Полёты во сне и наяву
Сколько стоят бюджету губернаторские поездки и какую пользу приносят
Перелёты главы региона Игоря Кобзева внутри области, по мнению гражданских активистов, обошлись казне в 18 млн рублей. Мы запросили в пресс-службе правительства подробную информацию и подсчитали, что реальные затраты составили 14,9 млн рублей за 13 рабочих поездок. Три из них были с участием членов правительства России, ещё три полёта без участия главы региона, но по его поручению осуществили его заместители. Сюда же мы добавили один рейс до Братска. А заодно сравнили эти затраты с теми суммами, которые область тратила на вояжи предыдущего губернатора. По данным КСП, в то время 65 млн рублей ушло на презентацию нашей инвестиционной привлекательности. Сумма немалая. Разница в том, как потрачены эти деньги. Левченко ездил в Австрию с оркестром, во Францию и на Кубу с женой. Кобзев мотается по региону, размерами больше Франции и Болгарии, вместе взятых. Тулун, Усолье, Братск – у одного и Вена, Гавана, Сеул – у другого. ВСП решила разобраться в границах между работой и туризмом за бюджетный счёт.
Венские сказки Левченко
Сергей Левченко ввёл у себя при дворе красивую новогоднюю традицию – встречать Рождество в Вене с губернаторским симфоническим оркестром. Такие каникулы он устраивал себе дважды, в 2018 и 2019 годах. Наверное, устроил бы и в этом году, но тут уж губернатор предполагает, а президент располагает. Левченко ушёл с поста, и губернаторский симфонический оркестр поехал в Австрию без губернатора. А новый глава региона Игорь Кобзев предпочёл встречать Новый год в затопленном Тулуне.
Поездка в Вену в 2018 году обошлась бюджету в 10 млн рублей, а вот выручка от продажи билетов на концерт губернаторского оркестра поступила в казну лишь после возбуждения уголовного дела. Вена-2019 тоже вызвала много вопросов. Международные культурные программы и вправду полезны. Но вот чиновничьи трюки «около гастролей» — малопристойны.
Губернатор Левченко был в Вене как бы не губернатором: пресс-служба пояснила, что он там как частное лицо. Но, предваряя эту поездку «за его счёт», на сайте госзакупок был проведён тендер на 2,7 млн рублей на «услуги по организации торговых выставок». Победила компания из Тюмени с уставным капиталом 10 тысяч рублей. В её задачи входила организация девяти официальных встреч. Проводил их в Вене губернатор, тот, который там был якобы в частной поездке. В общем, коррупционный душок около высокого искусства.
Спустя полгода Левченко отреагировал на него во время пресс-конференции в «Клубе региональной политики»: «Друзья мои, вы должны испытывать гордость за нашу область. Редко какому музыкальному коллективу выпадает честь дважды выступать в Венской филармонии». Жизнь в эти четыре года казалась губернатору счастливым сном – один из лучших оркестров Сибири играл не только на его юбилее, но и послушно выезжал с ним, отдыхающим, в столицу европейской классической музыки. Гордость стоит дорого и дивидендов не приносит, это верно. А вот тешить своё тщеславие за бюджетный счёт – дурной вкус, плохой стиль.
Отпуск за ваш счёт
В 2017 году Сергей Левченко 36 раз слетал в Москву. Дважды съездил в командировку в Китай, по одному разу в Монголию, Японию, Арабские Эмираты, Кению и Вьетнам. Всего в 2017 году за пределами региона Левченко был 107 дней. И это не считая отпусков — 37 дней. Поездками по области губернатор не злоупотреблял. Наверное, «экономил» казённые средства. Один раз слетал в Братск, в Ольхонский район, дважды в Киренск и Киренский район. Не летать было нельзя — там сгорела целая деревня Бубновка. На этом и успокоился.
В 2018 году на командировки и вовсе пришлось 124 дня, четыре отпуска разной длины – 46 дней. Время его пребывания в Иркутской области – 195 дней. То есть ровно полгода губернатора просто не было в регионе, и это время было полностью оплачено за счёт наших налогов – зарплату он, судя по бюджетным ведомостям, получал исправно. География поездок тоже изменилась. В Москву он слетал всего 28 раз. Зато заграничных турне прибавилось. И только по региону губернатор больше ездить не стал. Два раза слетал в Братск, по одному в Качуг, Усть-Илимск и Усть-Кут. Итого – 5 перелётов внутри области за целый год.
Зато в рабочем графике появились Париж, Лион и Эвиан во Франции, Улан-Батор в Монголии, Пекин, Харбин и Циндао в Поднебесной, кубинская Гавана, итальянская Верона и белорусский Минск напоследок. Всего восемь раз глава региона выезжал за границу в 2018 году. Каждая поездка длилась до 9 дней, губернатора неизменно сопровождала свита до 15 человек. Австрии в этом списке нет, ведь она была якобы за свой счёт.
По данным КСП, с 2015-го по 2019 год через целевую программу «Повышение инвестиционной привлекательности Иркутской области» было проведено 57,6 млн рублей. Через АНО «Агентство инвестиционного развития Иркутской области» – ещё 6,6 млн рублей. Таким образом, только на презентацию региона потратили 65 млн рублей. Именно по этой статье расходов проходили загранкомандировки областных чиновников и первого лица.
Люкс для «красного» губернатора
Интересно посмотреть на антураж, которым сопровождается рядовая губернаторская поездка. Например, одной из самых дорогих стала «кубинская презентация». Там иркутская делегация из 15 человек (включая сотрудников службы губернаторского протокола) за 9 дней оставила 5,8 млн. рублей. Так совпало, что гостеприимная Куба принимала иркутского лидера в ноябре. В Сибири это один из самых неприятных, депрессивных месяцев. Регион входит в зимний отопительный сезон. Тут вечно что-то лопается, замерзает, ломается. В общем, самое время сгонять в тёплые края – набраться сил перед долгой зимой.
Согласно предоставленной редакции справке, перелёт в Гавану обошёлся в 556 тысяч рублей. Пользование вип-залом – по 6,5 тысячи на каждого в Иркутске, по 25 тысяч рублей – в Москве. В Гаване глава области 9 дней прожил в скромном «люксе», за который иркутские налогоплательщики заплатили по 40 тысяч рублей в сутки. Члены делегации жили скромнее, каждый за 10 тысяч рублей в сутки. Инвесторов с Кубы до сих пор не видно. Но это не важно, кубинцы наверняка до сих вспоминают щедрых сибиряков, которые умеют так работать в командировках, как некоторым не снилось отдыхать.
В мае 2018 года более 1,6 млн рублей ушло на визит губернатора и компании из 7 человек в город-курорт Эвиан во Франции. Шесть дней провели на мировом бальнеологическом курорте, где один номер люкс для губернатора стоил 100 тысяч рублей в сутки. Для помощников сняли номера поскромнее – всего по 12 тысяч рублей в сутки. У нас некоторые медработники в месяц получают меньше, чем оплата гостиницы для губернаторской свиты в день. Опять же перелёт туда и обратно бизнес-классом обошёлся нам в 125 тысяч. Ну и плюс аренда вип-залов, которая только в Москве обошлась в 205 тысяч.
Кстати, каждому члену делегации выдали «суточные» в Эвиане — от 17 704 рубля. Например, у г-на Боброва, который был оформлен помощником губернатора, фактически являясь его охранником, суточные составили 21 068 рублей. Охранник, как и сотрудницы службы протокола, ездили с Левченко практически во все загранкомандировки. Конечно, вдалеке от дома кто-то ведь должен открывать перед губернатором дверь, опускать стекло на дверце автомобиля, подавать пальто. Не говоря уж о необходимости обеспечивать безопасность в империалистических странах.
В Монголии губернатор остановился на сутки в люксе за 50 тысяч. Добавим перелёт бизнес-классом и аренду вип-залов, вот и набежало 206 тысяч рублей за двух человек. В дружественную Белоруссию слетали скромно (за 1,5 млн рублей), но весело. Собрались самые близкие соратники – 15 человек. Трое летели бизнес-классом за 95 тысяч рублей, остальные – эконом-классом за 26 тысяч туда-обратно. А вот люксы в Минске дешёвые, всего 100 тысяч за пять дней. Зато верные соратники нынче дороги, их содержание в гостинице обошлось в 140 тысяч рублей.
Но не только за границей может быть хорошо. Например, 26 мая 2017 года ездили в Санкт-Петербург. Делегация из 9 человек жила в отеле Majestic Boutiqe. За проживание главы региона с 31 мая по 6 июня отдали 199,6 тысячи рублей. За номер повышенной комфортности – 89 тысяч рублей. Например, в такой комнате жила руководитель пресс-службы Ирина Алашкевич. За всю делегацию заплатили 486 тысяч рублей.
Ирина Алашкевич побывала с Левченко в Сеуле, Харбине, Улан-Баторе, Пекине, Токио, Канадзаве, Гаване, Вероне, Минске, Париже, Лионе, Вене. Наверно, после Вены и Лиона она и решила, что жители затопленного Тулуна — сплошное «быдло и алкашня». Чиновница посмотрела мир за казённый счёт, ей теперь есть с чем сравнивать.
Дела партийные
По странному стечению обстоятельств командировки Левченко в Москву зачастую совпадали с графиком важных партийных мероприятий КПРФ. Например, 28 января 2017 года в Подмосковье на семинаре-совещании первых секретарей комитетов региональных отделений КПРФ выступал Геннадий Зюганов. Так совпало, что Сергей Левченко был в этот день в командировке в Москве и вернулся в область 2 февраля. В это время в регионе как раз разгорался скандал с червивыми конфетами в детских новогодних подарках.
С 24 по 28 марта 2017 года Левченко снова был в Москве. А 25 марта в Подмосковье проходил XIII (мартовский) Пленум Центрального Комитета и Центральной контрольно-ревизионной комиссии КПРФ.
Затем 18 апреля 2017 года состоялось заседание Президиума ЦКРК КПРФ. Левченко с 17 по 20 апреля 2017 года – опять в столице.
21 апреля 2017 прошли торжественные мероприятия, посвящённые 147-летию со дня рождения Ленина. 21-22 апреля Левченко летал в первопрестольную за бюджетный счёт.
15 мая состоялось заседание секретариата ЦК КПРФ – с 13 по 15 мая у Левченко командировка в Москву. 27 мая состоялся XVII съезд КПРФ – 26-27 мая командировка в Москву.
20–25 декабря Левченко был в командировке в Москве, 22 декабря состоялся пленум ЦК КПРФ, который рекомендовал съезду партии выдвинуть директора «Совхоза имени Ленина» Павла Грудинина кандидатом на выборах президента. В общем, сплошные совпадения. И все очень удачные. Вплоть до самых последних дней губернаторства. Понятно же, что командировка оплачивается из бюджета. А в ней и партийные дела можно решить. Но получается, за наш счёт.
18 ноября 2019 состоялось заседание Секретариата ЦК КПРФ, на котором обсуждали, как защищать Левченко от критики со стороны СМИ. Конечно, с 18 по 21 ноября Левченко был в командировке в Москве. В общем, продолжать можно долго, но это будет скучно. Достаточно вспомнить самую громкую историю. Когда топило Тулун, Левченко в московском ресторане отмечал юбилей своего партийного босса Зюганова. Это не пленум ЦК, и никто бы ничего не узнал, если бы не фоточки в соцсетях, которые запостили соратники по партии. Думаете, Сергей Левченко за свои деньги летал в Москву, посидеть в ресторане?
Вертолёты Кобзева
Острое расследование гражданских активистов повествует нам, что Кобзев с начала года потратил на перемещения по области 18 млн рублей. Особенно вызывающе, по мнению авторов, выглядит полёт на вертолёте в Усолье (85 км от Иркутска). Проехать это расстояние на машине можно за 1,5 часа, пролететь – за 15 минут. Но цена перелёта – 385 тысяч рублей.
