Счётная палата России признала бюджет Иркутской области дотационным
23 апреля Счётная палата России обнародовала данные по дотационности бюджетов регионов. Анализировались 2017–2018 годы и часть 2019-го. В очередном бюллетене палаты дана независимая аудиторская оценка эффективности предоставления и использования дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектам России, обозначены другие вопросы существующей системы бюджетного федерализма.
Для большинства регионов, в том числе и для Иркутской области, тема является особой и актуальной. Как отмечают в Контрольно-счётной палате Иркутской области, важен сам механизм выравнивания бюджетной обеспеченности на федеральном, региональном, а также на местных уровнях. Этот механизм должен быть направлен на бюджетную консолидацию, приводящую к сокращению дефицита бюджета, повышению доходов, исключению неэффективных расходов.
Также в документе Счётной палаты России оценивается управление региональными финансами в 2017–2019 гг. Как отмечают в региональной КСП, сравнительный анализ оценки качества управления региональными финансами (Минфин России) и оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов (Минэкономразвития России) не выявил явной зависимости между качеством управления финансами и социально-экономическим развитием регионов. Данные оценки зачастую между собой не совпадают, не верифицированы. При этом высокое качество управления государственными финансами не всегда свидетельствует о наличии благоприятных условий для экономического роста региона, повышения качества и уровня жизни его населения.
К примеру, при анализе исполнения областного бюджета в 2019 году и сопоставлении с показателями предыдущего периода КСП области указывала на снижение уровня развития промышленных отраслей экономики, оборота розничной торговли на 0,9%, средней реальной начисленной заработной платы на 4,9%, прирост сводного индекса потребительских цен на 2,3%, увеличение миграционного оттока населения. Аналогичная ситуация имела место и в 2018 году, основные макроэкономические показатели за январь-декабрь 2018 года характеризовались снижением индекса промышленного производства на 3,5%, сокращением денежных доходов населения на 2,1%, увеличением уровня инфляции на 2,3%, приростом просроченной задолженности по заработной плате по отраслям экономики.
Как сообщили в КСП Иркутской области, региональный бюджет в исследуемом периоде времени являлся дотационным: на долю безвозмездных поступлений из федерального бюджета приходилось до 20% доходов, исключением был прошлый год в связи с ЧС (26%). В составе безвозмездных поступлений (это дотации, субсидии, субвенции, иные) дотации составляли: в 2017 году – 9 млрд руб., в 2018 году – 12 млрд руб., в 2019 году – 8 млрд руб., план 2020 года – 5 млрд руб.
Дотация носит нецелевой характер, однако после изменений бюджетного законодательства регион, как получатель дотации, обязан заключить соглашения с Минфином России и выполнять определённые ими обязательства.
В отчете Счётной палаты России отмечены регионы – получатели дотации, не исполнившие обязательства, в том числе Иркутская область.
Так, в соответствии с соглашением между Минфином России и высшим должностным лицом Иркутской области в лице губернатора (в 2017–2019 годах — Сергей Левченко) о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Иркутская область, обеспечивая бюджетную консолидацию, обязывалась не устанавливать с 2018 года новые расходные обязательства, не связанные с прямыми полномочиями органа государственной власти субъекта.
В отчёте отмечено, что Иркутская область не выполнила условие ввиду принятия ряда нормативных правовых актов социального характера. В рамках Федерального закона № 184-ФЗ финансирование полномочий по дополнительным мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан не отнесено к обязанностям субъекта, осуществляется при наличии возможности, к тому же такие средства не могут являться основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. При этом областной бюджет не обеспечил финансирование указанных и иных расходных обязательств в полном объёме. Так, государственные программы Иркутской области не исполнены за 2018 год на общую сумму 3,5 млрд руб.