Водные процедуры
Дума Иркутска настаивает на разработке программы строительства ливневой канализации
Затопленные дороги, ямы, которые регулярно появляются после схода снега и сильных дождей, – последствия того, что в Иркутске нет централизованной системы ливневой канализации, очевидны. На решение проблемы требуется около 10 млрд рублей. Часть этих денег предусмотрена в разных федеральных, областных и муниципальных программах, связанных с развитием инженерной инфраструктуры и дорог. Но депутаты Думы Иркутска настаивают: действительно эффективным решением должна быть отдельная программа по строительству и реконструкции ливневой канализации.
Централизованной системы ливневой канализации в Иркутске нет, есть лишь разрозненные фрагменты сетей и отдельные коллекторы. «Я неоднократно сталкивался с избирательным подходом при выдаче технических условий застройщикам: кого-то обязывают проложить канализацию до коллектора, кому-то предписывают строительство участка ливнёвки, – заметил председатель городской Думы Евгений Стекачёв. – В итоге какие-то застройщики прокладывают участок канализации, который берётся из ниоткуда и уходит в никуда. Вроде идея-то неплохая, если смотреть стратегически и все эти отрезки соединить, сообразуясь с Генпланом». Однако на практике этого не происходит.
Вдобавок инфраструктура неравномерно развита: сети в основном сосредоточены в центральной части города, в Свердловском и Куйбышевском районах их существенно меньше, а в Ленинском они практически отсутствуют. «Приглашаю вместе с мэром и вице-мэром посетить мой округ, в котором горы чередуются с низинами, – обратился председатель комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству Думы Иркутска Юрий Коренев к исполняющему обязанности заместителя мэра – руководителя аппарата администрации города Андрею Южакову на депутатских слушаниях. – Посмотрите, что там происходит: [во время сильных дождей] кругом топит. Вода идёт по магистралям, расходится налево и направо, тысячи жителей страдают».
«Что толку, что мы делаем дороги?»
Количество иркутян, которых затрагивают подобные проблемы, разработчики программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города не оценивают. Зато они констатируют, что сток всего с 27,6% площади города зарегулирован, а всё остальное попадает в водоёмы – прежде всего в Ангару и Ушаковку – через складки местности. Львиная доля поверхностных стоков при этом сбрасывается без очистки: в городе работают 15 локальных очистных сооружений, мощностей которых явно недостаточно. Загрязняющие вещества от автомобильного транспорта и вовсе не отфильтровываются. К этому следует добавить, что около трети коллекторов находятся в аварийном состоянии, а при существующей плотности застройки есть сложность с выбором коридоров для прокладки новых сетей. В силу этих проблем и того, что ливневая канализация построена разрозненными фрагментами, дорожное полотно на немалой части городских улиц разрушается вследствие интенсивных дождей и таяния снега. «Что толку, что мы делаем дороги? – задал риторический вопрос заместитель председателя комиссии по мандатам, регламенту и депутатской этике Думы Иркутска Александр Перевалов. – Если не отвести воду, дорога разрушается в четыре раза быстрее. Смысл в её асфальтировании, в трате громадных денег просто отсутствует».
К слову, на ремонт дорог в Иркутске в 2020 году предусмотрено 1,6 млрд рублей. Деньги эти город получит по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На строительство и реконструкцию ливнёвки нужно в шесть с половиной раз больше – около 10 млрд рублей. По крайней мере, такая сумма требуется на 104 первоочередных объекта, включённых в актуализированную схему ливневой канализации, на которую во время выступления сослался заместитель председателя комитета – начальник департамента инженерных коммуникаций и жилищного фонда комитета городского обустройства администрации Иркутска Дмитрий Анчутин. В 2020 году планируют завершить строительство одного из них – участка ливнёвки по улице Култукской от перекрёстка с Поленова до пересечения с Космическим переулком. В следующем году ещё один отрезок сети проложат по Верхней Набережной – от развязки Академического моста до дома № 107. Муниципальная программа «Развитие инженерной инфраструктуры. Повышение энергоэффективности» также предполагает строительство коллекторов на Лызина и Красноярской. Помимо этого, в 2021 году завершится реконструкция участка автодороги на улицах Карбышева (от Северной до Ушаковской) и Ушаковской (от Карбышева до Лесной), которая предусматривает строительство локальных очистных сооружений.
