Аномалии с подсчётами
Спикер ЗС вновь попросил пояснить, почему в регионе столько заболевших COVID-19
В Красноярском крае на 9 тысяч тестов за 26 июля ковид обнаружили у 175 человек, в Иркутской области при 5 тысячах тестов за эту же дату – 165. То есть в соседнем регионе делается почти в 2 раза больше тестов, но заболеваемость выявляется практически в полтора-два раза меньше. Об этих странностях математической статистики в нашем регионе говорил 22 июля спикер Законодательного Собрания Александр Ведерников на парламентской площадке при обсуждении вопроса открытия бассейнов и других спортивных сооружений. Спикер попросил представителей правительства Иркутской области донести до санитарно-противоэпидемической комиссии области свою обеспокоенность. Он считает, что нужно провести дискуссию со специалистами и выяснить, не используется ли в регионе иная методика подсчёта, нежели в других субъектах.
– Вынужденный перерыв, конечно, негативно отразился на всей индустрии фитнеса и спорта, – сказал спикер ЗС Александр Ведерников. – Спортивным школам и секциям пришлось переводить обучение на дистанционный режим. Чаще всего это происходило в домашнем режиме, онлайн. В некоторых случаях занятия в закрытых бассейнах пришлось отменять полностью. Понятно, что встают вопросы, как спортсмены будут готовиться к предстоящим соревнованиям. Индустрия, фитнес-клубы за этот период понесли большие убытки. И сотрудники этих спортивных центров, инструктора потеряли работу, клиенты не могли пользоваться услугами центров. Небольшие студии, которые арендуют помещения, вообще оказались на грани банкротства. По-прежнему закрытыми остаются бассейны и спа-салоны, которые важны для отдыха и восстановления после тренировок. При этом у нас в области официально разрешено работать баням. То есть существует некое противоречие, с которым нужно спокойно и обстоятельно разобраться.
Александр Ведерников напомнил, что Роспотребнадзор разработал правила работы бассейнов в условиях распространения коронавирусной инфекции, их открывают с учётом соблюдения необходимых санитарно-эпидемиологических требований в других регионах страны. «Хотелось бы послушать представителей Роспотребнадзора, почему такой же подход не применить на территории нашей области?» – сказал он.
С загрузкой 50%
В регионе, по данным 2019 года, более 34% жителей систематически занимаются физкультурой и спортом, рассказал заместитель министра спорта Иркутской области Павел Богатырёв. Эта отрасль в 2020 году стала одной из самых пострадавших в период пандемии. 14 мая врио губернатора Игорь Кобзев разрешил спортсменам и всем желающим заниматься на открытых площадках. 5 июня решением санитарно-противоэпидемической комиссии разрешены занятия для членов сборных команд России по олимпийским видам спорта в закрытых спортивных сооружениях. С 3 июля начали заниматься региональные сборные команды, работают спортивные клубы, фитнес-центры и тренажёрные залы с учётом требований Роспотребнадзора. За время работы с момента открытия информации о каких-либо нарушениях при занятиях спортом в минспорта не поступало. Проблемой остаётся возобновление работы плавательных бассейнов. Чтобы открыть их, нужны дополнительные средства. Один бассейн в Солнечном потребует минимум 452 тыс. рублей, чтобы открыться в соответствии со всеми требованиями. Однако владельцы бассейнов готовы пойти на расходы. Бассейны уже работают в Кемеровской области для спортивных организаций, в Хакасии – для оздоровительных групп, в Новосибирской, Омской областях сборные команды по водным видам спорта уже тренируются.
«Бассейны в Иркутске до сих пор закрыты, и это вызывает вопросы у нас, поскольку в городе два муниципальных бассейна, – сказал заместитель мэра Иркутска Виталий Барышников. – Это учреждение «Центр плавания «Спартак», там завершается ремонт, и можно начинать тренировки, ФОК «Лидер» также закрыт. Есть и бассейны в частных фитнес-центрах». Виталий Барышников отметил: возникает проблема, что делать со спортивными соревнованиями с запретом Роспотребнадзора на массовые мероприятия до 2021 года. «Мы не можем, открыв тренировочный процесс, не вводить соревновательный эффект, – сказал Барышников. – Встаёт вопрос о возможности проведения соревнований. На открытом воздухе, с разведением спортсменов по времени». По его мнению, не решён вопрос, как тренеры будут получать зарплату, когда количество занимающихся, в соответствии с требованиями Роспотребназдора, снизится вдвое. В условиях очного обучения, но с 50-процентной загрузкой, поэтому поступают вопросы от финансистов: каким образом табелировать и оплачивать рабочие часы?
«Деятельность фитнес-клубов в Иркутской области была приостановлена с 30 марта, более трёх месяцев наши предприятия не работали, – сказал руководитель регионального представительства Ассоциации фитнес-индустрии в Иркутской области Дмитрий Ракитин. – Мы продолжали выплачивать зарплату, пытались сохранить рабочие места. С 3 июля наша деятельность разрешена с серьёзнейшими ограничениями на основании методических рекомендаций федерального Роспотребнадзора. Плюсом к этим ограничениям введён запрет на работу бассейнов, саун и соляриев. За 17 дней в различных клубах посещаемость составила от 30% до 50% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Отрасль работает сейчас так: чуть меньше трети от своей обычной нагрузки. Фитнес-клубы, в которых есть бассейны, оказались в наиболее сложной ситуации: они не могут оказать полноценную услугу клиентам». Ракитин отметил, что при запрете на работу стационарных бассейнов хорошо себя чувствуют полулегальные бассейны на городских пляжах. При этом в других регионах фитнес-залы открываются в полном объёме без изъятия каких-то зон.
Депутат Наталья Дикусарова обратила внимание на поддержку некоммерческих организаций в сфере спорта, которые не входят в областной реестр, но арендуют объекты госсобственности. Как отметил Павел Богатырёв, здесь поддержку оказать нельзя, поскольку основной вид деятельности у таких организаций – не спорт, это только побочная деятельность. Наталья Дикусарова считает: если ситуация не единичная, а системная, над ней нужно поработать совместно депутатам, минспорта и министерству экономического развития и наконец помочь этим организациям. «Мы в ЗС отходим в некоторых случаях от общепринятых позиций, когда вопросы касаются поддержки. И даже наши законы о налоговых преференциях для пострадавших отраслей приобретают более широкий объём, мы нашли юридические формулировки, которые помогли в рамках налоговой поддержки оказать помощь пострадавшим отраслям, чтобы не зацикливаться на вопросах основного вида деятельности. Я думаю, что здесь можно и нужно поработать».
«Мы никогда не выйдем на цифру 0,8»
Начальник отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания населения Роспотребнадзона Денис Золотаев напомнил, что помимо всех озвученных выше ограничений по работе фитнес-центров Роспотребнадзор настаивает на еженедельном тестировании персонала на ковид. Кроме того, существуют санитарно-эпидемиологические правила для образовательных учреждений, которые распространяются и на спортивные организации, если те работают с детьми. Золотаев указал на то, что массовые мероприятия в учреждениях, работающих с детьми, запрещены. «То есть ни о каких соревнованиях до 1 января 2021 года речь идти не может, – заявил Золотаев. – Если вы что-то хотите изменить в этом санпине, для корректировки нужно обращаться только в федеральную службу Роспотребнадзора».
Денис Золотаев пояснил, почему в Иркутской области бассейны не открываются, а в Кемеровской области и Алтайском крае открываются. В Алтайском крае за 22 июля было выявлено 28 случаев, в Кемерове – 61. В Иркутской области – 176. «Об открытии крупных бассейнов, в принципе, мы готовы вести диалог, например о двух городских,– сказал Золотаев. – Но именно о бассейнах спортивной направленности. Что касается бань и саун с бассейнами – это всё-таки направление развлекательное». Регион по-прежнему находится на первом этапе снятия ограничений, подчеркнул специалист Роспотребнадзора. «До полного снятия достаточно далеко. Коэффициент распространения инфекции, то есть среднее количество людей, которых инфицирует один больной до его изоляции, составляет 0,93. Второй этап – 0,8, третий – 0,5».
