издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Жёсткое приземление

Решение Федеральной антимонопольной службы оштрафовать Сергея Левченко может иметь далеко идущие последствия

Федеральная антимонопольная служба России признала экс-губернатора Иркутской области Сергея Левченко виновным в нарушении пункта 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции». Речь идёт о выборе инвестора для строительства нового терминала иркутского аэропорта без проведения конкурса. Размер штрафа составил 30 тысяч рублей. В прошлом году ФАС потребовала расторгнуть соглашение, а теперь подтвердила персональную вину экс-губернатора. Сумма штрафа в данном случае смехотворна, но дело не в ней. Решение может иметь далеко идущие последствия, если дело передадут в следственные органы.

История о том, как Иркутская область упустила свой шанс на строительство нового аэропорта по вине Левченко, продолжается уже год. В сентябре 2019 года ФАС потребовала расторгнуть соглашение о строительстве нового аэровокзала. Как раз за год до этого, в августе 2018 года, Левченко и предполагаемые инвесторы заложили на месте будущего терминала легендарный камень, который должен был символизировать будущие успехи правительства. Получилось, камень стал символом самого большого провала.

Всё началось с того, что губернатор и правительство заключили сомнительную сделку с АО «Рампорт Аэро», ООО «Аеон», ООО «Новапорт», ООО «Система Управления», ООО «Терминал Иркутск», АО «Международный аэропорт Иркутск», ООО «Новапорт Холдинг» и АО «Аэропорт Толмачёво». Странного в этой сделке было много, но самое главное – она прошла в обход конкурсных процедур.

В далёком уже 2014 году указом президента иркутский аэропорт был передан из федеральной собственности в областную. Область взяла на себя ряд обязательств. Прежде всего – увеличить пассажиропоток с 1,7 до 3 млн человек в год и обеспечить эффективное развитие аэропорта. Кроме того, нужно было найти инвестора, который в рамках государственно-частного партнёрства вложит свои средства, поможет региону построить новый аэропорт и начать реконструкцию старого. Проект был реальным, ведь область вошла в федеральную программу, выделяющую 23 млрд рублей федеральных денег на строительство нового иркутского авиаузла.

Область не выполнила ни одного пункта из этого соглашения. Именно поэтому регион исключили из программы и лишили софинансирования, о чём прямо заявил заместитель министра транспорта Александр Юрчик в официальном письме от 7 февраля 2018 года. Это ещё один промежуточный итог правления Сергея Левченко. Ведь реализацию указа президента и строительство авиаузла готовили в долевченковскую эпоху. А вот реализация проекта досталась уже губернатору-коммунисту. И он её благополучно провалил.

Расследование ФАС показало, что в 2016 году планировалась реализация следующей схемы. Иркутская область вносит 100% акций АО «Международный аэропорт Иркутск», а также 11 малых аэропортов Иркутской области в уставный капитал ОАО «КРИО» (Корпорация развития Иркутской области). После этого АО «Новапорт Иркутск» и КРИО создают совместное предприятие – АО «ИркутскАэроИнвест». Доли АО «Новапорт Иркутск» и КРИО должны были составлять по 50% уставного капитала АО «ИркутскАэроИнвест». Но потом схема изменилась, к антиконкурентному соглашению присоединились ООО «Система Управления», АО «Рампорт Аэро» и ООО «Рампорт Безопасность».

В отчёте ФАС говорится буквально следующее: «После завершения строительства и ввода аэровокзального комплекса в эксплуатацию планировалась передача аэровокзального комплекса в собственность инвестора, то есть ООО «Рампорт Безопасность». То есть экс-губернатор планировал отдать аэровокзал в частные руки – да ещё и без конкурса, на основании каких-то закулисных договорённостей.

Может быть, экс-губернатор не понимал, что нарушает закон и чем это чревато? Вовсе нет. Начиная с 2016 года УФАС несколько раз предупреждало его, что инвестора нужно выбирать публично, через конкурс, а шутки с антимонопольным законодательством закончатся плохо. Но Левченко просто игнорировал предупреждения.

При этом в мае 2017 года Левченко писал президенту: «Дальнейшие мероприятия по привлечению инвестора будут реализованы через конкурсные процедуры с учётом антимонопольного законодательства». Теперь очевидно, что ничего подобного он делать не собирался. То есть сознательно обманывал президента. Кстати, инвесторы тоже всё понимали и шли на это. Например, в расследовании ФАС приводится отрывок письма генерального директора ООО «Новапорт» от 25 марта 2016 года, в котором он пишет деловым партнёрам: «Коллеги. Мы долго добивались, чтобы нас взяли партнёрами без тендера, как это сделал Вексельберг в Ростове».

Несмотря на это, Левченко попытался оспорить решение ФАС о признании незаконной сделки со структурами Романа Троценко. Впрочем, безуспешно. Новый глава Иркутской области Игорь Кобзев ранее поручил региональному правительству до конца 2020 года провести тендер, чтобы найти инвестора для строительства терминала международного аэропорта Иркутска.

Транспортная прокуратура и Следственный комитет ещё до отставки Левченко начали проверку ситуации с аэропортом. Наличие доказанного картельного сговора между экс-губернатором и структурами Романа Троценко может стать основанием уже для уголовного преследования. Например, если речь зайдёт о возмещении упущенной регионом выгоды, 30 тысячами штрафа дело не ограничится.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры