточного количества вакантных мест, чтобы принять на работу режиссёров, организаторов, ведущих, артистов разных жанров, музыкантов, аниматоров, звукорежиссёров и многих других. «Для того, чтобы получить новую профессию, нужны время, средства и решение отказаться от любимого дела», – говорит Кирянова. Она напомнила, что ивент-агентства, ивент-бизнес – это реальный сегмент региональной экономики, который создаёт рабочие места, платит налоги, двигает культуру отдыха, поддерживает традиционные и городские праздники.
«12 октября была распущена вся арт-часть нашего ресторана, – рассказал арт-директор ресторана «Бродвей» Александр Борщевский. – Сам ресторан сегодня работает с 11 утра до 23 вечера с 50-процентной посадкой. Но люди не заполняют даже эти 50%. У нас были закрыты 16 дат на новогодние корпоративы – с 14 по 31 декабря. Сейчас мы вернули практически все предоплаты, только две компании ещё не получили возврат. Пришлось расторгнуть договоры с артистами-фрилансерами, таковы были условия договора. Эти люди сейчас все безработные, они ничего другого не умеют и остались без средств к существованию. Наши затраты на проведение таких мероприятий в плане декора залов, праздничного оформления составляли около 500 тысяч рублей, в этом году они были сокращены вполовину. Теперь и это – убытки. Я думаю, что замена шоу-программы в ресторане на какие-то меры, например на проведение новогодних мероприятий на улице – и только для детей, – это не решение. Во-первых, это зима, и в минус 30 ни один нормальный человек не поведёт ребёнка на час-два на программу на открытом воздухе. Это не выход. Моё мнение – надо разрешить посадку хотя бы 25–30% гостей в ресторане с соблюдением всех норм защиты. Отменить дискотеку, а концертную программу провести на сцене, гости же будут на своих местах сидеть в зале. Думаю, что так люди не заразятся».
«Всё замыкается на одном человеке»
Предприниматели обратились лично к губернатору Игорю Кобзеву. Ксения Пономарёва на своей странице в «Фейсбуке» 3 декабря написала: «Дальше мы надеемся на встречу с губернатором Иркутской области, потому что, судя из ответов, полученных сегодня, только он один принимает решения. Но тут напрашивается второй вопрос: а что все эти люди делают тогда на своих рабочих местах? Смысл содержать такой раздутый государственный аппарат, если всё замыкается на одном человеке?!» Кобзев обращение услышал, и представители бизнес-сообщества были приглашены 4 декабря на оперативный штаб области по коронавирусу. Там им удалось выступить с обращением к главе региона.
«В нашей индустрии задействовано более 10 000 человек, у нас есть дети и семьи, у нас есть свои обязательства как у предпринимателей, но где нам брать средства, если наша сфера испытывает колоссальные трудности вот уже 8 месяцев? – заявили предприниматели. – И такая тенденция будет продолжаться минимум до марта 2021 года». Бизнесмены напомнили, что с октября 2020 года участвуют в благотворительной акции в помощь врачам. Они развезли за это время более 3000 ланч-боксов в 23 медицинских учреждения города, было потрачено более миллиона рублей. «Учитывая принятые ограничения, мы, конечно, больше не можем оказывать поддержку врачам и вынуждены просить о поддержке для себя, как бы это сейчас ни звучало. Но таковы обстоятельства, с которыми мы столкнулись», – заявили бизнесмены.
Они озвучили список предложений, которые, по их мнению, могут помочь ивент-бизнесу в тяжёлой ситуации. Во-первых, разрешить проведение мероприятий спортивного, культурно-массового характера на территории спорт-парков, кемпинг-отелей, турбаз и баз отдыха для детских, взрослых и смешанных коллективов с соблюдением всех мер безопасности. Во-вторых, разрешить ёлки в проветриваемых детских классах для одного класса с привлечением артистов, сдавших тест на ковид. А также – детские и взрослые развлекательные мероприятия во дворах жилых комплексов. Предприниматели считают, что, если будет соблюдаться социальная дистанция, вполне могут работать малые театры и проводиться культурно-досуговые мероприятия в кинотеатрах и театрах для сотрудников компаний без перемешивания потоков людей. Артисты в этом случае будут работать только на сцене. Бизнес-сообщество считает, что самозанятые в сфере отдыха и развлечений как серьёзно пострадавшие должны получить материальную поддержку от региона в виде ежемесячных выплат по 15 тысяч рублей с 1 января по 1 июня 2021 года. Кроме того, они попросили разъяснить позицию Роспотребнадзора, который в лице Вячеслава Чубатюка заявил, что все массовые мероприятия в регионе запрещены, и позицию минэкономразвития, которое говорит, что такого запрета нет. «Мы просим дать разъяснения к 279-му указу губернатора – как мы можем работать в условиях введённых ограничений», – заявили бизнесмены.
«Мы рады, что нас слышат, и благодарны уполномоченному по защите прав предпринимателей в Иркутской области Андрею Лабыгину, который действительно пришёл на помощь предпринимателям», – сказала Ксения Пономарёва. Прогнозы Дениса Гука насчёт будущего сферы развлечений неутешительные: скорее всего, что-то начнёт робко открываться в феврале, а в марте всех ждёт третья волна заболевания – по аналогии с развитием эпидемии «испанки» сто лет назад. «Вот эта волна расставит все точки над i, и те, кто выживет, будут мегагерои, – считает Гук. – Бизнесу сейчас люто плохо. Тем ресторанам, что сидят на аренде, – особенно. В эту волну арендодатели не снижают им платежи. И это время будет знаковым для многих, я не хочу сгущать краски, но с тревогой смотрю в будущее. Особенно обидно, что власти нас просто бросили. Я не говорю лично за себя, но я тоже плачу налоги, и мне интересно, почему такое отношение у властей. Я говорю о гардеробщиках, официантах, певцах, музыкантах. О людях, которые стоят за «звёздами». Их бросили».