издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Комплекс преткновения

Мусороперерабатывающий комплекс мощностью 200 тысяч тонн в год должен заработать под Ангарском в 2023 году. Он будет принимать отходы с нескольких территорий, в том числе из областного центра, Иркутского и Шелеховского районов. Проект комплекса практически готов и, как ожидают в правительстве региона, должен пройти экологическую и государственную экспертизы до конца 2020 года. Тем временем общественное движение «Иркутская область за справедливую мусорную реформу» опасается, что значительное расширение действующего полигона может вызвать экологическую катастрофу. Однако региональные власти настаивают: перерабатывать мусор будут по современным технологиям, а оставшиеся после извлечения ценных компонентов «хвосты» – складировать с минимальным ущербом для окружающей среды.

Строительство межмуниципального полигона отходов, расположенного под Ангарском, ещё не началось, но уже вызвало общественный резонанс. Движение «Иркутская область за справедливую мусорную реформу» 18 августа опубликовало видеоролик о том, что в нескольких километрах от городских кварталов и пригородных посёлков планируют создать «грандиозную свалку площадью 130 га». Для этого, отмечают общественники, в 2015 году были внесены изменения в Генеральный план Ангарского городского поселения, по которым часть территории вокруг действующего полигона была исключена из границ населённого пункта и переведена в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения.

Полигон растёт вширь

В 2016–2018 годах были сформированы и поставлены на кадастр участки для расширения полигона. Их четыре. Два примерно равной площади – занимают 72 га и предназначены для строительства полигона промышленных и твёрдых бытовых отходов. Таково их назначение согласно публичной кадастровой карте Росреестра. Ещё один участок, площадь которого составляет 23,2 га, предназначен «для размещения полигона промышленных и бытовых отходов». Слово «промышленных» и насторожило общественников. К тому же в июне стало известно об идее вывезти на утилизацию около 500 тыс. кубометров коммунальных отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, а 22 июля пресс-служба «Серого дома» распространила релиз, согласно которому коммунальные отходы из 12-й карты БЦБК направят под Ангарск.

«Я задавал вопрос о том, что собой представляет эта карта, – рассказал председатель координационного совета общественного движения «Иркутская область за справедливую мусорную реформу» Алексей Жемчужников. – Мне ответили, что это обычная карта, куда складировали шлам-лигнин». С этой целью её использовали с 1985-го по 1988 год. Впоследствии предпринимались попытки рекультивации с помощью кородревесных отходов, но эта технология оказалась неэффективной, так что было решено смешивать шлам-лигнин с бытовым мусором. В 1996 году карту, которую использовали как свалку коммунальных отходов, передали на баланс муниципалитета. «Вопрос: что из неё будут вывозить – бытовой мусор или мусор, пропитанный лигнином?» – спрашивает Жемчужников. При этом прокуратура Слюдянского района добилась через суд запрета на использование карты для складирования отходов и обязала администрацию Байкальска очистить её. Однако последняя подала апелляцию в Иркутский областной суд, который отменил это решение. «У нас нет понимания, как можно безопасно решить вопрос по утилизации отходов из 12-й карты, – прокомментировал спор исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Иркутской области Теймур Магомедов. – И если даже суд примет решение о том, что отходы из неё необходимо вывезти, наверное, незачем их везти в Ангарск, если сейчас заканчивается строительство полноценного полигона в Слюдянском районе. И таскать за несколько сот километров эти отходы по Центральной экологической зоне [Байкальской природной территории] явно не входит в планы правительства области».

Мэр Ангарского городского округа Сергей Петров, в свою очередь, на пресс-конференции 21 августа заверил журналистов, что «захоронения химических отходов здесь не будет никогда». В подтверждение своих слов он добавил, что полигон отводится исключительно под коммунальный мусор. Согласно территориальной схеме обращения с отходами в Иркутской области, полигон под Ангарском принимает его из Иркутска и Иркутского района, а также из городов и посёлков Слюдянского района и посёлка Тальяны Усольского района. «Нет особого смысла везти мусор в Ангарск, где самый высокий в области тариф на захоронение, – считает, в свою очередь, Жемчужников. – Можно организовывать какие-то локальные свалки на 5–10 гектаров, а не на 130. Во-первых, они могут спокойно работать ближайшие 50 лет, во-вторых, тариф может быть, условно говоря, не 500 рублей, а 400».

