издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Где-то время застыло, а где-то бьёт ключом»

Художники рисуют Ленинский район Иркутска

«Мы не хотели какой-то фотографичности, документальности. Мы хотели передать настроение места, его атмосферу, первое впечатление», – говорит художник Валентина Дережанова. Вместе с коллегой Сергеем Бригидиным она работает сейчас над художественной выставкой, посвящённой юбилею Ленинского района. Выставка станет частью проекта Музея истории г. Иркутска имени А.М. Сибирякова, посвящённого столетию Ленинского района. Сергей и Валентина входят в творческую группу «Красный квадрат», основное кредо которой – постоянный поиск нового. И задачу, поставленную музеем, они восприняли именно так: увидеть эту часть Иркутска такой, какой её ещё никто не видел.

«Необычность задачи»

Ленинский район. Что в моей памяти всплывает первым делом: «чёткие пацанчики из Новоляги», граффити-надпись «Мы из НЛО» и «вечером там лучше не ходить». Конечно, это очень узкое и даже, можно сказать, «ленивое» представление об этом месте… В памяти профессионального историка будут совсем другие метки: станция Иннокентьевская, Вознесенский монастырь, Жилкино… А для жителей это будет совсем-совсем другое место, родное, на которое их глазами мне никогда и не взглянуть. Но на свете существуют художники. Мне кажется, они могут передать то, что ускользает от наших глаз. Мы в мастерской, где сейчас идёт работа над «Новым Ленинским»… На полу разложены ещё не оконченные работы, Сергей Бригидин работает за мольбертом, мне кажется, я узнаю место, где стоит Михайло-Архангельский храм. И в то же время не узнаю – это какое-то его, бригидинское место…

– С предложением сделать художественную выставку на нас вышел директор Музея истории города Иркутска Сергей Иннокентьевич Дубровин, – говорит Сергей Бригидин. – Ленинский район празднует своё столетие, и музей готовится к этому событию. И вот появилась идея показать эти места глазами молодых художников. Мы решили попробовать, что из этого получится. Главное – сделать это по-новому, нестандартно, показать какой-то свой взгляд на это место. Для нас это стало серьёзной исследовательской, творческой работой. Мы с Музеем истории Иркутска сотрудничаем давно, с 2007 года, в своё время работали с филиалом музея, выставочным центром имени Виталия Рогаля. И этот новый проект, конечно, нас вдохновил необычностью задачи.

«Мы не хотели какой-то фотографичности, документальности, – добавляет Валентина Дережанова. – Нам важно было передать настроение этого места, его атмосферу, первое впечатление. Я сама не жила в Ленинском районе, а вот мой друг Сергей жил с детства, потому для него это новое погружение в мир, который он знал с самых малых лет». «Это точно, я там родился, коренной, можно сказать, жилкинец», – смеётся Сергей. «Многие наши коллеги живут и работают в этом районе Иркутска, – говорит Валентина. – Было интересно не только изучить район по рассказам, байкам, но и увидеть его визуально, запечатлеть. Это часть города, мы все там бываем по каким-то делам, по работе. И я рада, что возникла такая уникальная возможность проявить себя в новой теме. Это близкая, родная тема».

«А что рассказать про промзону?»

Для того, чтобы понять, что это за место, летом художники устроили пленер по Ленинскому району. Проехали по всем улицам, главным и не совсем, осмотрели знаковые места, заходили в старые дворики, общались с людьми. Впитывали дух места и думали, как показать его.

– Начинали мы с посёлка Жилкино, – рассказывает Сергей. – Я сам давно уже не был в той стороне города, хотя вырос там. И для меня по-новому всё открылось, многое изменилось. Очень изменилось. Мы побывали на том месте, где был когда-то Вознесенский монастырь. Посмотрели, сделали кое-какие зарисовки, намётки, как будем работать. Жилкино – это была такая отправная точка, потом мы коснулись Иркутска-II, собственно Ленинского района. Там это, конечно же, Михайло-Архангельская церковь. Эта поездка многое дала, потому что мы получили первое впечатление, которое всегда самое-самое, ты что-то важное понимаешь об этом месте.

«Мы решили запечатлеть самые яркие, значимые для нас и для жителей Ленинского района места, – рассказывает Валентина. – Это школы, заводы, церкви. Сергей, как коренной житель, очень много интересного рассказал об этом месте, показал старые дома. Обычно я проезжала Ленинский район по центральным улицам, а тут мы заехали во дворики. И там сохранилась жизнь, как мне показалось, ещё советского периода». «Особенно это касается тех мест, где был Вознесенский монастырь, – уточняет Сергей. – Такое ощущение, что там ничего не меняется. Всё те же здания на тех же местах, но всё обветшало, там очень чувствуется застывшее время».

