издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сбой в системе

Почему перестали работать электронные проездные билеты

  • Автор: Наталья Сокольникова

1 октября в Ангарске около 200 человек собрались у офиса Многофункционального центра (МФЦ). Это владельцы льготных проездных билетов, в основном пенсионеры. Они требовали решения своей проблемы: электронные проездные билеты, которыми они должны были пользоваться минимум до декабря текущего года, перестали работать.

В региональном министерстве социального развития, опеки и попечительства объясняют: причиной блокировки проездных стал сбой в программном обеспечении. Карты, которые выдавали льготникам в течение пяти лет, из-за технической ошибки начали массово блокировать, а их владельцев отправлять в МФЦ для получения новых проездных, в результате чего образовались большие очереди. Это не первый скандал, связанный с льготными проездными билетами в регионе.

«Главное – не создавать напряжения»

Сегодня в Иркутской области 65 000 человек пользуются правом льготного проезда на городском транспорте, из них 86% ездят по электронным социальным проездным билетам.

Их выдали льготникам пять лет назад в Ангарске, затем начали выдавать по всей области. Льготный проездной билет стоит 150 рублей и даёт возможность его обладателю в течение месяца совершить до 50 поездок на всех видах общественного транспорта.

Все электронные билеты были закодированы на пять лет, поменять их на новые планировали в декабре этого года в Ангарске и через два года – в Иркутске. На прошлой неделе произошёл сбой программного продукта, из-за чего люди не смогли воспользоваться проездными и начали обращаться с жалобами в МФЦ.

Ситуацию прокомментировал министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимир Родионов. По словам министра, до 4 октября льготники могли проехать в транспорте даже по заблокированному проездному билету. По договорённости министерства с перевозчиками пассажир мог приложить заблокированный билет к терминалу для учёта поездки и не бояться, что его попросят выйти из транспорта. Расчёт за такие поездки проходил в частном порядке между министерством и компанией-перевозчиком.

По словам министра, с 4 октября все проездные билеты были разблокированы до января 2021 года. За эти несколько месяцев у ведомства будет возможность планомерно заменить старые проездные документы льготных категорий граждан на новые, которые будут действовать в течение следующих пяти лет.

Чтобы избежать очередей в МФЦ, министерство вводит смс-оповещение и организовывает дополнительные пункты выдачи проездных билетов. Каждый проездной является именным, поэтому льготник сможет получить свой билет в определённом пункте выдачи после того, как ему придёт смс-уведомление.

Владимир Родионов подчеркнул: «Мы не единственный субъект РФ, который столкнулся с такой проблемой. Это были первые электронные проездные, которые мы выдавали на территории Иркутской области. Сбой случился, но главное – не создавать напряжения»

Сделать это оказалось сложнее всего не работникам министерства, а гражданам, которые, уже находясь в транспорте, обнаруживали, что их проездной не работает. Кто-то вынужден был покинуть маршрут, а кто-то – оплатить проезд за свой счёт. Родионов заявил, что в таких случаях министерство готово компенсировать гражданам затраты. Но пока никто не обращался.

Зато в редакцию обращаются ветераны труда, которые не могли воспользоваться своим правом льготного проезда. «Я показала кондуктору квитанцию об оплате за проездной, но она всё равно выгнала меня из трамвая», – говорит пенсионерка Людмила Фомина. Обращаться к чиновникам женщина не хочет, но отмечает, что ситуация была унизительной.

Невидимые поездки – ощутимая выгода

Скандалы вокруг проездных билетов возникают не в первый раз. В номере «ВСП» от 23 июня этого года мы писали о том, что на межмуниципальных перевозках тоже не всё гладко.  На маршрутах из Ангарска в садоводства Усольского района, где тоже должен был работать электронный учёт поездок льготников, обнаружилась схема вывода средств из регионального бюджета.

Никакие электронные билеты здесь не использовали. Вместо этого льготник получал в органах соцзащиты классический бумажный проездной с отрывными корешками на 40 поездок. Каждый такой корешок имеет серию и номер и является бланком строгой отчётности. В конце месяца перевозчик собирает все льготные корешки в единый реестр и подаёт в министерство соцразвития, чтобы получить компенсацию.

Пять лет перевозки по межмуниципальным маршрутам Усольского района обслуживала единственная компания-перевозчик – «Автоколонна 1951». И всё, на первый взгляд, работало хорошо.

Весной этого года открытый конкурс на транспортное обслуживание по этим маршрутам выиграла другая компания. А через какое-то время пассажиры стали задавать ей странный вопрос: «Когда начнёте скупать корешки наших проездных?»

Оказалось, что «Автоколонна 1951» скупала у льготников бумажные корешки по 10 рублей за штуку. Так можно было компенсировать стоимость неиспользованных поездок.

Льготники покупали проездной билет за 150 рублей и могли, даже ни разу не проехав по межмуниципальному маршруту, сдать свои корешки на 400 рублей, по 10 рублей за положенные 40 поездок. Таким образом, власти «компенсировали» неиспользованные поездки с выгодой в 250 рублей с проездного.

Перевозчику это оказалось ещё выгоднее – он «продавал» каждый корешок министерству соцразвития за 65 рублей. И те же самые 40 неиспользованных поездок превращались в 2600 рублей компенсации в месяц за одного пассажира.

«ВСП» удивила не столько сама схема, сколько невнимательность работников минсоцразвития к ней. Очевидно, что всем участникам таких «компенсаций» за исключением областного бюджета они были на руку.

В министерстве почему-то не заметили, что объём компенсаций за льготные поездки для «Автоколонны 1951» вырос в семь раз за три года: с 7,6 миллиона рублей в 2015 году  до 52 миллионов в 2018-м.

Для разъяснения ситуации редакция «Восточно-Сибирской правды» обратилась к руководству министерства социального развития со следующими вопросами.

Как и кем на территории области осуществляются контроль и учёт поездок по бумажным талонам единых социальных проездных билетов?

Почему у сотрудников министерства не вызвал тревогу внезапный рост компенсационных выплат на маршрутах одного конкретного перевозчика?

Проводятся ли сотрудниками министерства проверки обоснованности компенсационных выплат автоперевозчикам по бумажным корешкам единого социального проездного билета?

Как изменилось количество сданных бумажных корешков ЕСПБ в июне 2020 года по отношению к июню 2019-го по области в целом и на маршрутах конкретного перевозчика – «Автоколонны 1951»?

Почему при наличии положительного опыта применения электронных проездных до сих пор используются отрывные бумажные талоны, позволяющие проводить указанные в статье действия?

Чиновники довольны

В редакцию поступил ответ от министерства социального развития, опеки и попечительства. В нём подробно рассказывается о механизме контроля работы перевозчиков: как и в каких числах месяца совершается подсчёт количества поездок каждого льготного пассажира или сопровождающего лица.

В министерстве сообщают, что роста субсидий ни у одного из подрядчиков не происходило: «Относительно внезапного роста компенсационных выплат информируем о том, что внезапного роста субсидий ни у одного перевозчика, осуществляющего перевозку льготных категорий граждан, не было». Никакими цифрами при этом министерство не оперирует.

Говорят, что все выплаты перевозчикам являются обоснованными, их действительно проверяют. По поводу количества проездных талонов в 2019 и 2020 годах в министерстве ответ не дали: сроки сдачи контрольных талонов на момент написания ответа в редакцию ещё не наступили.

На вопрос, когда будут введены электронные билеты, ответили ещё более расплывчато: работа ведётся, ответственность за неё на органах местного самоуправления.

Из официального ответа на трёх печатных страницах можно сделать один вывод: всё под контролем, система работает хорошо. Правда, это «хорошо» не опирается ни на какие цифры и конкретные факты, а при возникновении острых ситуаций становится понятно, что дело обстоит иначе: то граждане не могут совершить поездку по льготному проездному, то из областного бюджета годами утекают средства, а чиновники этого не замечают.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры