«Говорить о выходе на плато преждевременно»
Утро понедельника принесло Иркутской области неутешительные новости по заболеваемости коронавирусом. Плюс 319 человек – это своеобразный антирекорд. Причём только один из «новоприбывших» – вахтовый рабочий. Остальные случаи – местное распространение. Вылечились 68 человек, всего – 1199. 31 человек находится в тяжёлом состоянии. Всего от коронавируса в регионе скончались 20 человек. Ещё 19 человек, у которых был диагностирован COVID-19, умерли от иных заболеваний. О том, с чем связан резкий рост числа заболевших и какие прогнозы эксперты дают на будущее, читайте в нашем материале.
Отголоски майских праздников
Большая часть случаев – 1996 – приходится на областной центр. Здесь среди заражённых 53 вахтовика, 21 приезжий, 81 транзитный пассажир, 1349 заразившихся при контакте, 467 человек выздоровели. На Иркутск приходится также большая часть смертей от вируса: 12 человек официально и 13 значатся как скончавшиеся от заболеваний, не связанных с коронавирусом.
Второе место по распространению занимает город Усть-Кут с 832 заболевшими, 500 из которых прибыли на вахту. 46 человек заразились контактным способом, 284 выздоровели. Два человека умерли (один от COVID, другой – от не связанных с вирусом заболеваний). «Бронза» достаётся Иркутскому району: 430 случаев, включая 32 вахтовика, 12 приехавших и 192 выздоровевших. На карте региона всё меньше территорий, не затронутых коронавирусом. В «зелёной» зоне Жигаловский, Казачинско-Ленский, Киренский, Катангский, Мамско-Чуйский районы.
«Долгое время показатели заболеваемости в Иркутской области находились на низком уровне и составляли 0,79–1,13 на 100 тысяч населения, – рассказал нашему изданию директор Иркутского научно-исследовательского противочумного института Сибири и Дальнего Востока – доктор медицинских наук, профессор Сергей Балахонов. – Однако в конце мая – начале июня начался резкий подъём заболеваемости. Он связан, во-первых, с десятидневным майским отдыхом, во-вторых, с так называемой перевахтовкой. На первых порах были проблемы с обсервацией, медицинским наблюдением вахтовиков. Да и сам завоз их в регион не всегда был организован должным образом. Вахтовики не только дали большой прирост заболеваемости, но и способствовали возникновению локальных очагов инфекции.
– К сожалению, жители региона расслабились на майских праздниках. Хорошая погода, многие пренебрегали масочным режимом и элементарными правилами безопасности: не соблюдали самоизоляцию, не ограничивали контакты. В итоге в отдельные дни в Иркутске фиксировался десятикратный рост заболеваемости на 100 тысяч человек. Подчеркну: росту заболеваемости во многом способствует именно несерьёзное отношение граждан к рекомендуемым мерам.
По мнению Сергея Балахонова, усугубляет положение и имеющее место в регионе несанкционированное открытие ряда торговых точек, а также предприятий общепита. В целом нынешнюю ситуацию по заболеваемости в области нельзя назвать простой. Если говорить о наших соседях, то в Красноярском крае показатель заболеваемости на 100 тыс. населения выше, чем у нас. В Забайкалье показатели примерно похожие, в Республике Бурятия они чуть выше, но там замедлился прирост количества новых случаев. Однако есть территории, где показатели заболеваемости в разы ниже. Это Томская и Кемеровская области, которые проходят стадию стабилизации обстановки. В Иркутской области процент выздоровевших составляет 26, в Красноярском крае выздоровели 33% от общего числа инфицированных, а в Республике Бурятия – более 57%.
«Мы наблюдаем достаточно стабильный тренд на повышение, – отметил Сергей Балахонов. – Поэтому говорить о том, что мы приближаемся к плато, преждевременно. Эпидемиологические показатели не вселяют большого оптимизма. Отмечу, что дальнейшее развитие ситуации во многом зависит от сознательности граждан. Они должны серьёзно относиться к происходящему и соблюдать элементарные правила безопасности».
20% случаев – семейные очаги
Проведённый анализ показал, что в большинстве случаев заболевания в Иркутской области речь идёт о семейных очагах – почти 20%. Больше всего заболевших в возрастной категории 30–49 лет. Это работающие люди, которые посещают торговые центры, места массового отдыха. При этом входящие в группу риска представители старшего поколения – самые дисциплинированные, они стараются соблюдать самоизоляцию.
По данным регионального Роспотребнадзора, показатель заболеваемости в Иркутской области на сегодняшний день –190,4 на 100 тысяч населения. «Хочу обратить ваше внимание, что число выявленных случаев коронавируса выросло в результате обращения населения за медицинской помощью. Это говорит о распространении инфекции внутри региона», – рассказал на заседании оперативного штаба главный санитарный врач Дмитрий Савиных.
На заседании штаба был поднят вопрос о таком подходе к выбору ограничительных мер, при котором они могут быть усилены или ослаблены в зависимости от ситуации в каждой конкретной территории. Напомним, режим самоизоляции в регионе продлён до 21 июня. «В «красной» зоне у нас Иркутск, Иркутский, Усть-Кутский и Бодайбинский районы. Здесь необходимо продолжать самые строгие ограничительные меры. Контролируем масочный режим, самоизоляция для хронических больных и пожилых людей, карантин для контактных лиц – обязательны. Медики отмечают, что очень тяжело проходит лечение у старшего поколения и диспансерных больных. Резкая повсеместная отмена ограничительных мер может спровоцировать вторую волну коронавирусной инфекции», – считает врио губернатора Игорь Кобзев.
Он подчеркнул важность соблюдения ограничительных мер гражданами, которые выезжают на отдых, в том числе на Байкал. «В соцсетях появились кадры с переправы на остров Ольхон и сообщения об очереди на переправу. Меры безопасности там не соблюдаются. Напомню, что запрет на работу гостиниц, баз отдыха, санаториев ещё не снят. Совсем недавно обсуждался этот вопрос. В такой эпидобстановке полное возобновление деятельности предприятий гостиничного бизнеса и организации отдыха пока невозможно», – заявил глава региона.
Он поручил всем профильным ведомствам до середины этой недели проработать спорные моменты, чтобы прийти к единому решению относительно сроков полного или частичного снятия ограничений с организаций индустрии гостеприимства.