Наталия Юдалевич: «Первое платье, как Скарлетт О’Хара, я сшила из шторы»
В будние дни Наталия Юдалевич – преподаватель информационных технологий Байкальской международной бизнес-школы ИГУ. Вечерами и в выходные дни она шьёт бальные платья, мастерит сумочки и украшения, преподаёт в иркутской студии танца Château chouette. О том, как мода связана с условиями жизни, легко ли сшить платье по картине и что такое настоящее уважение к своей истории, Наталия рассказала нашему корреспонденту.
«В нашей семье все шьют»
– С танцами я познакомилась в декабре 2004 года: один из студентов рассказал, что в Иркутске проводятся балы. Я сходила на первые два-три занятия. 29 января 2005 года состоялся первый бал, платье для которого я сшила за новогодние праздники. Тогда было проще: никто не устраивал балы по конкретной эпохе, они были просто тематическими. В то же время в магазинах ещё не было такого большого выбора тканей, поэтому шила из того, что есть: в шкафу как раз лежала старая штора.
Платье получилось достойное, оно было чёрно-красное: чёрный лиф из бархата, всё остальное из шторы – рукава, юбка. Мне было не сложно: все женщины в нашей семье всегда шили, училась и на уроках труда. Когда-то я пользовалась выкройками из «Бурды», сейчас строю их сама, помощь в этом мне давно не нужна. После первого удачного эксперимента сшила чёрно-золотистое платье, потом платье по образцу того, в котором Скарлетт О’Хара была на барбекю в «12 дубах». С этого всё и началось. Одно время пыталась научить девушек из нашей студии шить себе бальные платья, но они сказали: «Это слишком сложно! Мы лучше тебе закажем». Так начали поступать первые заказы.
Сейчас в коллекции около 30 платьев – от раннего средневековья до 19 века, для каждого есть своя выкройка. Теперь выкройки я строю в отечественной чертёжной программе «Компас». Благодаря её возможностям удаётся даже на небольшом куске ткани разместить все необходимые детали. В одном платье счёт буквально шёл на миллиметры: мне досталась чудесная голубая тафта, и надо было в неё «вписаться». Лиф и части рукава всё равно пришлось шить из другой ткани – подобрала подходящий по цвету габардин. Но, если бы не программа, вообще ничего бы не получилось.
В коллекции есть платья, сшитые по старинным картинам. Но это сложный путь: непонятно, как оно выглядит сзади, сбоку, как оно застёгивается. Есть испанское платье, прообразом для которого стала известная картина «Анна Австрийская, королева Испании». Оно одно из самых любимых, я возила его на международный танцевальный фестиваль в Краков, где оно было удостоено диплома за лучший костюм. Сейчас проще: многие музеи подробно фотографируют экспонаты из своих фондов. Например, у меня есть голубое платье 17 века, сшитое по канонам и выкройкам того времени, только материал современный.
Кстати, организаторы танцевальных фестивалей часто отмечают, что костюмы у нас европейские, а ассортимент тканей азиатский, они очень яркие. Но других, к сожалению, нет. Прошлым летом в Париже на распродаже я купила бархат, какого у нас в принципе не встретишь. Начала искать у нас к нему отделку. Пока безуспешно: она вся слишком яркая.
«Раньше социальная дистанция была и без коронавируса»
– Интересно наблюдать, как со временем менялась мода: в 16 веке корсеты шились по иным канонам, не повторяли силуэт, а как бы выравнивали его, ибо красивым считалось, когда дама «ровная». Во времена барокко и рококо силуэт изменился и стал напоминать форму бокала. В эпоху ампира появились короткие корсеты, которые отдалённо напоминали современный бюстгальтер. В середине 19-го века в моде были более рельефные формы, контуры, силуэты.
Очень люблю наблюдать, как преображаются дамы, надев бальное платье: за счёт корсета можно «подобрать» фигуру, убрать всё лишнее, а самое красивое – показать. Главное – научиться его правильно носить. Поэтому часто перед балом мы рекомендуем прийти на занятия в кринолине, корсете, чтобы потренироваться. Кстати, раньше социальная дистанция была и без коронавируса. Неприличным было подходить к женщине близко: или на дуэль вызовут, или жениться заставят.
Продолжительность работы часто зависит от платья: например, на синее платье – стилизацию под 15 век – вместе с отделкой ушло несколько месяцев. Каждая королевская лилия по лифу там вышита вручную, вручную выполнены и все швы, за исключением двух. Есть платье эпохи барокко, там каждая розочка сшита моими руками. Стоимость работы над одним платьем может достигать нескольких тысяч рублей.
Цена материала не главное. Можно красиво и из дешёвой ткани сшить. Например, есть платье из недорогой китайской шторы, которое пользуется большой популярностью. Как-то заказали платье из матового серо-голубого бархата с дорогим кружевом по низу. Ткань и работа вышли в приличную сумму. Ужасно жаль было, что заказчица надела его один раз на бал и больше никуда.
«Буквально «пыль сдувают»
– Если бы не коронавирус, в июле я была бы на фестивале в Кракове, в 2019 году состоялся уже 20-й по счёту. Это мероприятие интересно из-за танцевальных мастер-классов: итальянский, французский ренессанс, французское и английское барокко, польские, испанские, индийские танцы. Каждое направление ведёт носитель культуры. Пять дней классов и два дня фестиваля пролетают очень быстро: только приехал – и всё закончилось.
Я очень люблю путешествовать. Поражает, с каким уважением многие народы относятся к своей истории. Например, поляки, чья страна входила в своё время в состав разных государств, очень ценят свою культуру: в каждой деревне свои костюмы и танцы. Они их бережно хранят, буквально «пыль сдувают», возрождают. Европейцы понимают, что это ценно и важно. Они ищут старинные ноты, находят и реконструируют аутентичные инструменты. Добиваются того, чтобы музыкальные произведения звучали так же, как в те времена.
Во время путешествий, например во Франции и Польше, посещаю замки. Во Франции в период ренессанса королевская семья и двор постоянно переезжали из замка в замок: выкачают из одного все ресурсы и едут в другой. Первый пока восстанавливается. Уверена, чтобы танцевать старинные танцы и шить старинные костюмы, надо обязательно изучать историю.
Нынешним летом из-за пандемии не удалось никуда выехать. Мечтаю, что следующим летом удастся всё наверстать. И осенью я вернусь в Иркутск счастливая – с новыми танцами, эмоциями и идеями новых платьев.