издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Отказано в любви

Виталия Венгера посмертно не пускают в Иркутское театральное училище

Кампания по забвению народного артиста России, лауреата премии «Золотая Маска», Государственной премии, орденоносца, почётного гражданина города Иркутска и Иркутской области Виталия Константиновича Венгера не могла случиться в нашем городе. В городе, который многие десятилетия обожал его и стоя аплодировал на бесчисленных премьерах Охлопковского театра, ценил его общественную позицию и прислушивался к нему, гордостью которого он был и остался навсегда после ухода из жизни осенним днём 20 октября 2016 года. Но случилась.

И, как говорится, ничего не предвещало и ни в один трезвый ум прийти не могло. Иркутск отрыдал на похоронах своего Вили, друзья с соратниками стали обсуждать, как наиболее полно сохранить память о нём. После короткой дискуссии с понятным кругом предложений – памятник, улица – в апреле 2017 года родилась идея. И, изучив мнения деятелей культуры, заинтересованных горожан, председателя и депутатов Думы города Иркутска, Иркутская городская комиссия по топонимике и увековечению известных людей и событий приняла единодушное решение обратиться к председателю правительства Иркутской области А.С. Битарову с предложением присвоить Иркутскому театральному училищу, областному государственному профессиональному образовательному бюджетному учреждению, имя Виталия Константиновича Венгера, много лет являвшегося художественным руководителем иркутской «театралки».

27 июня 2017 года был получен ответ министра культуры Стасюлевич. Конечно, все надеялись, что бюрократическое танго завершится к апрелю 2018 года, к 90-летию Венгера, и юбилей будет отмечен присвоением его имени училищу. На самом деле всё это время было использовано с целью не пустить Венгера посмертно на порог театрального училища.

Все надеялись, что бюрократическое танго завершится к апрелю 2018 года, к 90-летию Венгера. Не завершилось

В чиновничьем мире ничего не происходит случайно. Система не может сама собой перестроиться от коленопреклонения к игнорированию. Есть центр принятия решений, в котором было сказано: «Замотать и не пускать». Реконструировать эту злую волю можно, вспомнив контекст, в котором происходили события. Только что отгремели события так называемой «топонимической войны» в Иркутске. Мэр города при поддержке комиссии по топонимике вернул улице, носившей в послереволюционный период имя большевика Бограда, её старинное имя Чудотворская. Это вызывало истерическую реакцию обкома КПРФ, аффилированных с ним общественных организаций. Категорические требования иркутских коммунистов «вернуть всё взад» подписывал первый секретарь обкома КПРФ, в тот момент губернатор Иркутской области Сергей Левченко. Вытащить протест на улицу не удалось, мэрия ответила, что действует в рамках своей компетенции. «Оскорблённому» главе области удалось найти способ поквитаться с непокорными «городскими» хоть одним, но громким увольнением. Люди с удовольствием живут на своей улице Чудотворской.

Спрашивается, при чём тут народный артист, которого уже не было в живых во время этих событий? На третьем этаже большого «Серого дома» нашёлся воспалённый мозг и сгенерировал то, что заменяло у них мысль: «городские» тащат на фасад областной «театралки» имя Венгера?! Этому не бывать.

Левченковские руководители областной культуры не любили культуру. Их припадание к ногам артиста не несло за собой ничего, кроме хамелеоньей адаптации к среде. Бессменный министр левченковской культуры Стасюлевич и должным образом озадаченная директор Иркутского театрального училища, будущий кандидат в депутаты (неуспешный) Иркутской городской Думы от КПРФ Домбровская сделали всё для того, чтобы провалить идею назвать училище именем Венгера. При этом официальных ответов никому не давали годами. В кулуарах бурчали невнятицу типа «ещё рано» или «в театральном училище работали и другие люди»…

Друг покойного Мастера, ветеран журналистики, заслуженный работник культуры Арнольд Харитонов писал: «Я поговорил с обеими властными дамами. Их объяснения были невнятными и невразумительными. Из сбивчивой речи Светланы Ивановны (Домбровской) запомнил только одну фразу: «Рано ещё». «Как – рано? – изумился я. – Он ведь умер и не воскреснет!» Ольга Константиновна (Стасюлевич) не нашла и такого нелепого объяснения, я не берусь привести сколько-нибудь понятого и запомнившего мне аргумента. Понял одно: чиновники едины в своём стремлении не пускать покойного артиста в стены родного ему училища, хотя он был связан с ним с 1968 года и до болезни, которая выбила его из профессии и активной жизни. Преподавал сценическое движение, мастерство актёра, последние годы был худруком».

Арнольд Харитонов:

– Светлане Домбровской я задал простой вопрос: почему коллектив училища не хочет носить имя Виталия Венгера? Должно же быть какое-то объяснение… Однако Светлана Ивановна почему-то предпочла ничего не объяснять, а… обидеться. Причём заявила, что обиду я нанёс лично ей. Потом припомнила, что Виталий Константинович к ней относился замечательно и даже подписал свою книгу ей, «милой Светочке». Я ей поверил без честного слова – Виля был человек вежливый, к женщинам относился с пиететом. Но вопрос становится ещё острее: почему же «милая Светочка» так немилостива к памяти Мастера?

Инициативная группа подготовила открытое письмо губернатору Левченко. Смысл тот же – дать возможность иркутским ребятам учиться мастерству актёра в Венгеровском училище. Письмо подписали три народных артиста, три заслуженных артиста, три заслуженных работника культуры, два лауреата Государственной премии России, три академика, несколько профессоров.

«Серый дом» не ответил ничего, но начал кампанию по диффамации. В уста почтенных, но служебно-зависимых от областных властей людей была вложена фейковая идея: при поддержке председателя СТД России А.А. Калягина присвоить имя Виталия Венгера Иркутскому дому актёра. Это было обманом и общественности, и Сан Саныча Калягина. В отличие от Центрального дома актёра в Москве такого учреждения в нашей области не существует. Старинное деревянное здание, именуемое Домом актёра, не первое десятилетие является камерной сценой Иркутского музыкального театра имени Н.М. Загурского, состоит у этого театра на службе и не имеет никакого отношения к артисту драмтеатра Венгеру. И уж о чём точно забыли сказать председателю СТД – о том, что памятник архитектуры давно находится в абсолютно аварийном состоянии, но его капитальный ремонт стоит в очень далёких планах областного правительства.

С тех пор прошло ещё два года… Разумеется, и слава богу, дальше пустых заявлений про присвоение имени Венгера продолжающему ветшать памятнику – камерной сцене музтеатра – дело не пошло. 90-летний юбилей Мастера был не замечен власть предержащими, на повторяющиеся нервные высказывания деятелей культуры Сергей Левченко и его присные отвечали олимпийским равнодушным молчанием.

Но президентский указ смыл лидера иркутских коммунистов с капитанского мостика без права выдвигаться на предстоящих внеочередных выборах. Продемонстрировав временно исполняющему обязанности губернатора свою отрицательную эффективность в течение месяца с небольшим, из минкульта поторопилась уйти глава ведомства Стасюлевич, обеспечив себе в последний министерский день тёплое руководящее кресло в подчинённом ей областном учреждении культуры.

Как только Игорь Иванович Кобзев справился с самыми острыми проблемами восстановления Тулуна и других подтопленных районов, мы решили вновь бить в колокол чрезвычайной ситуации, но уже в культурной сфере, и обратились к нему со следующим письмом.

Уважаемый Игорь Иванович!

Осенью 2016 года город Иркутск, область и Россия осиротели – из жизни ушёл выдающийся мастер сцены, народный артист России, лидер творческого коллектива Иркутского академического театра драмы, лауреат Государственной премии РФ и «Золотой маски» Виталий Константинович Венгер.

