Сложение потенциалов
Как и почему меняется подход к социальной ответственности бизнеса
Здоровье, качественное образование, достойная работа, разумное потребление ресурсов, партнёрские отношения между предпринимателями и общественниками на местном уровне. Это небольшая часть того, что прячется за словосочетанием «устойчивое развитие». Крупные российские компании, занимаясь благотворительными и социальными проектами, за последние годы проделали путь от разовых акций к комплексному подходу и теперь не только реализовывают собственные инициативы, но и вовлекают в них общественность и малый бизнес.
Компании из России по-прежнему строят капитализм, но в его лице всё больше социалистических черт. К такому выводу приходят авторы специального доклада «Кто оплатит качество жизни», который журнал «Эксперт» опубликовал в прошлом году, ранжировав отечественные крупные корпорации в соответствии с тем, насколько они придерживаются целей устойчивого развития в своей работе. Оказалось, что российский бизнес действует в одном русле с зарубежным и даже в чём-то его опережает. Немало компаний, занимаясь благотворительностью и социальными проектами, придерживались принципов устойчивого развития ещё до того, как Организация Объединённых Наций сформулировала их в конце 2015 года. ООН, для справки, назвала тогда 17 целей – от ликвидации голода и нищеты до сохранения экосистем и борьбы с глобальным потеплением.
Российский союз промышленников и предпринимателей в недавнем сборнике корпоративных практик констатирует, что 95% отечественных компаний считают приоритетной целью достойную работу и экономический рост. Если исходить из отчётности предприятий, то чуть меньшее их количество – 93% – в качестве одной из главных целей рассматривают ответственное потребление и производство. Вместе с этим на инновации нацелены 83% российских компаний. Благоустройству и развитию территорий присутствия, партнёрству с местными сообществами, борьбе с изменениями климата и сохранению экосистем уделяют чуть меньше внимания. Тем не менее эти цели считают приоритетными более двух третей крупных российских предприятий.
Научить, развить, помочь
В Иркутской области одним из крупнейших благотворителей является компания En+ Group. Развитие местных сообществ и повышение уровня жизни в городах присутствия заложены в стратегию компании, которая была сформирована ещё её основателем –известным бизнесменом и меценатом Олегом Дерипаской.
«В территориях живут и трудятся тысячи наших сотрудников и их семьи. Мы заинтересованы в том, чтобы они связывали своё будущее с городами, где работают. Поэтому стремимся к повышению уровня их комфорта, инвестируя в общественные проекты. Они связаны с развитием, здоровым образом жизни, образованием и окружающей средой. И вовлекаются в них, кстати, не только наши работники, но и местные жители», – рассказывает Светлана Чекалина, руководитель проектов по социальной ответственности En+ Group.
По словам Светланы, En+ Group выбрала для себя 7 целей устойчивого развития, в их числе – «Здоровье и благополучие», «Чистая вода и санитария», «Достойная работа и экономический рост», «Чистая энергия», «Ответственное потребление и производство», «Борьба с изменением климата», «Сохранение экосистем». И компания комплексно подходит к достижению сразу нескольких из них, сочетая традиционную благотворительность и новые механизмы взаимодействия с местными сообществами.
В частности, En+ Group является генеральным спонсором иркутского хоккейного клуба «Байкал-Энергия», а также занимается реализацией проекта «На лыжи!» в регионах присутствия и тем самым популяризирует здоровый образ жизни. На достижение цели «Достойная работа и экономический рост» направлена не только деятельность по созданию рабочих мест и достойных условий труда, но и проекты поддержания и развития городской инфраструктуры, образовательные программы для детей и студентов, повышающие качество и уровень жизни населения. Сейчас компания планирует строить детские площадки, разрабатывает проект по устройству вело- и пешеходных дорожек вдоль Иркутской ГЭС, участвует в финансировании модернизации и строительства общеобразовательных школ. Кроме того, En+ Group завершает строительство новой лыжной базы в Тулуне.
«Безусловно, подход к благотворительным программам и, если шире, к социальной ответственности бизнеса изменился, стал программно-целевым», – замечает директор ОГКУ «Ресурсный центр по поддержке некоммерческих организаций Иркутской области» Павел Циколин. Философия экологической ответственности постепенно эволюционирует. В ноябре 2015 года большинство респондентов РСПП занимались экологией только с позиций производственников, то есть с учётом того, как на предприятиях повышают энергоэффективность и внедряют новые технологии, ведут мониторинг воздействия на окружающую среду, повышают безопасность. Стимулирование добровольчества в экологической сфере и поддержку некоммерческих организаций в качестве элемента корпоративной стратегии рассматривали менее 10% из 51 компании, опрошенной РСПП. Сейчас крупный бизнес всё больше внимания уделяет вовлечению общественности в свои проекты.
Например, из идеи провести субботник на берегу Байкала выросла акция En+ Group «360», которая больше не ограничивается разовыми уборками мусора с участием добровольцев. Она предусматривает и экологическое просвещение, и создание туристической инфраструктуры, и формирование экологического мышления в целом. «Эффективности подобных акций очень сильно способствует сотрудничество с большими коммерческими организациями, – отмечает координатор инфраструктурных проектов ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Полина Горбовская. – Дело не в спонсорстве, а во взгляде бизнеса. Вы наверняка видели очень крутые информационные кампании «360». Они охватывают не только тех, кто непосредственно работает на Байкале, они адресованы гораздо более широкой аудитории. Это уже эколого-просветительская деятельность».
«В том, что касается корпоративной социальной ответственности, за последнее время появилась обширная практика, – говорит учредитель компании «Конструкторское бюро бизнес-решений» Юрий Калашников. – Существует Национальный совет по корпоративному волонтёрству, в котором коллеги обмениваются опытом и обсуждают разные механизмы, связанные с поддержкой малого бизнеса и некоммерческого сектора. Появились Центры инноваций социальной сферы – государственные структуры, которые направлены в том числе на поддержку деятельности социальных предпринимателей». При этом компании, которые являются лидерами в области устойчивого развития, увеличивают расходы на благотворительность и социальные программы.
«Десять лет назад даже не было таких понятий»
С течением времени меняется отношение к экологической и социальной деятельности как к бизнесу. «Десять лет назад даже не было таких понятий, как социальное или экологическое предпринимательство», – отмечает Калашников. Сегодня же они постепенно входят в федеральное законодательство. Даёшь работу людям с ограниченными возможностями и малоимущим, решаешь общественную проблему – ты социальный предприниматель. Законодатель констатирует: чаще в эту сферу идёт малый и средний бизнес. Это касается и экологического предпринимательства. Но малый бизнес, решающий социальные проблемы или направленный на защиту природы, нуждается в поддержке крупного. И тот её оказывает.
Чтобы найти новые интересные экологические инициативы на территориях своего присутствия и сделать процедуру поддержки максимально эффективной и прозрачной, в 2020 году En+ Group запустила грантовый конкурс экологических проектов в Иркутске, Байкальске, Усть-Илимске и Дивногорске (Красноярский край). Административными границами городов география не ограничена – площадками могут быть их природные территории, водные объекты и их притоки. То есть Байкал, Ангара и Енисей. В трёх номинациях с грантами до 300 тыс. рублей могут участвовать проекты, направленные на развитие волонтёрских инициатив местных жителей, экологическое предпринимательство и образовательные инициативы. Максимальный грант на поддержку научных, прикладных исследований в области сохранения биоразнообразия и водных ресурсов составляет 500 тыс. рублей. «Бизнес начал грамотно подходить к вопросам пожертвований и социальной политики, – комментирует директор Ресурсного центра по поддержке НКО Иркутской области Павел Циколин. – Он перешёл на систему конкурсных программ и экспертных оценок, проводит отбор, при котором учитываются критерии решения конкретной задачи».
Победители грантового конкурса En+ Group станут известны 15 июня. В то же время компания продолжает реализовывать другие благотворительные и социальные программы, на которые только в Иркутской области ежегодно расходуется несколько сотен миллионов рублей. Этим En+ Group ещё раз подтверждает приверженность главному принципу устойчивого развития: процветание регионов присутствия даёт рост самой компании. Несмотря на всю экономическую турбулентность, компания по-прежнему строит мир со знаком плюс, мир с положительным зарядом.