«Недостаточно иметь просто набор мероприятий»
«Комитет городского обустройства направлял в министерство жилищной политики и министерство строительства Иркутской области предложение о софинансировании мероприятий по строительству ливневой канализации на территории города, – рассказал Дмитрий Анчутин. – Получены ответы о том, что в случае, если ливневая канализация является элементом автодороги, средства направляются в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В прочих случаях отсутствуют правовые механизмы для предоставления субсидий». При этом, добавил представитель мэрии, проекты строительства и реконструкции дорог предусматривают прокладку ливнёвки с локальными очистными сооружениями. А развитию дорожной сети посвящены уже действующие муниципальные, областные и федеральные программы.
«Учитывая вышеизложенное, разработка отдельной муниципальной программы по строительству систем ливневой канализации нецелесообразна», – заключил зампредседателя комитета городского обустройства.
Депутатов подобный подход не устраивает. «Вопрос ведь звучал не о разработке муниципальной программы, а о разработке программы по строительству ливневой канализации в Иркутске, – заявил Юрий Коренев. – Это не обязательно муниципальная программа – можно [подготовить] и областную». Той же точки зрения придерживаются и другие парламентарии. «В моём понимании программа – это не просто перечень мероприятий, но ещё и финансирование, очерёдность, приоритетность, какие-то критерии оценки и так далее, – отметил председатель комиссии по транспорту, связи и охране окружающей среды Думы Иркутска Алексей Савельев. – Когда мы говорим о том, что ряд мероприятий есть в программе развития инженерной инфраструктуры, а ряд – в «Безопасных и качественных дорогах», – это, наверное, тоже хорошо, ведь конечному потребителю неважно, где они прописаны. Но нам с вами, чтобы отследить все этапы и эффективность достижения конечного результата, недостаточно иметь просто набор мероприятий. Их всё-таки надо объединить в одну программу, которая будет чётко расписана на период, скажем, 15 лет и подкреплена необходимым финансированием».
Коллег в этом поддержал и председатель Думы Иркутска. «Констатировать факт, что у нас в принципе нет ливневой канализации, мы все можем, – резюмировал Евгений Стекачёв. – Мы просто должны в этом все вместе расписаться и с чистого листа придумывать, как из этой ситуации выходить. Моё личное мнение: нужна отдельная программа хотя бы для того, чтобы этой проблеме было уделено должное внимание». В городской администрации согласились с доводами депутатов. Андрей Южаков напомнил, что создание централизованной ливневой канализации в городе было одним из пунктов предвыборной программы мэра Иркутска Руслана Болотова. «Сейчас мы входим в курс дела, – обратился он к парламентариям. – Я надеюсь, что коллеги в комитете [городского обустройства] просто пока ещё не сориентировались, так что мы все вместе посмотрим юридическое обоснование, как это правильно назвать, поскольку программа строительства ливневой канализации вторгается в полномочия других программ. Но саму идею, безусловно, поддерживаем».
Сроки разработки программы строительства и реконструкции ливневой канализации – вопрос пока открытый. Учитывая комплексность проблемы, вице-мэр Дмитрий Ружников предложил для начала провести в июне совещания на уровне администраций округов Иркутска, чтобы с наибольшей точностью определить состояние существующей инфраструктуры, проблемы в её работе и пути их решения. «Если пытаться рассмотреть весь город на депутатских слушаниях, мы, я думаю, часа четыре будем разбираться, – отметил он. – А так по округам сели, ситуацию посмотрели, где непонятно – задали вопросы». Юрий Коренев, в свою очередь, выступил за то, чтобы проблемы сетей ливневой канализации рассмотрели на уровне районов, поскольку обстановка в них существенно разнится. Но с тем, что для их решения нужна единая программа, согласились все участники депутатских слушаний.