Изучив мнения деятелей культуры, заинтересованных горожан, председателя и депутатов Думы города Иркутска, в целях увековечения имени почётного гражданина города и области, народного артиста России В. К. Венгера Комиссия по городской топонимике и увековечению известных в городе Иркутске людей и событий приняла единодушное решение обратиться к главе региона с предложением присвоить областному государственному профессиональному образовательному бюджетному учреждению Иркутскому театральному училищу имя Виталия Константиновича Венгера, много лет являвшегося художественным руководителем иркутской «театралки».

К этому предложению публично присоединились:

Денис Мацуев, пианист, общественный деятель, народный 
артист России, лауреат Государственной премии России, почётный гражданин Иркутской области и города Иркутска;

Наталия Королёва, народная артистка России, почётный гражданин Иркутской области;

Владимир Яковлев, народный артист России;

Михаил Кузьмин, академик Российской академии наук, доктор геолого-минералогических наук, профессор, лауреат Государственной премии РФ;

Анатолий Шантуров, Заслуженный деятель науки России и Бурятии, почётный профессор ИГМУ, почётный гражданин Иркутска;

Виталий Барышников, заместитель мэра – председатель комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска;

Владимир Орехов, Заслуженный артист РФ, председатель Иркутского областного отделения СТД;

Валерий Кирюнин, педагог Иркутского театрального училища, Заслуженный работник культуры РФ;

Сергей Захарян, кандидат филологических наук, профессор, театральный критик;

Арнольд Харитонов, литератор, Заслуженный работник культуры РФ;

Евгений Корзун, кинооператор, лауреат Государственной премии РФ.

К сожалению, год назад предыдущий состав правительства Иркутской области фактически проигнорировал 90-летие со дня рождения Виталия Венгера.

Искренне надеемся, уважаемый Игорь Иванович, что вы восстановите справедливость в отношении увековечения памяти нашего прославленного и любимого земляка.

От имени Комиссии по городской топонимике и увековечению известных в городе Иркутске людей и событий – председатель, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области СМИ, профессор Иркутского государственного университета Александр Гимельштейн.

Глава региона сразу откликнулся – телефонным звонком, заинтересованным обсуждением и солидарностью с нашей инициативой – и дал поручение заместителю председателя облправительства по социальным вопросам Валентине Феофановне Вобликовой подготовить ответ.

Валентина Феофановна большой мастер ответов. Это умение достигнуто десятилетием работы в качестве руководителя областной социальной сферы уже с четвёртым губернатором. Выждав положенный месячный срок, ни на день раньше, она ответила классической отпиской с той же историей про Сан Саныча Калягина и несчастный аварийный Дом актёра. Из нового – тезис о том, что вопрос нужно «проработать с педагогическим коллективом училища, который в настоящее время находится на каникулах».

Через положенный месячный срок, ни на день раньше, пришла классическая отписка

Вопрос о присвоении имени училищу находится в исключительной компетенции учредителя этого учебного заведения и правительства области. Демократизм и готовность обсуждать с коллективом важную проблему сделали бы Валентине Феофановне честь, если бы были её постоянным принципом. Но в 2016 году, находясь на том же посту, в ответ на коллективное обращение другого областного учреждения культуры она чёрным по белому писала: «Трудовое законодательство не предусматривает учёт мнения трудового коллектива…»

Длинные каникулы были у педагогов театрального училища. До такой степени длинные, что окончательный ответ обещан только 1 ноября. Памятуя о педантичности зампреда правительства, не склонной поспешать, пока не подойдут контрольные сроки документа, ясно, что раньше первой недели ноября ответ не получить. Но я уже знаю, как «проработан» вопрос. Люди, виновные в сложившейся ситуации, не способны отступить назад. И «проработанный» ими педагогический коллектив училища дружно и стройно скандирует: имя Венгера училищу не присваивать. И снисходит до предложения разместить на фасадной стене мемориальную доску.

Нет, никого из хранителей памяти Виталия Константиновича Венгера на встречу с педагогами не пригласили. Наверное, было стыдно. Хочется надеяться, что было стыдно. Что касается мемориальной доски – город найдёт, где её разместить, потому что справится с увековечением своего почётного гражданина без помощи тех, кто решил оставить его за порогом училища.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры