И бедный, и вредный
Снести незаконно построенную турбазу на Ольхоне требуют от бывшего зампреда регионального правительства
Политически озабоченной публике в Иркутской области пора запасаться поп-корном. И дело тут не в выборах губернатора. Похоже, нас ждёт очередная увлекательная серия приключенческо-авантюрного романа с бывшим зампредом регионального правительства Виктором Ивановичем Кондрашовым в главной роли. Очередной сюжет закручивается вокруг недавнего решения суда по иску природоохранной прокуратуры о сносе его турбазы на Ольхоне, которая признана незаконным строением.
Ольхонская сказка
Виктор Иванович получил в собственность участок площадью 55 соток на территории уникального острова Ольхон на самом берегу Байкала с собственным причалом и административными зданиями. Отличное место, чтобы строить тихий семейный бизнес. Виктор Иванович Кондрашов разделил участок на две части и половину отдал брату – Владимиру Ивановичу Кондрашову.
Что можно построить на Ольхоне? Наверное, много чего. Но золотое дно здесь – это турбизнес. На своём участке Виктор Иванович возвёл шикарный арт-отель «Порт-Ольхон» на 20 номеров, а также одноимённую кофейню. Соблюдением норм природоохранного законодательства, очевидно, утруждать себя не стал.
Факт строительства на берегу Байкала европейских отелей привлёк внимание Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора. Позже ведомство установило: реконструкция и строительство зданий на территории рекреационного объекта, а также эксплуатация уже построенных жилых и административно-хозяйственных зданий осуществляются в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы и проектной документации. Поэтому могут угрожать экологической безопасности территории, жизни и здоровью граждан.
Состоялся суд. Кондрашову официально запретили эксплуатировать, возводить, реконструировать здания на указанных участках. В 2018 году информация для предупреждения туристов, желающих воспользоваться услугами указанного гостиничного комплекса, была размещена на официальном сайте Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры.
Конечно, Кондрашов был бы не Кондрашов, если бы не попытался тянуть резину примерно до бесконечности и не затягивал процесс. За это время он успел даже переоформить участки на другую политическую фигуру – экс-депутата Думы Иркутска Алексея Юрьевича Егорова. Тем не менее 4 июня 2020 года решением Ольхонского районного суда иск природоохранной прокуратуры был удовлетворён. Здания кофейни и арт-отеля «Порт-Ольхон» признаны незаконными постройками и подлежат сносу.
Криминальный талант
Означает ли это, что история закончилась? Нет, конечно. Виктор Иванович Кондрашов знает тысячу и один способ ухода от ответственности. И обязательно попытается изобрести ещё парочку новых. Многие пытались заставить его отвечать за свои поступки. Но никому не удалось это сделать с первой попытки.
Достаточно вспомнить, как врио губернатора Игорь Кобзев решил уволить Кондрашова с должности директора областного ОАО «КРИО». Корпорация развития была одной из самых скандальных структур во времена правительства Сергея Левченко. Едва дело дошло до ротации кадров, Кондрашов немедленно оказался тяжело больным, ушёл на больничный и сидел на нём как минимум месяц. Наверное, именно столько времени понадобилось, чтобы привести в порядок документацию.
Когда Кондрашов был мэром Иркутска, он запомнился горожанам историей о том, как заложил и едва не продал муниципальное предприятие «Центральный рынок». Но самая громкая история случилась позже и закончилась уголовным делом. Кондрашов «освободил» своего приятеля-бизнесмена от тяжёлой ноши в размере 10 миллионов рублей, возвращать которую вообще не спешил. Во время этого процесса артистический талант нашего героя раскрылся в полной мере.
Итак, в суде Виктора Ивановича обвинили в том, что он не отдаёт долг на сумму в 10 миллионов рублей, о чём у истца имелась расписка. Кондрашов сначала отказывался признать факт долга и отрицал, что вообще писал какую-то расписку. Но почерковедческая экспертиза его слова опровергла.
Тогда Виктор Кондрашов представил новую версию: да, расписка его, но деньги он всё равно не брал. По его словам, два иркутских предпринимателя не могли договориться между собой. Виктор Кондрашов, будучи зампредом правительства, человеком уважаемым, выступил гарантом того, что обе стороны выполнят свои обязательства. Чтобы не быть голословным и гарантировать это одной из сторон документально, он и написал расписку о якобы полученных 10 миллионах. Никаких денег на самом деле, конечно, не было. По словам Кондрашова, истец поступил недобросовестно и вместо того, чтобы уничтожить расписку, а лучше всего съесть её, почему-то пошёл с ней в суд.
Вооружившись этой новой версией, Кондрашов подал встречный иск. Доказательства, которые стороны представили в ходе процесса, были не в пользу Кондрашова и суд обязал его вернуть деньги.
Тяжко болен без ущерба для органов движения
Версия о посредничестве вообще стала основанием для возбуждения уголовного дела. Следственный комитет в сентябре 2018 года возбудил уголовное дело в отношении Кондрашова по признакам ст. 286 УК РФ России «Превышение должностных полномочий лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации». Чиновникам запрещено участвовать в качестве посредников в коммерческих сделках. Эту норму закона бывший зампред правительства проигнорировал.
Только дело до логического завершения не дошло – в декабре 2019 года оно было приостановлено из-за тяжкого заболевания подозреваемого. Какого именно – неизвестно. Может быть, это та же самая болезнь, которая свалила Кондрашова как раз в тот момент, когда Игорь Кобзев хотел уволить его из КРИО?
Но, судя по опубликованному 5 мая нынешнего года видео на странице Виктора Ивановича в соцсети, болезнь нисколько не мешает его органам движения. Господин Кондрашов танцует так, будто всё-таки жизнь удалась. Следственному комитету, наверное, стоит рассмотреть этот видеоматериал в контексте подозрения на введение суда в заблуждение, пока Кондрашов не удалил доказательство своего доброго здравия. Хотя из Интернета, как и из памяти людей, ничего вычеркнуть нельзя. И всё-таки хотелось бы разобраться до конца, виноват ли народный избранник и понесёт ли заслуженное наказание?
Кстати, по гражданскому иску тоже всё вышло не так уж плохо. Предприниматели, которым задолжал Виктор Кондрашов по судебным решениям, просто не могли взыскать с него деньги. Всё своё имущество он переписал на других лиц. Судите сами, в 2016 году он задекларировал доход в 43,7 млн рублей и был самым богатым членом правительства. В его собственности числились жилой дом площадью 858 «квадратов», квартира на 56 «квадратов». У супруги был автомобиль Mercedes-Benz GL 500. Но в 2017 году в собственности Кондрашовых не значилось уже никакого имущества. Квартира и дом, в которых они жили, оказались зарегистрированными на других людей.
Куда делись средства от продажи имущества – неизвестно. А его было немало. Чего стоит строительный холдинг «Такота», в который входят 14 компаний, гипермаркет строительных материалов «Дока», земельные участки на Байкале – на острове Ольхон, на Мамае. Единственное, на что могли претендовать кредиторы Кондрашова, – это отчисления из его зарплаты, которую он официально получал в Корпорации развития Иркутской области.
В общем, все эти увлекательные приключения говорят о том, что скучно не будет. Артистическая натура продолжателя дела Остапа Бендера наверняка заявит о себе и подскажет новые способы увернуться от правосудия. Правда, всегда остаётся вероятность, что финал очередной серии снова придётся транслировать из зала суда. Что поделаешь, таковы законы жанра.