Как следует из справки, предоставленной «ВСП» пресс-службой главы региона, правительство заключило контракты на 12 вертолётных поездок. Ещё один перелёт Иркутск – Братск – Иркутск совершён на самолёте 26 января. На все перевозки, включая рейс до Братска, потрачено 14,9 млн рублей, а не 18 млн, как утверждают авторы расследования.
При этом три полёта (Тулун, Нижнеудинск и Алыгджер) на счету председателя правительства Болотова и заместителя губернатора Дорофеева. Ещё три прошли с участием членов правительства России. 2 марта зампред правительства РФ Виктория Абрамченко летала в Байкальск, а 3 марта – в Усолье-Сибирское. Рабочий график вице-премьера в Иркутской области был чрезвычайно плотным, чтобы в него вписать автопереезды по 200 километров туда-обратно.
При этом и в Усолье, и в Байкальске назревает настоящая экологическая катастрофа. И она оставлена нам в наследство правительством Левченко, которое её не решило. Возможный ущерб не идёт ни в какое сравнение с затратами на вертолёт для Виктории Абрамченко. А 10 марта вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин и полпред президента в СФО Сергей Меняйло летали на вертолёте в Тулун. Их график работы у нас в области тоже был чрезвычайно жёстким.
Игорю Кобзеву остаётся 6 перелётов. 7 января глава региона летал в Тулун и Куйтун. 12 февраля – в Черемхово. 22 февраля – Хужир, Еланцы. 8 марта – Тулун, Нижнеудинск, Братск. 14 марта – Новая Уда и Усть-Уда. 2 мая – Тулун, Алыгджер, Нижнеудинск, Талая, Соляная, Тайшет, Тайшетский район. Звучит не так красиво, как Вена, Париж, Лион, Пекин времён Левченко. Но сдаётся, что для региона эти поездки гораздо полезнее.
По итогам визита вице-премьера Хуснуллина правительство РФ выделит из федерального бюджета более 6 млрд рублей на строительство 12 дамб в зоне прошлогоднего паводка. 20 мая в бюджет области поступило дополнительно 10,7 млрд рублей целевых средств из федерального бюджета. Виктория Абрамченко гарантировала, что проблемы Байкальска и Усолья будут находиться под пристальным контролем федерального правительства. На их ликвидацию также выделят федеральные деньги. То есть «вертолётные» затраты теряются на фоне итогов работы федеральных чиновников в регионе, даже если всё сводить исключительно к деньгам. А ведь безопасность людей куда важнее даже доходов бюджета.
Как мы помним, Левченко в 2018 году летал по области всего пять раз. Но нельзя сказать, что денег на поездки он тратил меньше. Просто ездил не внутри региона, а предпочитал заграничные поездки. Трудно сказать, какой эффект принесла поездка на Кубу, кроме приятных воспоминаний для самого Левченко и членов делегации. Впрочем, сомнительными изначально виделись и результаты его работы в Кении или Арабских Эмиратах.
Любой губернатор летает и будет летать в командировки. Это часть работы первого лица региона. Другое дело, что один летает в экзотические страны со свитой и транжирит бюджетные деньги. А второй мотается по региону, который не выходит из состояния ЧС. И если праздничные вояжи с оркестром ради того, чтобы «гордиться областью», можно сократить, то рабочие поездки главы региона в муниципалитеты просто необходимы. Это важная часть работы.
У каждого свои представления о работе губернатора. И география поездок – лучшее тому свидетельство. Конечно, генерал-полковник Кобзев, выполняя задачи Министерства по чрезвычайным ситуациям, рассматривал вертолёт как средство передвижения, обеспечивающее оперативное участие в разрешении ЧС. Наверняка во главе Иркутской области он будет думать и о бюджетных расходах на перелёты, и об общественном мнении, и об активности оппозиции, и о реакции масс-медиа. И, вероятно, потратит в будущем, без чрезвычайщины, на какие-то поездки долгие часы на машине, а не быстрые на вертолёте. Важно другое. Полёты «во сне» вслед за впервые оценившим себя адекватно – добровольной отставкой – Сергеем Левченко ушли в прошлое. Все следующие полёты – наяву.