«Мы заходили внутрь домов, общались с жителями, – рассказывает Валентина. – Когда люди узнали, что мы художники, они хотели, чтобы мы в картинах отразили ветхость их домов, чтобы обратили внимание на их проблемы. Они так рассуждали: если администрация не реагирует на проблемы, то пусть художники попробуют отразить то, что видят, и власти услышат о том, как трудно им живётся. Однажды мы зашли в один дом, а там ребятишки катаются в коридоре на великах, на самокатах, это такая картинка из советского времени для меня. Я как будто попала в какое-то третье измерение. Там такое странное ощущение, что где-то время застыло, а где-то бьёт ключом. Рядом со старенькими домами современные постройки необычных форм. Вот ты в современности, свернул за угол – и как будто вернулся в прошлое. Такие контрасты – это очень интересно. Как накладываются друг на друга эти отпечатки времени».

– Как для фотографов, так и для художников контрасты в городской архитектуре, история и современная жизнь – это, по-моему, неисчерпаемая тема, – говорит Сергей. – Каждый раз что-то новое можно для себя открывать. Ленинский район – это, конечно, так называемая «промзона» города. Мы поначалу думали: а что рассказать про промзону? Когда приехали, оттолкнулись от Вознесенского монастыря, и начала раскручиваться большая история этого места.

Сейчас от Вознесенского монастыря осталось несколько построек… Конечно, историкам наверняка всё это известно, но, когда ты узнаешь всё сам, это воспринимается очень ярко.

История этого района – огромный пласт, который можно изучать, искать в нём новые какие-то подробности. А в советское время это и мелькомбинат – когда-то визитная карточка посёлка Жилкино, и мясокомбинат «Иркутский». Всё это на слуху, это такие точки притяжения этих мест. Второй Иркутск – это авиазавод, это библиотека № 19 имени Василия Пантелеймоновича Стародумова. Я сейчас начал делать набросок его портрета. Для меня это тоже было открытие, поскольку я совсем недавно узнал, что он сказочник, работал в журнале «Сибирячок»… Своего рода наш, иркутский Бажов, он даже чем-то и внешне напоминает Бажова. Во Втором Иркутске жил фронтовик, фрезеровщик Иркутского авиационного завода, Герой Социалистического Труда, почётный гражданин города Иркутска Михаил Давидович Пархоменко. Эти места связаны и с Василием Фроловичем Жуковым, Героем Советского Союза. В честь него названа улица, его имя есть на памятной стеле. Для меня это тоже всё было таким новым… Ведь во Втором Иркутске по привычке я помнил только дом с балконом, с которого пел Высоцкий. А оказывается, там, на улице Жукова, мемориальная доска Михаилу Пархоменко! На том самом доме № 4. Место просто «раскрывается», когда ты начинаешь исследовать его, и появляются новые творческие идеи. Город сильно меняется. В памяти остаются картинки прошлого, ты их помнишь и понимаешь, что ты что-то творчески можешь сделать с этим. Всё время внутри идёт такое интересное сравнение – что было и что есть».

Выставка, посвящённая 100-летию Ленинского района, откроется 6 октября в отделе истории музея на Франк-Каменецкого, 16а, и будет работать до середины ноября. В её состав войдут две экспозиции – историческая и художественная. Всего на выставке будет представлено 16 художественных произведений и одна большая совместная композиция. В ней художники хотели бы объединить все объекты, сделать некий коллаж. «Мы, конечно, переживаем, как люди из Ленинского района воспримут наше видение, – говорит Валентина. – Это всегда волнует, потому что, когда ты делаешь любой район, любой портрет, переживаешь: удалось ли тебе передать черты, совпало ли это с ощущениями человека, жителя этого места, или нет? Мы сделаем портреты не только известных жителей Ленинского района, будут портреты обычных людей, тех, кто живёт сегодня там. Кто-то известен, кто-то неизвестен, но мы все вместе создаём историю нашего города».

– Я недавно встретил свою учительницу Фриду Артуровну Краузе, она долгое время преподавала в школе № 42, сейчас работает в Доме детского творчества, готовит детей к школе, – рассказывает Сергей. – Когда я ей сказал, что мы готовим художественную выставку по Ленинскому району, она воскликнула: «Серёжа, наконец-то! Добрались и до нас, а то мимо, около ходите и никак на нас не обращаете внимание!» Она обещала обязательно прийти на выставку. Выставка будет небольшой, камерной, но мы надеемся, что она получит отклик, резонанс. Какой получится выставка окончательно, мы не знаем. Вот сейчас я работаю над Михайло-Архангельским храмом, этим местом. Но могу всё переиграть и сделать что-то совсем по-другому. У художника не бывает полного удовлетворения работой. Постоянный поиск – это наша жизнь.

«А это город заставил»

– Сейчас мы работаем с Ленинским районом, а потом хотелось бы посвятить своё внимание другим районам, провести интересные пленеры, возможно, расширить наш круг, может быть, привлечь студентов, учеников школ, – мечтает Валентина. – Интересно было бы провести такой интерактив по всем районам города, центральным и самым-самым отдалённым, и показать их, тем более что следующий год – юбилейный.

– Хочется по-новому увидеть Иркутск и что-то новое и в себе поймать, – согласен Сергей. – Когда ты творчески «наелся», начинается застой, начинаешь повторяться. И нужен свежий глоток. Когда мы только начинали «Красный квадрат», первые четыре года мы повторялись. В 2011 году мы поехали в Питер и увидели там много нового, резко всё поменялось. Валя работала в печатной графике, сейчас она работает в смешанной технике, в любых техниках, и у неё всё свежо, ветер какой-то, движение в работах. Недавно она попробовала себя в керамике, получилось очень хорошо. Это новая форма, новый поиск, новый язык. Я писал маслом, а сейчас работаю акварелью. Когда ты приезжаешь в город, он сам тебя разворачивает и предлагает своё видение. Город на Неве я вижу через акварель, я потому и приехал из той поездки уже с акварелью». «Действительно, каждый город диктует свои правила, к нему один творческий подход нужен, а к другому городу – иной, – говорит Валентина. – Ты хочешь свою, отработанную технику к городу применить, а идёшь в магазин и покупаешь другие материалы… И всех удивляешь – коллег, искусствоведов… Что с тобой случилось? А это город заставил».

«Чем Иркутск интересен? Это город контрастов, – продолжает Сергей. – Тут вообще нет правил. Он может тебя совсем… сделать другим. Если ты приезжаешь в Питер, то примерно знаешь, в какую сторону он может тебя завернуть. А Иркутск такой город, который каждый раз разворачивает тебя по-новому. С Ленинским районом было так же, пришлось узнавать его и менять подходы. Поиск – это наше обычное состояние. «Красный квадрат» – это даже не объединение, это такая творческая площадка. Мы друг у друга что-то перенимаем, дополняем друг друга, почему так долго вместе и держимся. Сама идея «Красного квадрата» – это поиск новых форм самовыражения. Если вы вспомните ленинградское объединение «Новых художников» с Тимуром Новиковым, Георгием Гурьяновым, Евгением Козловым и другими, то в 1982 году на первой выставке Товарищества экспериментального изобразительного искусства они устроили акцию. Поставили фанерный щит с дырой, работа называлась «Ноль-объект». Маститые художники были удивлены, простой народ говорил: «Я тоже так могу!» А потом эта же группа развернулась к неоакадемизму, к классическим изображениям человеческого тела, «аполлонизму», как он у них назывался в 1990-е годы. Такой большой контраст от Малевича и Шагала к «аполлонизму», к почти классическому изображению. И они до сих пор в новом поиске, хотя Тимура Новикова давно нет, как и Георгия Гурьянова. Но, как говорит Сергей Бугаев («Африка»), началась новая эпоха, цифровая. Появились новые формы для творчества, и себя можно выразить по-новому. Искать – это самое интересное.

«Поэтому внутри нашей команды люди разных возрастов, – говорит Валентина. – И все работают в разных материалах и техниках. Графика, живопись, скульптура, ручное ткачество, роспись по ткани, витражи. Молодые художники заняты фотовитражами, мультимедийными проектами, анимацией. Сейчас есть и цифровые изображения, иная реальность, «иные работы», которые даже не могут пока классифицировать. Молодёжь ищет новые пространства, новые формы и материалы. И я думаю, у них тоже есть свой взгляд на Иркутск. Главное – дать им возможность высказаться».

Совместный проект «ВСП» и Думы г. Иркутска

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры