Байкал оценят «цифрой»
Сибирские учёные выиграли грант на разработку новых технологий мониторинга озера
Учёные из Сибири получили грант Министерства науки и высшего образования России в размере 300 млн рублей на создание фундаментальной основы и разработку технологий цифрового мониторинга и прогнозирования экологической обстановки на Байкале. Головным исполнителем проекта является Институт динамики систем и теории управления имени В.М. Матросова СО РАН, который будет координировать работу ещё 11 институтов из Иркутска, Ангарска, Томска, Новосибирска и Улан-Удэ. За неполные три года учёным из них предстоит заложить основу для максимально достоверной «диагностики» состояния экосистем Байкала с прибрежными территориями и наиболее точного прогнозирования того, как они могут меняться под воздействием всевозможных внешних факторов. Работа исследователей также может поспособствовать изменению законодательства об охране озера.
Конкурс на предоставление грантов для реализации крупных проектов по приоритетным направлениям научно-технического развития страны Министерство науки и высшего образования России провело за три месяца. Объявление о проведении отбора было опубликовано 27 апреля, результаты озвучили 28 июля. Из 367 заявок от исследовательских институтов и академических университетов лучшими признали 41. В их числе – проект, головным исполнителем и координатором которого является Институт динамики систем и теории управления имени В.М. Матросова СО РАН. Он объединяет ещё 11 исследовательских учреждений. «В летнее время, да ещё и в условиях пандемии, не так просто собрать десяток институтов, – отмечает директор ИДСТУ СО РАН и Иркутского филиала СО РАН Игорь Бычков. – Тем не менее люди из Томска, Новосибирска и Улан-Удэ откликнулись, понимая важность конкурса. Приятно, что среди региональных отделений Российской академии наук – Уральского, Дальневосточного и Сибирского – мы единственные, кто не находится в центре одного из них. Исполнители четырёх из пяти проектов, которые выиграли в Сибирском отделении, расположены в Новосибирске. Важно, что наш проект – комплексный и очень широкий по географии и научным темам».
Перекрёсток семи наук
Официальное название проекта – «Фундаментальные основы, методы и технологии цифрового мониторинга и прогнозирования экологической обстановки Байкальской природной территории». Иными словами, проект предусматривает разработку современных решений, которые позволят в наиболее полной мере следить за состоянием озера и максимально точно рассчитывать его «поведение». «Мы прекрасно понимаем, что до сих пор работаем по традиционной схеме, которая существовала ещё во времена первых наблюдений за Байкалом, – объясняет Бычков. – Да, само аналитическое оборудование более качественное, но большинство подготовительных и технических решений давно апробировано и не меняется десятилетиями: условно говоря, выйти на корабле, взять биологические пробы, измерить температуру и тому подобное. Сегодня при переходе к новой парадигме информационных технологий мы должны существенно изменить и достаточно традиционные методы, которые используются и в научных исследованиях, и в жизни». О необходимости этого иркутские учёные говорят уже несколько лет. Речь о переходе к цифровому мониторингу Байкала шла и на встрече президента России Владимира Путина с учёными Сибирского отделения Российской академии наук, которая состоялась в феврале 2018 года. В итоге исследователи, настаивавшие на этом, выиграли грант Минобрнауки на сумму 300 млн рублей. Деньги будут выделять равными долями в 2020, 2021 и 2022 годах. При этом есть возможность продлить финансирование на два года.
Работать над проектом будет консорциум, в который помимо ИДСТУ СО РАН входят 11 исследовательских учреждений. Иркутскую область в этом консорциуме представляют Лимнологический институт СО РАН, Сибирский институт физиологии и биохимии растений СО РАН, Институт земной коры СО РАН, Институт систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН, Институт солнечно-земной физики СО РАН и Институт геохимии имени А.П. Виноградова СО РАН, а также Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований из Ангарска. К ним присоединились Институт мониторинга климатических и экологических систем СО РАН и Институт оптики атмосферы имени В.Е. Зуева СО РАН из Томска, Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН из Новосибирска, Институт физического материаловедения СО РАН и Байкальский институт природопользования СО РАН из Улан-Удэ.
Инструмент для учёного, аргумент для законодателя
План их работы на три года занимает десять листов, почти четыре из которых посвящены 2020 году. За четыре с небольшим месяца необходимо, к примеру, спроектировать цифровую платформу, обеспечивающую полный цикл работы с данными мониторинга, разработать алгоритмы оценки информативности систем мониторинга, доработать технологию слежения за толщиной байкальского льда с помощью автоматики, подготовить новые методы лесопатологического мониторинга и оценки состояния геологической среды, а также моделирования процессов миграции и трансформации загрязняющих веществ в пределах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Перечисленное – лишь малая часть плана на нынешний год. «Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь – за четыре месяца мы должны провести намеченные работы и отчитаться об этом, – перечисляет директор Иркутского филиала СО РАН. – Плюс публикации. Люди, участвующие в проекте, шли на это сознательно». При этом у Сибирского отделения Российской академии наук есть ощутимый задел в изучении Байкала – от большого объёма фундаментальных и прикладных исследований до инфраструктуры: приборный комплекс и лабораторное оборудование, станции приёма данных со спутников дистанционного зондирования Земли, интегрированная информационно-вычислительная сеть Иркутского научно-образовательного комплекса и Иркутский суперкомпьютерный центр СО РАН.
«Направления работы были определены ещё в самом начале, когда мы готовили заявку на конкурс, – рассказывает Бычков. – По ним привлекали институты, которые имеют соответствующие компетенции». Первый блок – мониторинг гидрологических режимов водоёмов. Второй – состояние лесов и его мониторинг. Третий – мониторинг экстремальных природных явлений и антропогенных выбросов в атмосферу. Четвёртый – экстремальные геологические процессы и эколого-геохимический мониторинг. Пятый – медико-эпидемиологический мониторинг. В центральный блок объединены создание информационно-аналитических систем и формирование единой цифровой платформы, на которой будут аккумулироваться данные мониторинга. Этим и объясняется участие в проекте не только тех учреждений, учёные из которых изучают атмосферные и гидрологические процессы, геологию, биологию и гидротехнику, но и математических институтов.
К 2023 году они должны создать основу для цифровой платформы экологического мониторинга. С помощью технологий «больших данных» и серверных приложений она позволит не только собирать, но и анализировать положение дел на Байкальской природной территории с учётом множества факторов: метеорологических параметров и аэрозольных примесей в атмосфере, толщины льда на озере и гидрологического режима впадающих в него рек, состояния растительного покрова и геологической среды, отдалённых последствий дыма лесных пожаров. Будут разработаны и новые технологии более точного прогнозирования «поведения» Байкала и прибрежных экосистем. Всё это станет серьёзным подспорьем не только для исследователей, которые их изучают, но и для государственных ведомств, отвечающих за экологию и предупреждение чрезвычайных ситуаций. Данные мониторинга и прогнозы должны будут учитываться при совершенствовании законодательства, связанного с охраной Байкала. Конечно, история знает немало примеров того, как рекомендации учёных игнорировали. Однако и принятие в 1999 году Федерального закона «Об охране озера Байкал», и недавнее ужесточение нормативов воздействия на его экосистему доказывают, что государство прислушивается к доводам разума. Тем более когда у тех, кто их приводит, появляются дополнительные неоспоримые аргументы вроде объективных данных экологического мониторинга, основанного на современных технологиях.