Без права передачи
Иркутская область против единого сетевого энерготарифа с Тывой
Предложение о том, чтобы установить в нескольких смежных регионах России единые тарифы на передачу электричества, содержится в письме заместителя председателя правительства страны Юрия Борисова президенту Владимиру Путину от 27 октября 2020 года. «Правительство проводит работу по совершенствованию функционирования электроэнергетической отрасли с целью повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации с низким уровнем экономического развития, – сказано в нём. – Наиболее крупной составляющей в платеже потребителей за электрическую энергию является платёж в адрес электросетевых организаций. При этом увеличение числа крупных потребителей в указанных субъектах будет способствовать снижению стоимостной нагрузки на существующих потребителей за счёт увеличения полезного отпуска электроэнергии».
Удешевление электричества за счёт сетевой составляющей его стоимости призвано «обеспечить создание конкурентных условий для равномерного распределения по субъектам РФ энергоёмких инвестиционных проектов». В пример Борисов приводит регионы, которые с технической точки зрения являются едиными энергосистемами: Краснодарский край с Республикой Адыгея и Тюменскую область с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. Их опыт предлагают распространить ещё на восемь субъектов РФ. В частности, «присоединить» Курганскую область к Тюменской энергосистеме и «объединить» Алтайский край с Республикой Алтай, Калмыкию с Ростовской областью и Санкт-Петербург с Ленинградской областью. Единый тариф на передачу электроэнергии предложено ввести и в Иркутской области с Республикой Тыва – регионах, между которыми нет прямых электрических связей. По расчётам, которые приводит Борисов, это приведёт к снижению стоимости передачи в Тыве на 85%. Тариф в Иркутской области при этом увеличится на 4%.
Разные последствия одного шага
В конечном счёте это скажется на промышленных предприятиях и бюджетных организациях, которые покупают электроэнергию по рыночным ценам. Тарифы для населения устанавливает государство, в той же Иркутской области их в течение как минимум последнего десятилетия ежегодно увеличивают на прогнозируемый уровень инфляции – 4%. Регулируются и тарифы на передачу, но их размер зависит от категории потребителей, разделённых по уровням напряжения.
Долю сетевой составляющей в стоимости киловатт-часа для юридических лиц директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин оценивает в 30–40%. «Чем меньше потребитель, тем она больше», – поясняет эксперт. Это подтверждает справочный расчёт конечной розничной цены электричества для потребителей первой ценовой категории – тех, кто оплачивает объём потребления энергии, определённый в целом за месяц, – на сайте ООО «Иркутскэнергосбыт». Согласно ему, доля тарифа на передачу в стоимости киловатт-часа для тех, кто работает на низком напряжении и потребляет меньше 670 кВт мощности, с января по октябрь 2020 года колебалась в пределах 41–45%.
Сетевая составляющая в цене электричества для крупных промышленных предприятий в течение тех же десяти месяцев составляла 20–23% в зависимости от конкретного периода. «Важен ещё один момент: электроэнергия по-разному влияет на себестоимость продукции, – подчёркивает Пикин. – У алюминиевых заводов РУСАЛа это ключевая статья затрат, а у мелкомоторного сектора – несколько процентов. Так что можно рассуждать о повышении цены на электроэнергию, но у этого повышения будут разные последствия. Если доля затрат в себестоимости составляет несколько процентов, то подорожание электричества на 10 или 20 процентов даст увеличение на десятые, а то и сотые доли процента».
Вернуться на перекрёсток
При этом энергосистемы Иркутской области и Республики Тыва не связаны между собой. Это обстоятельство, отмечают в пресс-службе ОАО «Иркутская электросетевая компания», накладывает определённые ограничения на реализацию инициативы о введении единого тарифа на передачу для двух регионов. Из-за него невозможно будет рассчитать тариф на услуги по передаче электричества между двумя субъектами РФ, по которому бы перераспределялась тарифная выручка между потребителями энергосистем. «По сути, потребители в Иркутской области будут вынуждены субсидировать потребителей в Республике Тыва», – заключают в пресс-службе ИЭСК.
«Другими словами, это межтерриториальное субсидирование: одни территории субсидируются за счёт других, – согласен Пикин. – Это разновидность перекрёстного субсидирования, от которого мы уходили несколько лет назад». Вдобавок в законодательстве отсутствует механизм компенсации выпадающих доходов, которые неизбежно возникнут при снижении тарифа в Тыве. «В Сибири за редким исключением действуют «дочки» ПАО «Россети», – напоминает директор Фонда энергетического развития. – Внутри холдинга ситуацию можно выровнять: условно говоря, в одном регионе тарифы понизили, в другом повысили, а в целом по предприятию ничего не изменилось. Иркутская электросетевая компания не связана с «Россетями», и я не знаю, как в таком случае будет работать этот механизм. Одно дело, когда субсидии предусмотрены в федеральном бюджете, но здесь речь идёт об отношениях между регионами».
Останется только возложить на предприятия Иркутской области, и без того обеспечивающие перекрёстное субсидирование тарифов для местного населения (около 5,7 млрд рублей в год), нагрузку от потребителей Тывы. При том, что действующие в регионе сетевые цены не покрывают экономически обоснованные расходы ИЭСК – крупнейшей сетевой организации и держателя единого тарифа на передачу. На протяжении последних пяти лет ежегодный чистый убыток компании в среднем составляет около 1 млрд рублей. Согласно годовым отчётам компании, в 2018-м он превысил 1,2 млрд рублей, а в 2019-м составил 832 млн рублей. «Введение межтерриториального перекрёстного субсидирования не обеспечит увеличение тарифной выручки или снижение затрат на услуги по передаче электроэнергии, – констатируют в пресс-службе ИЭСК. – Наоборот, это приведёт к оттоку денежных средств конечных потребителей в Иркутской области в пользу Республики Тыва. Что, в свою очередь, может привести к секвестрованию инвестиционной и ремонтной программ всех сетевых организаций Иркутской области и, как следствие, к росту социально-экономических проблем внутри региона».
«Ситуация в отношении Иркутской области недопустима»
Борисов в своём письме отмечает, что по действующему законодательству решение об объединении тарифных зон может быть принято только с согласия высших должностных лиц смежных субъектов Федерации. Однако губернатор Иркутской области Игорь Кобзев заявил, что руководство региона ответит отказом на подобную инициативу. «С нами, к сожалению, эти предложения не согласовывались, – заметил он во время пресс-конференции, проходившей 19 ноября. – Мы понимаем, что рост [стоимости электроэнергии] идёт для предприятий, а не для населения. Но я могу сказать, что данная ситуация в отношении Иркутской области недопустима. Экономика не в нашу пользу, так что Иркутская область ответит отказом в случае, если Республика Тыва обратится к нам с подобной инициативой».