Не икона, не святой
Исполнилось 10 лет, как ушёл из жизни Юрий Ножиков
Ёлочка появилась вчера у памятника Юрию Абрамовичу Ножикову. Было забавно наблюдать, как большие и сильные мужчины в масках, нынешняя властная элита региона – врио губернатора Игорь Кобзев, мэр Руслан Болотов, вице-спикер ЗС Кузьма Алдаров, депутаты Думы Иркутска, окружили маленькое деревце. Все они хотели бросить хоть горсть земли под эту ёлочку, деревце Ножикова. Юрий Абрамович и через 10 лет после своей смерти остаётся человеком, управленческий талант которого не превзойдён. И из которого так хочется делать икону.
Маленькая голубая ёлочка появилась на свет 10 лет назад, когда не стало Юрия Абрамовича. Ножиков, губернатор Иркутской области с 1991-го по 1997 год, ушёл из жизни 15 июня 2010 года. Это был человек, который в политику пришёл из области реальных дел: он всю жизнь строил, был главой треста «Востокэнергомонтаж», потом генеральным директором «БратскГЭСстроя». А потом возглавил область и стал «народным». Ни одному губернатору после не доставалось столько любви, ни об одном не ходят байки: «Как меня на «Ниве» Ножиков подвозил». Теперь десятилетняя ёлочка заняла своё место у памятника народному губернатору.
Наверное, ни одна ёлка в Иркутской области не испытывала на себе столько властного внимания, как эта голубая красавица. Врио губернатора с лопатой, вице-спикер городской Думы Сергей Юдин с лейкой. Мэр Руслан Болотов с посыпкой… А на них чуть сверху взирал немного удивлённый и, как всегда, взъерошенный Юрий Абрамович, он же памятник. Люди в странных масках в тридцатиградусную жару – такого будущего Иркутской области, видимо, не мог представить себе и прозорливый, как называли его все пришедшие почтить память, Ножиков. Десятилетие со дня смерти Ножикова, народного губернатора, пришлось на печальную дату: Иркутская область установила рекорд суточной заболеваемости коронавирусом – 319 человек. Чувствовался на митинге и тонкий флёр будущих выборов губернатора.
«Из-за санитарной ситуации, которая существует в области, мы не планировали каких-то мероприятий, – признался президент Фонда имени Юрия Ножикова Юрий Курин. – Но мы благодарим врио губернатора Игоря Кобзева за то, что он проявил дань уважения к этой дате, к человеку. Здесь собрались люди, которые были заместителями, ближайшими помощниками, советниками Юрия Абрамовича во время его работы на хозяйственных, административных должностях, в политике. Пришли все замы, ныне живущие, руководители подразделений, журналисты, которых Юрий Абрамович очень любил, как и они его любили». Игорь Кобзев ещё до начала митинга успел побывать на кладбище, на могиле Юрия Ножикова, и оставил после этого пост в «Инстаграме»: «Я уже знаю, как непросто быть главой такого большого и уникального региона, как Иркутская область. И учусь у Юрия Абрамовича каждый день». Ученику и предоставили первое слово на митинге.
«Юрий Абрамович Ножиков – это государственный человек и народный губернатор, – сказал Игорь Кобзев. – Он всей своей жизнью доказал, что работает для людей, ради людей и во имя людей. Это человек, который ничего и никого не боялся и доводил все свои решения до конечного результата. Это человек-легенда в Иркутской области, и сравнить его можно с Михаилом Михайловичем Сперанским. Ножикова очень любили жители Иркутской области и помнят его по сей день. И неспроста. Он понимал, что природные ресурсы Иркутской области должны использоваться только в интересах жителей региона. И первым добился низких энерготарифов. Я сделаю всё, чтобы те решения, которые принимал руководитель Иркутской области, первый народный губернатор, были изучены, проанализированы. Готов этот опыт использовать в своей работе».
«Нам, непосредственно с ним не работавшим, труднее оценивать его, чем тем людям, которые его помнили, знали и работали вместе с ним, – сказал Руслан Болотов. – Мы помним, что Ножиков неоднократно избирался депутатом Верховного совета и стал первым губернатором Иркутской области, избранным народом. Это огромная ответственность – быть первопроходцем. Он всегда был ориентирован на то, чтобы созидать вокруг себя хорошее, доброе, вечное. Несмотря на масштаб проблем, которые решались им, Юрий Абрамович обладал удивительной тонкостью по отношению к человеку, который в силу своей беззащитности нуждается в поддержке власти больше, чем кто-либо другой. И эта душевность, человечность Юрия Абрамовича присутствовала во всех его поступках. Мы будем помнить его всю жизнь».
Все собравшиеся признавали: то, чем мы пользуемся сегодня в Иркутской области – дешёвыми энерготарифами, сделал Ножиков. И сейчас политики на митинге один за другим повторяли эту фразу про тарифы, понимая: люди её запомнят, оценят. Опыт Ножикова сегодня понадобится, считают политики, поскольку регион находится в сложной ситуации по коронавирусу, есть вопросы с наполнением бюджета. В общем, сами того не подозревая, властьимущие то и дело вспоминали, что Юрию Ножикову пришлось управлять областью в тяжёлые времена, и сейчас, похоже, времена не очень-то воздушные. Многим хотелось бы понять, как ему удавалось выходить из тяжёлых ситуаций, и даже позаимствовать частичку «магии» Ножикова.
«Должен сказать, что у него была уникальная способность предсказывать надежды, чаянья и нужды народа, – заметил и.о. спикера Законодательного Собрания Иркутской области Кузьма Алдаров. – Величие политического деятеля, руководителя во многом определяется поддержкой его населением. Юрий Абрамович участвовал в четырёх избирательных кампаниях и получал достаточно большую поддержку народа. Люди понимали: этот человек сдержит своё слово, придёт на помощь в трудную минуту».
Безусловно, самые важные слова говорили не на митинге, а потом, когда собравшиеся отправились на кладбище, на могилу Юрия Ножикова, после чего – на поминальный обед. Но всё равно на митинге сказали своё слово люди, которые были близки с Ножиковым, работали с ним. Это голос людей его эпохи, часть его жизни. «Хорошо, что мы собрались в этот особенный год, чтобы вспомнить о Юрии Абрамовиче, – сказал экс-мэр города Братска, руководитель крупнейшего треста «Братскгорстрой» Иван Невмержицкий. – Он достоин того, чтобы о нём помнили, изучали его опыт. Я очень рад, что такой удачный памятник ему создали. Хвала тем скульпторам, которые это сделали. Он хорош и очень похож на Юрия Абрамовича, он такой, каким был при жизни, – ершистый. Будучи начальником «БратскГЭСстроя» или губернатором, сложно было быть человеком не упрямым, сложно было быть человеком не ершистым. Но это его упрямство, его ершистость были очень человеческими. Он с большой любовью относился к людям и имел огромное терпение, чтобы выслушать других, инакомыслящих».
Военный комиссар Иркутской области генерал-майор запаса Василий Сундарев вспомнил, как в тяжёлые годы Ножиков помогал обеспечивать призыв, решал вопросы мобилизационной готовности. «Он был очень демократичным, если не было возможности принять меня в кабинете, на рабочем месте, он принимал меня дома, я ездил и привозил на подпись нужные документы. За что ему огромное спасибо», – сказал Василий Сундарев.
После многих и многих хороших, тёплых слов воспоминаний всё же чётко всплывает в голове фраза, сказанная около полутора лет назад ещё одним его соратником – председателем облсовета Виктором Игнатенко – в интервью «ВСП»: «Из Ножикова не надо лепить икону. Это был замечательный человек, лучший из тех, с кем я работал, на голову выше многих. Но и у него были ошибки…» Безусловно, как непростая, разносторонняя личность, Ножиков ещё пока по достоинству не оценён. Нет работ, раскрывающих его как человека и как политика, управленца. Хочется, чтобы они были.