Рейсирующая «Ангара»
Знаменитому иркутскому ледоколу 120 лет
«Оба ледокола, как говорится, шли рука об руку, т.е. шагах в 250 один перед другим или сбоку другого, освещая на далёкое пространство себе дорогу рефлектором, что придаёт крайне фантастический вид всей этой картине», – так иркутский пассажир весной 1901 года впервые увидел на водах священного озера два брата-ледокола. Гигант «Байкал» не дожил до нашего времени, а его маленький помощник «Ангара» до сих пор жив, и теперь это филиал Иркутского областного краеведческого музея. 7 августа исполняется 120 лет со дня спуска на воду ледокола «Ангара». Это самый старый из сохранившихся ледоколов в мире. «ВСП» публикует воспоминания очевидцев о времени постройки ледоколов и о первых годах их плавания.
24 марта 1899 года в «Иркутских губернских ведомостях» появилось объявление: «Управление постройкою Забайкальской железной дороги вызывает конкуренцию на поставку 1000 пудов смоляной пеньки, чёсаной, некручёной, насухо отжатой от смолы, в десяти пудовых кипах, обшитых в рогожи, с доставкою к месту постройки парохода-ледокола и плавучего дока – на берегу озера Байкал близ Лиственичного…» Это маленькое свидетельство огромной работы по постройке ледоколов на Байкале в самом конце 19 века.
В 1895 году министр путей сообщения князь Хилков выступил с предложением построить паромную переправу через озеро Байкал для нужд Транссиба. 15 января 1898 года началась сборка гигантского по тем временам парома-ледокола «Байкал» на судоверфи в Лиственичном. Вскоре к «Байкалу» присоединился его младший брат – ледокол «Ангара». Он был построен в городе Ньюкасл-апон-Тайн по заказу Комитета по постройке Сибирской железной дороги на стапеле верфи «Сэр В.Г. Армстронг, Витворт и Ко» (как и гигант «Байкал»). 25 июля (7 августа) 1900 года ледокол «Ангара» был спущен на воду и проработал на озере до 1962 года. Как сообщила пресс-служба Иркутского областного краеведческого музея, к юбилею ледокола обновлено машинное отделение, и теперь посетители могут прикоснуться к силовым агрегатам судна. Сотрудники музея разработали навигацию по отделу, установили информационные таблички с названиями и описанием помещений, судовых механизмов. К сожалению, ситуация с COVID-19 не дала провести полноценное празднование 120-летия ледокола.
«Приехал сын Боткина»
В иркутских газетах начала 20 века остались любопытные свидетельства и строительства ледоколов, и первых их рейсов, которые подчас были весьма трудными и вызывали много споров. Вот что сообщали «Иркутские губернские ведомости» в апреле 1899 года: «Водолазные рабочие, занятые при ледокольных работах, добыли со дна Байкала много роскошных экземпляров байкальской губки… высотою более аршина. Животный и растительный мир Байкала, как мир удивительно богатый и разнообразный, начинает всё больше и больше привлекать к себе внимание учёных. На Байкал приехал г. Боткин, сын известного врача. Цель его поездки – составить коллекцию байкальской фауны, которую он намерен отправить на Парижскую выставку».
Работа ледоколов была очень непростой с самого начала. В конце 1900 года «Байкал» повредил левый кормовой винт, выходя с Мысовой, а в него уже было загружено 26 вагонов. Ему на помощь поспешила «Ангара», но застряла в ледяных торосах у Мысовой. Пришлось с 9 января 1901 года запускать гужевую переправу. А весной 1901 года «Байкал» шёл от Мысовой до Баранчиков 16 дней – с 23 марта по 8 апреля. Ледокол попросту затёрло льдами, пришлось очищать путь при помощи взрывания динамита. Естественно, такое начало работы ледоколов, на которые были потрачены большие деньги, не могло не вызвать вопросы. «Чудные дела творятся с нашими ледоколами. Летом они ещё ничего, ходят по волнам священного моря, но едва только Байкал накроется льдом – ледоколы торжественно идут на покой зимовать в Лиственичное, – возмущался некий житель города на страницах «Иркутских губернских ведомостей» 20 января 1902 года. – Сооружались ледоколы годами, тратились на них громадные деньги, и в результате через Байкал гужевая переправа с приятною перспективою тащиться в метели черепашьим шагом… Неужели техническая наука так медленно шагает вперёд, что трудно построить ледоколы, которые ходили бы зимой по Байкалу вперёд и обратно? Ледоколы этого типа, вероятно, имели бы успех».
В мае 1901 года актёр Туманский в городском театре представил шутки «На злобу дня», в которых хорошо прошёлся по ледоколам и железной дороге. На маскарадных вечерах на Новый год в 1901-1902 годах был популярен костюм «Ледоколъ», высмеивающий тот факт, что великолепные ледоколы никак не могут справиться с байкальскими льдами. Несмотря на проблемы, с 24 апреля по 10 декабря 1900 года «Байкал» сделал 266 парных рейсов, перевёз более 126 тыс. пассажиров, переселенцев, воинских чинов, арестантов и проводников, более 11,8 тыс. лошадей и коров, 133 холодных паровоза, 4 229 000 пудов грузов. «Ангара», начавшая курсировать с августа, перевезла за свой первый рейс более 4 тысяч человек, 41 000 пудов багажа, 422 600 пудов казённых, воинских и частных грузов.
«Вдали показался ледокол «Ангара»
Однако, безусловно, корабли вызывали не только шутки, но и подлинное восхищение. На их строительство специально выезжали экскурсии гимназистов, путешественники посвящали им целые страницы воспоминаний. Вот каким увидели «Байкал» учитель и его подопечные в 1899 году во время экскурсии: «Это громадное судно из железа длиною 50 сажень при высоте в 8,5 сажени, настолько широкое, что в него могут быть поставлены в три ряда вагоны… Паровая машина ещё не установлена, но главная суть и самое интересное в сооружении – ледорез уже готов… Когда судно будет совсем окончено… леса будут сброшены, и ледокол покатится вниз по наклонной плоскости… Стойки предварительно будут покрыты толстым слоем сала, чтобы уменьшить трение…» Многие пассажиры описывали свои впечатления от ледоколов в газетах.
«Вскоре вдали показался ледокол «Ангара», рейсирующий через море с пассажирами, – писал путешественник в июле 1901 года. – Часов в шесть мы, обошедши Баранчики и слазавши на высокую близлежащую гору, откуда открывается роскошный вид на прибрежье Байкала и на долину истока Ангары, взошли на довольно просторный ледокол и отправились в Мысовую. Солнце уже садилось, берега озера постепенно тонули в дыму и тумане…» «Незадолго до отхода «Ангары» на Мысовую пришёл «Байкал», так много обещавший, так дорого стоивший и так мало давший в первую же зиму своего рейсирования по оз. Байкал, – продолжал пассажир свои воспоминания. – Мы, конечно, немедленно рванулись посмотреть этого гиганта, но… пришлось ограничиться лишь созерцанием его высоких бортов, усеянных вверху окнами, да как бы отверстой пасти в передней его части, откуда он выпускал платформы и вагоны».
А вот корреспонденция из Верхнеудинска, весьма занимательная. Пассажир в мае 1901 года ехал из Иркутска до Мысовой, и ему удалось увидеть на море работу сразу двух ледоколов. «Оба ледокола, как говорится, шли рука об руку, т.е. шагах в 250 один перед другим или сбоку другого, освещая на далёкое пространство себе дорогу рефлектором, что придаёт крайне фантастический вид всей этой картине, – писал он. – Местами Байкал совершенно свободен ото льда, местами же, и это большая часть, сплошной лёд, который при проезде ледоколов по нему переворачивается очень легко, несмотря на то что толщина его достигает полутора аршин…» История ледоколов «Байкал» и «Ангара», даже переданная в кратких газетных заметках, очень интересна.
Иркутский областной краеведческий музей, несмотря на ограничения, связанные с пандемией, не намерен оставлять тему юбилея ледокола. Разработана сметная документация на ремонт рубки капитана. В будущем планируется выпустить альбом о ледоколах «Байкал» и «Ангара».