«Область искусств» расширяет горизонты
204 участника из 22 территорий Иркутской области, сотни работ, выполненных в техниках «живопись», «графика», «декоративно-прикладное искусство», «скульптура». На днях в Иркутске подвели итоги фестиваля «Область искусства», в рамках которого было выбрано «Лучшее произведение изобразительного искусства –2019». Победителей определяли по итогам очного и онлайн-голосования. О том, как формат мероприятия изменил режим самоизоляции, каков уровень работ, представленных на конкурс, и в чём отличия иркутской школы живописи от остальных, нашей газете рассказала организатор фестиваля – руководитель арт-галереи «Диас» Диана Салацкая.
«Область искусств»
– Диана Анатольевна, что из задуманного удалось реализовать в рамках фестиваля, а что – нет? И что в конечном итоге получилось?
– Удалось всё, кроме одного – показа вживую произведений, которые были представлены в музеях и в нашей галерее. Всего было задействовано три площадки, помимо арт-галереи «Диас» речь идёт об Иркутском областном краеведческом музее и Городском выставочном центре имени В.С. Рогаля – филиале Музея истории города Иркутска. Мы планировали показать экспозицию всем желающим, но из-за пандемии сделать это не удалось. В очном голосовании, с помощью которого мы предполагали выбрать лучшее произведение изобразительного искусства, успели принять участие только 154 человека. Поэтому было решено провести ещё и онлайн-голосование.
Голосование в Интернете было максимально простым: без паролей и регистраций, чтобы отдать свой голос смогло наибольшее число человек. Оно получилось по-настоящему народным, результаты лично для меня были просто ошеломляющими. Признаюсь, что не ожидала такого большого охвата: многие работы набирали по тысяче голосов. Голосовали из США, Китая, Великобритании, СНГ. Такой формат позволил существенно расширить возможности фестиваля: работы участников увидело на порядок большее число зрителей, чем если бы мы пошли по пути только очного голосования.
Хочу подчеркнуть важный момент: онлайн-голосование – это не оценка художественных качеств произведения, а скорее показатель активности населения, показатель социального багажа как участников фестиваля, так и его организаторов – сколько у них подписчиков, друзей. Нашей задачей в данном случае было привлечение внимания как к отдельному художнику, так и ко всей культуре изобразительного искусства, графики, декоративно-прикладного искусства в целом. В этом смысле результат превзошёл все ожидания.
Считаю важным, что в условиях самоизоляции нам удалось реализовать главную цель мероприятия – дать возможность профессиональным художникам показать себя, предоставить им площадку. Причём речь идёт как о тех художниках, которые состоят в творческом сообществе, в данном случае это Иркутское региональное отделение Союза художников России, так и о мастерах, получивших художественное образование, но не состоящих в профессиональных организациях.
Представители второй группы, как правило, не имеют возможности выставляться, показывать свои произведения, пишут «в стол». Так происходит по разным причинам, главная из которых – физическая удалённость от районного центра. Многие живут в Тулуне, Усолье-Сибирском, Братске, Зиме. Половина участников фестиваля впервые получили возможность представить свои работы на суд общественности. Их заметили, они познакомились с работами своих коллег.
Следующее наше мероприятие запланировано на 2022 год. Надеюсь, к этому времени ситуация изменится и на фестивале будут щедрее представлены работы членов Иркутского регионального отделения Союза художников России. Это позволит не только привлечь большее количество профессиональных художников, но и выстроить правильную систему голосования: оно будет уже не народным, а профессиональным.
– В рамках фестиваля вам удалось найти самородков в территориях?
– Да, мы заметили несколько авторов, за судьбой которых будем следить. В положении фестиваля сказано, что победителям будет предоставлена возможность организации персональных выставок. Нескольких таких авторов мы уже включили в график выставок. Что такое персональная выставка? Это подведение итогов творческой деятельности, возможность увидеть свои работы в экспозиции. Для художника это очень большая нагрузка – как финансовая, так и организационная. Далеко не каждый имеет такую возможность. Поэтому мы рады помочь.
– Можете подробнее рассказать о художниках, которых вы отметили? Назвать их имена?
– Сразу оговорюсь, что назвать всех нет возможности в рамках публикации. Перечислю только некоторых. Хочу отметить творческий дуэт «ЛеНо», который занял второе место в номинации «Декоративно-прикладное искусство» по итогам онлайн-голосавания. Ребята не имеют профильного образования. Елена Орлова – журналист, а Михаил Топорищев – физик. Они несколько лет участвуют в различных мероприятиях со своими изделиями, выполненными из кожи, металла и так далее.
Ещё пример – Александра Шабалина, она ещё учится на четвёртом курсе Иркутского художественного училища. Она представила довольно нестандартные работы – выполненные из сетки-рабицы, на сетке-рабице. Хотелось бы тоже отметить качество, уровень работ. Он довольно высок. Нам очень хочется, чтобы молодёжь была услышана, поддержана, чтобы она выставлялась. Настоящим открытием для меня стали художники из Тулуна: несмотря на то что летом территория пережила наводнение, ребята не только не опустили руки, они хотят творить. Не буду скрывать: я просто плясала от радости, когда из Тулуна начали поступать заявки на участие в фестивале.
Хочу рассказать об иркутянке Светлане Неупокоевой. Она выпускница Алтайского политехнического университета, несмотря на то что не состоит в творческом союзе, неоднократно выставлялась в музеях. Хорошо выступили братчане: Любовь Пономарёва, выпускница Иркутского художественного училища, представила две работы, одна из которых уже была в экспозиции Иркутского областного краеведческого музея, вторая – вошла в экспозицию «Пантеона победы» в арт-галерее «Диас».
Отдельные слова благодарности нашим мэтрам, принявшим участие в фестивале. В их числе Наталья Алексеевна Бакут – признанный мастер камнерезного искусства, кавалер орденов А.К. Денисова-Уральского и Михаила Перхина, основатель и руководитель творческой студии, Лев Иванович Сериков – заслуженный скульптор России, Владимир Геннадьевич Максимов – живописец, скульптор, архитектор.
Благодарю Александра Михайловича Муравьёва за то, что он, народный художник, не только прислал на фестиваль замечательную работу «Пророк Давид – псалмопевец», но и всячески поддерживал сам проект и обязательно приехал бы на закрытие.
– Как вы оцениваете уровень представленных работ?
– Не все работы одинаково хороши, с другой стороны – на то он и конкурс! Поэтому для нас так важно участие Иркутского отделения Союза художников России, чтобы художники, которые не входят в его состав, могли равняться на сильных. Анализ работ профессионалов дал бы им серьёзный импульс к развитию своего творчества.
– На ваш взгляд, иркутские региональные художники вписываются в тенденции в современной живописи? Или они идут своим, особенным путём?
– Иркутская школа – классическая. Так сложилось, что у нас сильно направление пейзажа, натюрморта, немного портрета и практически нет абстракции. Ближе всего к абстракции – школа народного художника РФ монументалиста Виталия Смагина. Но она наша, сибирская, своеобразная. Смагинцы очень узнаваемы благодаря мощи, таланту, харизме своего учителя. На фестивале художник Александр Подгорный представил свою работу в жанре абстракции, но она больше в современных тенденциях.
– Вы уже решили, в каком формате будет проходить следующий фестиваль изобразительного искусства?
– Мы ещё не успели прийти в себя от нынешнего мероприятия. Только представьте себе: весь этот большой проект с каталогом, экспозицией мы готовили почти год. Команда из 8 человек работала на волонтёрских началах, за свой собственный интерес. Мы рассчитывали на президентский грант, но не удалось его получить. Финансовые спонсоры, которые обещали нам поддержку, по понятным причинам не смогли этого сделать. Пришлось буквально собирать с миру по нитке: каждый составил список своих друзей, партнёров, к которым мы обратились за помощью. В итоге у фестиваля появилось 28 партнёров, которым мы очень благодарны.
Для нас очень важно, что фестиваль был поддержан двумя серьёзными организациями – ВТО «Союз художников России» и лично председателем Андреем Николаевичем Ковальчуком, а также Региональным отделением Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств (Красноярск) и его председателем Сергеем Евгеньевичем Ануфриевым. Это значит, что имена наших художников прозвучали в Красноярске и в Москве. Это очень важно как для участников, так и для нас, организаторов. Кстати, завершится фестиваль осенью в Красноярске выставкой лучших произведений в залах филиала Российской академии художеств.