«Что такое «выявленные случаи распространения»? – поинтересовался Александр Ведерников. – Хотелось бы это точно понимать. Знаете, есть хороший анекдот на эту тему, диалог Петьки с Василием Ивановичем: «Петька, приборы!» – «Тридцать!» – «Что тридцать?» – «А что приборы?» Хотелось бы точно убедиться, что, принимая решение о снятии ограничений, мы исходим из одной и той же методики, а самое главное – из одной и той же системы применения этой методики в разных субъектах РФ».
Александр Ведерников процитировал методические рекомендации Минздрава РФ по кодированию и выбору основного состояния в статистике заболеваемости и первоначальной причины в статистике смертности, связанные с COVID-19. «Среди прочего в документе отмечается, что в общую статистику заболеваемости не должны включаться люди с выявленной новой коронавирусной инфекцией, но при этом не имеющие жалоб и симптомов болезни, – сказал Александр Ведерников. – Если вы посмотрите данные оперативного штаба Иркутской области или страницу Роспотребнадзора Иркутской области – у вас даже по Фрейду это называется «новые случаи инфицирования». А у оперштаба Красноярского края это называется «новые случаи подтверждённых диагнозов». Естественно, мы будем и дальше следовать рекомендациям Роспотребнадзора, стараться не допустить распространения, повышенной нагрузки на здравоохранение. Мы знаем, что врачи и так перегружены. Но, понимаете, есть и другая симптоматика».
Денис Золотаев сослался на то, что не компетентен отвечать на этот вопрос и его лучше задать руководителю управления и специалисту по эпидвопросам. Александр Ведерников отметил, что депутатов радуют уменьшение количества поступающих на больничные койки и рост числа тех, кто выписывается. Значит, снижается нагрузка на здравоохранение. Сегодня уже ряд учреждений с ковидных госпиталей переводятся в регулярную медицину для оказания плановой помощи. «Это ведь тоже показатель нормализации ситуации, почему мы интересуемся при принятии таких решений другими показателями?» – задал вопрос спикер ЗС. Он считает, что в нынешней ситуации при серьёзных требованиях к очистке бассейнов и при соблюдении методических рекомендаций Роспотребнадзора бассейны можно открыть.
– Есть понятие математической статистики. И её не обманешь. Статистика показывает, что у нас что-то не так с числовыми рядами, – продолжил тему Александр Ведерников. – Ну не может быть так, что в Красноярском крае на 18 июля 9 тысяч исследований в сутки и 127 подтверждённых диагнозов, а в Иркутской области в 2 раза меньше тестов за сутки, но при этом почти в 1,5–2 раза больше «положительных результатов тестирования». Хотя есть рекомендации Минздрава о том, что в статистику надо включать только обратившихся с жалобами и с чётко выраженными симптомами. Москва давно уже амбулаторное лечение дома вообще не включает в статистику. Всё же начинается от показателя распространения, мы никогда не выйдем на цифру 0,8 и не перейдём на второй этап. Чем больше мы будем проводить исследований, тем больше у нас будет выявляемость. Но реальный ли это рост заболевания или нет, если у 70% бессимптомное течение болезни?»
Александр Ведерников попросил донести эту позицию до санитарно-противоэпидемической комиссии области. «По математической статистике Иркутская область выбивается из показателей регионов СФО, может быть, мы слишком пристрастно ведём этот учёт и не в полной мере соблюдаем требования Минздрава РФ по статучёту, – сказал председатель ЗС. – Почему я хочу инициировать дискуссию именно на уровне специалистов. Все наши шаги по снятию ограничений основаны на мнении СПЭКа и главного санитарного врача. Безусловно, безопасность жителей на первом месте, но хорошо бы понимать и объективные цифры. В больницах ситуация остается тяжёлой, вот почему в этом надо разобраться более тонко, а не эмоционально».