Отклонили инициативы
Законопроекты фракции КПРФ не получили поддержки большинства депутатов
Ставки по упрощённой системе налогообложения для малого и среднего бизнеса Приангарья в 2020 году будут снижены до минимально возможных, транспортный налог уменьшен вдвое. Это предусматривает законопроект, который подготовила группа депутатов Законодательного Собрания Иркутской области из фракций «Единой России», ЛДПР, «Справедливой России» и «Гражданской платформы». ЗС приняло его в первом чтении на очередной сессии, которая состоялась 20 мая. При этом были отклонены две инициативы КПРФ, подразумевающие снижение ставок по транспортному налогу и «упрощёнке». Парламентарии подсчитали: если бы их приняли, финансовый эффект для предпринимателей оказался бы на порядок меньше.
Распространение нового коронавируса затронуло всех, но есть те, кто пострадал от него в наибольшей степени. В России это предприниматели и организации, которые работают в 11 отраслях экономики: грузовых и пассажирских перевозках, культуре и организации досуга, физкультуре и спорте, туризме, гостиничном бизнесе, общественном питании, организации конференций и выставок, дополнительном образовании, бытовом обслуживании населения, стоматологии и розничной торговле. По крайней мере, таков перечень, который правительство страны утвердило 3 апреля и с тех пор трижды дополняло. Для тех, кто в него включён, это означает перенос на три месяца срока уплаты всех налогов за исключением НДС и НДФЛ, полугодовой мораторий на подачу заявления о банкротстве предприятий и взыскании с них долгов и штрафов, отказ от проведения плановых и внеплановых проверок. Для малого и среднего бизнеса также предусмотрена отсрочка на полгода выплат по всем налогам, кроме НДС и НДФЛ, и кредитам. Микропредприятия также на полгода освобождены от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды.
В спешке не было смысла
Эти меры поддержки утверждены на федеральном уровне, региональные власти могут расширить их перечень. Группа депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, в которую вошли представители фракций «Единой России», ЛДПР, «Гражданской платформы» и «Справедливой России», предложила, в частности, предоставить ряд налоговых льгот для малого и среднего бизнеса. Если точнее, для предприятий, у которых общий доход за год не превышает 5 млн рублей и минимум 70% этого дохода принёс один из видов экономической деятельности, признанных наиболее пострадавшими от распространения коронавируса. Законопроект, который подготовили парламентарии, предполагает, что в 2020 году ставка для тех из них, кто работает по упрощённой системе налогообложения, снижается до 1%. В том случае, если налог взимается с доходов, уменьшенных на величину расходов, она составляет 5%. Одновременно ставка транспортного налога для всех индивидуальных предпринимателей и фирм, общий доход которых не превышает 5 млн рублей, уменьшена вдвое.
Два аналогичных законопроекта на рассмотрение ЗС вынесли и депутаты из фракции КПРФ. В первом коммунисты предлагают освободить от уплаты транспортного налога предпринимателей, которые занимаются пассажирскими перевозками на автобусах и перевозкой грузов. Второй вводит пониженные ставки по упрощённой системе: 1% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, 5% – если доходы, уменьшенные на величину расходов. Ограничений по доходам нет в обоих законопроектах. Коммунисты настаивали на том, чтобы депутаты рассмотрели обе инициативы как можно быстрее.
Прежде чем их рассмотрят на сессии, все инициативы должны были получить отзывы от правового управления ЗС, временно исполняющего обязанности губернатора Иркутской области, Ассоциации муниципальных образований региона, областных Контрольно-счётной палаты и прокуратуры, а также регионального управления Федеральной налоговой службы. В спешке не было особого смысла: срок уплаты налогов для предпринимателей был перенесён на федеральном уровне. «Принятием сегодня одного из двух альтернативных законопроектов мы не исчерпаем меры поддержки, в которой нуждаются наши предприниматели, – заметил председатель ЗС Александр Ведерников в ходе сессии. – На каждом заседании рабочей группы появляются новые инициативы, которые мы пропустили. Или просто был предложен нереализуемый механизм, который потом не сможет применить налоговая инспекция. Это будет примерно как Буратино с завязанным ртом. Поэтому, уважаемые коллеги, нам нужно двигаться планово».
От частного к общему
Временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Игорь Кобзев в отзывах на законопроекты подчеркнул, что поддерживать инициативы коммунистов нецелесообразно, поскольку есть комплексное предложение от других фракций. Оно, в частности, охватывает 80 видов экономической деятельности, которыми занимается малый и средний бизнес, тогда как законопроекты от фракции КПРФ – 40, в том числе 8, признанных наиболее пострадавшими от распространения коронавируса.
«Следующее различие – сроки действия льгот, – объяснила председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Наталья Дикусарова. – Согласно законопроекту от КПРФ, налогоплательщики смогут пользоваться ими только три квартала, четвёртый остаётся под вопросом. У нас льготы действуют весь налоговый период, весь 2020 год». В Контрольно-счётной палате Иркутской области оценили объём помощи, которую в результате получат налогоплательщики, в 391,6 млн рублей. «Сумма поддержки по одному из альтернативных законопроектов, внесённых КПРФ, – 35 миллионов рублей, 20 из них – в одни руки, одному предприятию, – добавил Александр Ведерников. – Поэтому, когда мы говорим о своих подходах и цифрах, предполагаем помощь как можно большему количеству экономических субъектов».
По мнению руководителя фракции КПРФ Андрея Левченко, за основу всё же следовало взять законопроекты коммунистов, внеся в них необходимые корректировки. Депутат Антон Романов, в свою очередь, предположил, что три инициативы можно было объединить. «По альтернативным законопроектам проводится рейтинговое голосование, – напомнил парламентариям заместитель руководителя аппарата ЗС Алексей Петров. – Каждый из трёх законопроектов будет поставлен на голосование. Каждый депутат по каждому из них определяет свою позицию: за, против, воздержался». Результаты голосования, проведённого после этого, оказались не в пользу коммунистов: их инициативы не поддержали, а законопроект, подготовленный остальными фракциями, приняли в первом чтении.