Путём «десоветизации»
Общественный совет при региональной Службе по охране объектов культурного наследия распущен досрочно
Расформирован общественный совет при Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области, который должен был доработать в действующем составе до декабря. Новый состав планируют утвердить до 22 мая. Такое решение в службе объясняют тем, что стремились избежать конфликта интересов: некоторые члены совета, в том числе его председатель Надежда Красная, занимаются проведением экспертизы памятников, результаты которой потом рассматривают коллегиально. Участники расформированного совета указывают на то, что архитекторы и реставраторы, отвечающие за сохранение культурного наследия, в нём состояли всегда, и в этом никто не усматривал нарушений.
Общественный совет при Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области был расформирован по распоряжению ведомства, подписанному 27 марта. Оно размещено на официальном сайте ведомства, однако дата публикации не указана. «Мы узнали об этом постфактум, – рассказывает член совета, председатель Иркутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Алексей Чертилов. – Вместо того, чтобы обсудить актуальность этого вопроса, нас просто поставили в известность о том, что мы распущены». Произошло это 10 апреля на очередном заседании совета. По словам консультанта отдела правовой работы и осуществления государственного надзора Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Ирины Белой, на нём руководитель ведомства Виталий Соколов объяснил, почему было принято такое решение.
В официальном распоряжении указана только одна причина. Согласно документу, совет при Службе по охране объектов культурного наследия расформирован «в соответствии с подпунктом 3 пункта 19 порядка формирования общественных советов при исполнительных органах государственной власти Иркутской области». Последний гласит, что его можно распустить «в иных случаях, предусмотренных законодательством». «Это судимость, смена места жительства или ситуация, когда человек становится государственным или муниципальным служащим», – трактует эту норму президент Иркутского регионального отделения Союза реставраторов России и президент Общественной организации содействия охране и защите памятников истории и культуры Иркутска Дмитрий Разумов, который тоже входил в состав совета. В областной службе однако указывают на конфликт интересов. «[Некоторые] члены совета состоят в нескольких общественных советах, что создаёт нарушение, – объясняет Ирина Белая. – Конфликт интересов возможен и в том, что акты историко-культурной экспертизы, которые мы направляем на обсуждение общественного совета, составляют его члены».
Под такое определение попадают двое. Первый – Дмитрий Разумов, который является членом общественного совета при Главном управлении МЧС России по Иркутской области, а в состав аналогичной структуры при областной Службе был с восьмой попытки включён несколько месяцев назад. Вторая – председатель общественного совета при Службе по охране объектов культурного наследия Надежда Красная, которая занимает должность заместителя директора ООО «Сибирский научно-исследовательский проектно-реставрационные институт «Наследие». «Наследие», для справки, занимается оценкой памятников деревянного зодчества и их реставрацией. «Надежда Натановна – аттестованный эксперт и занимается этим по федеральному праву, – возражает Алексей Чертилов. – Ставить это в зависимость от присутствия в совете, мягко говоря, нетактично. В любом случае подобные вопросы надо решать в рабочем порядке».
Представители службы на это отвечают, что «актуализация» состава совета не нарушает права его членов. До 13 мая они могут подать документы на включение в его новый состав на общих основаниях. Порядок формирования совета при этом не меняется: пять кандидатур выставляет Общественная палата Иркутской области, пять – общественные организации. Разумов и его коллеги, в свою очередь, настаивают: они могли доработать до декабря нынешнего года. То есть до того момента, когда по законодательству истекли бы полномочия действующего состава совета и был бы сформирован новый. «Чтобы не возникло понимание, что баба Яга против: я лично очень доволен работой совета, тем, что мы действуем конструктивно, – подчёркивает Дмитрий Разумов. – Я бы отметил, что Виталий Соколов отличается от предыдущих руководителей службы с точки зрения глубины понимания вопроса и взаимодействия с нами. Но мы в принципе не согласны с его позицией о досрочном роспуске. У нас есть право согласиться с его доводами или нет. И мы считаем, что должны в этом составе доработать до декабря, а там сформировать на два года новый совет и сотрудничать дальше».