В генсхеме учтён «объект размещения отходов с мусоросортировочным комплексом» в Слюдянском районе, но в качестве конечного пункта указан и полигон твёрдых коммунальных отходов под Ангарском. Однако в разделе, посвящённом строительству и реконструкции объектов для размещения мусора, сказано, что его расширяют для нужд Ангарска, Иркутска, Шелехова, Иркутского и Шелеховского районов, а в Слюдянском районе с 2021 года будет действовать собственный полигон с сортировочным комплексом. Кроме того, в 2027 году в Байкальске должен заработать перерабатывающий завод.

«Никакого сжигания отходов под Ангарском не будет»

Но вернёмся к полигону под Ангарском. Если прибавить участки, отведённые на его расширение, к действующим площадям, получится 117 га. На первый взгляд, это меньше той цифры, которую называют общественники, говоря о «грандиозной свалке». Но они учитывают и 12,7 га, предназначенных для строительства мусороперерабатывающего завода. При этом общественники напоминают, что Государственная Дума приравняла сжигание отходов к их обезвреживанию. Именно так можно дословно трактовать поправки к Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», которые были внесены в него в декабре 2019 года. В то же время разрешается использовать мусор для выработки энергии в том случае, если из него извлечены все полезные компоненты.

«Никакого сжигания отходов под Ангарском не будет, – подчеркнул Магомедов на пресс-конференции 24 августа. – Мы прекрасно понимаем, что таких вещей не было и не будет в целом по всей Иркутской области, потому что это архаичный метод обращения с отходами, которому не место на Байкальской природной территории. Задача реформы – правильно наладить переработку, одно из решений – строительство современного мусороперерабатывающего завода». Конкурс на его проектирование состоялся в октябре 2019 года, победителем стало ООО «Террикон» из Подмосковья. По условиям контракта компания должна была выполнить изыскательские и проектные работы до 20 августа 2020 года.

«Есть техническое задание, по которому предполагается провести мероприятия в два этапа, – рассказал первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Иркутской области Игорь Анбросенко. – Первый – это сортировка мусора, второй этап строительства – это его переработка. Чётко сказано, какие виды отходов будут перерабатываться, какова степень переработки и так далее. В данном документе технология сжигания не прописана». По техзаданию предполагается, что на установке инсинерации будут утилизировать трупы животных и медицинские отходы. Помимо них перерабатывающий комплекс будет принимать твёрдые коммунальные отходы, крупногабаритный мусор и коммерческое вторсырьё. Здесь будут действовать линии по переработке и гранулированию полимеров, изготовлению стеклобетона из битого стекла и бумажной основы из макулатуры, а также по переработке всего перечня отходов, содержащих древесину. Плюс линия для переработки автомобильных шин и тому подобных резинотехнических изделий, бытовой техники, батарей и химических отходов для получения малотоннажной химии и драгметаллов. Мощность комплекса составит 200 тыс. тонн в год с возможностью увеличения до 400 тыс. тонн. «Хвосты», оставшиеся после сортировки и переработки, будут складировать на полигоне.

Проект уже практически готов, сейчас обсуждаются технические решения, которые могут использоваться в составе комплекса. В правительстве Иркутской области надеются, что он пройдёт экологическую и государственную экспертизы до конца 2020 года. «К сожалению, не всегда можно пройти экспертизы с первого раза, – заметил Анбросенко. – При наличии замечаний срок может быть продлён». По окончании станет известна и стоимость строительства, которую пока не оценивают даже примерно. Но уже очевидно, что она будет достаточно высокой. «Самостоятельно область деньги на это мероприятие не найдёт, – сказал первый заместитель министра природных ресурсов и экологии региона. – Мы предполагаем, что будет финансирование всех уровней. Прошло и несколько встреч с частными организациями, которые готовы поучаствовать в проекте, но пока об это говорить рано, потому что для нормального обсуждения нужна готовая документация. После подтверждения сметной стоимости будем просить софинансирование в каком-то виде». Территориальная схема обращения с отходами в Иркутской области предусматривает ввод мусороперерабатывающего комплекса в эксплуатацию в 2023 году.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры