Пусть Москва рассудит
«Мусорный» регоператор намеревается вынести ещё один спор с потребителями за пределы Иркутской области
Ещё одно судебное дело, касающееся «мусорного» оператора на юге региона, предлагают рассмотреть за пределами Приангарья. Речь об иске нескольких предпринимателей в Арбитражный суд Иркутской области, в котором они требуют признать недействительным договор между регоператором и подрядчиком, отвечающим за сбор и транспортировку мусора. По ходу его рассмотрения ООО «РТ-НЭО Иркутск», занимающееся обращением с твёрдыми коммунальными отходами, ходатайствовало о том, чтобы передать дело в Арбитражный суд Московской области. Аргумент в пользу этого уже испытан: местная инстанция не может быть объективной и беспристрастной.
Иск о том, чтобы признать недействительным договор между «РТ-НЭО Иркутск» и ООО «ИТК», поступил в арбитраж 11 ноября 2019 года. Истцами по нему выступают две фирмы из Ангарска – ООО «Меридиан» и ООО «Лера» – и иркутское ООО «Инвест-девелопмент». Внимание предпринимателей привлекли проведённые в октябре 2018 года торги, по результатам которых ООО «ИТК» получило право на транспортировку мусора в 31 муниципалитете области – в так называемой зоне «Юг», в которой «РТ-НЭО Иркутск» является региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Они настаивают: для того, чтобы отменить результаты аукционов, есть серьёзные основания.
Добрососедские отношения
Вопросы возникают, даже если бегло прочитать документацию к торгам. К примеру, в один лот был объединён вывоз мусора из территорий, которые не граничат друг с другом. Предмет и другие существенные условия договоров не были прописаны в полной мере. В обосновании максимальной цены контрактов – более 2,3 млрд рублей по одному лоту, 2,4 млрд рублей по второму и почти 2,7 млрд рублей по третьему – содержалась лишь ссылка на подписанное в апреле 2018 года соглашение с министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, по которому «РТ-НЭО Иркутск» стало региональным оператором на юге Приангарья. Иными словами, не был описан порядок формирования цены, как того требует федеральное законодательство о государственных закупках. При этом в договоре на оказание услуг по сбору и транспортировке твёрдых коммунальных отходов, который был заключён по итогам торгов, было прописано право заказчика, то есть «РТ-НЭО Иркутск», в одностороннем порядке изменить стоимость или расторгнуть его, не обращаясь в суд.
Претензии у предпринимателей, подавших иск в арбитраж, возникли и к исполнителю. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области, на которые они ссылаются, в 2018 году в штате «ИТК» не числилось ни одного сотрудника. То есть компания не располагала ни квалифицированными специалистами, ни транспортом для сбора и вывоза мусора. Тем не менее она оказалась единственным участников торгов, которые были признаны несостоявшимися. А в ноябре 2018 года «РТ-НЭО» объявило о том, что с ней заключены договоры по всем трём закупкам. Цена контракта, к слову, оказалась максимальной во всех случаях. Таким образом, расходы в 7,4 млрд рублей на сбор и транспортировку мусора на юге Иркутской области, а также в Бодайбинском, Казачинско-Ленском и Мамско-Чуйском районах в 2019–2023 годах были заложены в тарифы на обращение с твёрдыми коммунальными отходами.
Возможно, этому способствовало то обстоятельство, что учредителем «ИТК» является бизнесмен Вадим Логунов. Вместе с Артёмом Мищенко, соучредителем «РТ-НЭО Иркутск», они, по данным Единого государственного реестра юридических лиц, учредили четыре предприятия. Оба также числятся среди соучредителей регионального отделения общественной организации «Союз казаков-воинов России и зарубежья». Вдобавок обычный поиск в Интернете показывает, что офисы «ИТК» и «РТ-НЭО Иркутск» находятся в соседних зданиях на улице Лермонтова рядом с троллейбусной остановкой «Микрохирургия глаза».
В поисках беспристрастного
Практически все эти факты содержатся в иске, который Арбитражный суд Иркутской области рассматривает до сих пор. Изначально судьёй по делу была Анастасия Васильева, однако в апреле 2020 года она ушла в отставку, и вместо неё назначили Светлану Ибрагимову – председателя третьего судебного состава, который занимается рассмотрением споров, возникающих из гражданских правоотношений. За три месяца до этого представители «Инвест-девелопмента», «Леры» и «Меридиана» направили внепроцессуальное обращение к председателю Арбитражного суда Иркутской области Батразу Алдатову, которое подписали ещё несколько предпринимателей, судящихся с региональным оператором, и председатель координационного совета общественного движения «Иркутская область за справедливую мусорную реформу» Алексей Жемчужников. Они опасались, что действующие в арбитраже неформальные практики могут использоваться для давления на судью Васильеву, которая в прошлом году вынесла решение не в пользу «РТ-НЭО Иркутск». В подтверждение они привели фразу судьи Евгении Кшановской, которая при ссылке на него ответила истцам по другому делу: «К решению Васильевой у состава большие вопросы».
Председатель третьего судебного состава теперь рассматривает иск «Инвест-девелопмента», «Леры» и «Меридиана». На заседании, которое она вела 28 мая, региональный оператор подал ходатайство: привлечь Арбитражный суд Иркутской области к рассмотрению иска в качестве третьего лица, а само дело передать в Арбитражный суд Московской области. Объяснение простое: арбитраж является потребителем услуг «РТ-НЭО Иркутск» и поэтому не может быть беспристрастным и независимым при рассмотрении дела. Похожий аргумент использовал судья Иркутского областного суда Александр Папуша, когда передал в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в Кемерове иск от группы предпринимателей, которые оспаривали приказ регионального министерства жилищной политики о нормативах накопления мусора. В своём решении он приводил аргумент о том, что нормативы «применяются в отношении граждан, проживающих на территории области, хозяйствующих субъектов всех форм собственности, а также учреждений», в том числе областного суда и прокуратуры, и это обстоятельство может «вызвать обоснованное сомнение в объективности и беспристрастности судей, рассматривающих данное дело». Иск в итоге оказался в Верховном суде Республики Бурятия. В апреле его рассмотрение было приостановлено. «Когда я в феврале поднимал тему по замерам, на основании которых были рассчитаны нормативы образования отходов, я отмечал, что в перечень контейнерных площадок для их проведения были включены площадки арбитража и областного суда, – замечает Жемчужников, который является одним из истцов по этому делу. – Это было сделано как раз для того, чтобы ни одна местная инстанция не могла их оспорить и иски пришлось бы передавать в Москву или ещё куда-то».
Арбитражный суд Иркутской области пока рассматривает ходатайство регионального оператора – в заседании объявлен перерыв до 3 июня. Жемчужников, в свою очередь, предполагает: если договор с «ИТК» не признают недействительным, можно ожидать роста тарифа на обращение с твёрдыми коммунальными отходами, поскольку доля затрат на сбор и транспортировку мусора в нём составляет 46%. Вторая по значимости статья расходов – захоронение мусора. Из Иркутска их вывозят на расположенный на Александровском тракте полигон, который принадлежит АО «Спецавтохозяйство». Генеральным директором «Спецавтохозяйства» не так давно стала Тамара Соловьянова, которая несколько лет назад руководила «РТ-НЭО Иркутск». «На этом фоне звучат разговоры о том, что полигон на Александровском тракте практически заполнен и его следует закрыть, – констатирует председатель координационного совета движения «Иркутская область за справедливую мусорную реформу». – В этом случае отходы будут вывозить на полигон «РТ-НЭО» под Ангарском, где стоимость захоронения значительно выше».