За фасадом капремонта
Депутаты Думы Иркутска предложили внести поправки в областной закон
Управляющие компании и местную администрацию подключат к капитальному ремонту жилья. Такова одна из основных поправок, которые депутаты Думы Иркутска предложили внести в соответствующий областной закон. Остальные поправки подразумевают, что при капитальном ремонте будут заботиться об энергосбережении, а подрядчиков обяжут сохранять внешний вид зданий неизменным. Инициативу одобрили на депутатских слушаниях в Думе Иркутска, которые состоялись 25 марта. Ожидается, что уже в апреле её рассмотрит Законодательное Собрание Иркутской области.
Капитальный ремонт ровно 200 домов запланирован в Иркутске в 2020 году. Самый старый из них – двухэтажная «деревяшка» на углу улиц Богдана Хмельницкого и Дзержинского, которая была построена 113 лет назад и сегодня является архитектурным памятником. Всего в перечне числятся 36 объектов культурного наследия, большая часть которых возведена в 1917 году. А самым современным зданием в списке является девятиэтажка на бульваре Рябикова, в пристрое к которой располагается супермаркет «Слата». Такие сведения, по крайней мере, содержатся в официально утверждённом краткосрочном плане реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области, которая рассчитана на 2014–2043 годы.
Согласно документу, за 2020 год во всём регионе должны отремонтировать 606 зданий. Но на практике речь идёт о 1355, потому что остались дома, где работа не была завершена в 2018-2019 годах. «К Фонду капитального ремонта [многоквартирных домов Иркутской области] предъявляется достаточно много претензий, в том числе со стороны собственников жилья и общественных организаций, – сообщил заместитель председателя комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству Думы Иркутска Александр Сафронов. – В связи со сменой руководства фонда происходит реорганизация его работы. По этому поводу были проведены совещания у временно исполняющего обязанности губернатора Иркутской области Игоря Кобзева, мы направляли предложения исполняющему обязанности заместителя председателя правительства региона Руслану Болотову, был выезд с председателем Законодательного Собрания Сергеем Соколом. В результате появились изменения в областной закон № 167 [«Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»] для того, чтобы сделать работу фонда более прозрачной и понятной для жителей и, самое главное, более эффективной».
По фасаду, а не по паспорту
Ключевыми являются три предложения. Первое – привлечь управляющие компании к составлению дефектных ведомостей, исходя из которых определяют объём капитального ремонта, и к приёмке работ. «В настоящее время такая норма в областном законе отсутствует, – объяснил Александр Сафронов. – Управляющие компании и органы местного самоуправления исключены из процесса обследования многоквартирных домов и составления ведомостей. Это приводит к тому, что во многих домах выполняются работы, которые реально не нужны». В этом, к примеру, мог убедиться председатель Думы Иркутска Дмитрий Ружников во время совместного выезда с Сергеем Соколом, который в начале марта возглавлял Законодательное Собрание региона. Из-за ошибки в смете значительная часть денег, предназначенных на капитальный ремонт дома № 10 в Пионерском переулке, ушла на реконструкцию кровли, а средств на обновление фасада уже не осталось. Как следствие, сегодня существует реальная угроза обрушения балконов, выполненных в узнаваемом конструктивистском стиле. Жильцам дома № 3 на Грязнова, наоборот, предложили отремонтировать фасад вместо кровли, но те проголосовали против. И это всего два примера, которые были рассмотрены только на одном выезде парламентариев.
Второе предложение депутатов городской Думы заключается в том, чтобы включить изготовление паспортов для фасадов зданий в перечень работ по капитальному ремонту. Цель двоякая: с одной стороны, сделать так, чтобы подрядчики не были вынуждены оформлять документ за свой счёт, с другой – сохранить облик домов, что особенно актуально для исторического центра Иркутска. «От этого будет зависеть внешний вид здания, то, как будут выглядеть фасады и кровля, – объяснил заместитель председателя комиссии по ЖКХ. – Изготовление паспортов должно привести к тому, что будет контроль за общим внешним видом со стороны действующей Службы по архитектуре в администрации Иркутска». Парламентарий при этом считает, что средств Фонда капитального ремонта недостаточно для того, чтобы привести в порядок фасады зданий в городе, поэтому необходима отдельная региональная или даже федеральная программа.
Третья задача, на решении которой настаивают депутаты, – повышение энергоэффективности зданий при капремонте. К этому косвенно подталкивает федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». А требования энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, которые Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России утвердило в 2017 году, распространяются на все отапливаемые здания, которые проходят капремонт. Однако в 2014 году статья о возможности замены коллективных счётчиков тепла и электричества вместе с проведением других мероприятий по энергосбережению была исключена из областного закона, действующего в Приангарье.
Связать три программы воедино
Есть и другие вопросы к тому, как организован капитальный ремонт в регионе. Председатель комиссии Думы Иркутска по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству Юрий Коренев указал на проблему предаварийных домов, которые официально не признаны аварийными. Их жильцы платят взносы, несмотря на крайне высокую вероятность того, что здание снесут до того, как подойдёт его очередь на капитальный ремонт. «В Иркутске насчитывается несколько сотен ветхих и аварийных домов, из которых как минимум половина не признаны таковыми, – заметил Юрий Коренев. – Для признания необходима независимая экспертиза, на которую нужны деньги собственников жилья. Как правило, это малоимущие граждане, которые неохотно идут на такие траты. Мы не раз поднимали вопрос о том, насколько реально законодательно проработать возможность выделения денег для инвентаризации домов, которые не признаны ветхими и аварийными. Во-первых, мы бы исключили их из очереди на капремонт, чтобы не обманывать жителей, а во-вторых, помогли бы им войти в реестр ветхого жилья и федеральную программу по его расселению».
Заместитель генерального директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области Валерия Кошечкина в ответ указала на перечень работ, содержащийся в областном законе. В нём есть в том числе проведение технических обследований и экспертизы. По решению собственников жилья может быть проведена и независимая экспертиза. Однако решение о признании дома аварийным принимают муниципалитеты, поэтому необходимо наладить взаимодействие с ними. «У нас в городе порядка 300 тысяч квадратных метров жилья признано ветхим и аварийным, – взял слово вице-мэр Иркутска Руслан Болотов. – Другая архиважная проблема – дома 335-й серии. Многие из них находятся на грани физического и морального износа, они тоже могут быть аварийными. Программа по ним сформулирована, задачи есть, механизм отлажен. И есть капитальный ремонт. Нужно сочленить все три программы. Тогда у жителей будет меньше вопросов».
В Иркутске, в частности, существует муниципальная программа капитального ремонта жилья, которая действует до 2021 года. На 70% она финансируется из местного бюджета, на 30% – за счёт собственников. Александр Сафронов предложил направить часть средств по ней на техническое обследование домов, что позволило бы ускорить сроки ремонта тех домов, которые нуждаются в нём в первую очередь. Или – в зависимости от результата – признать их ветхими либо аварийными. «Ускорение было бы значительным», – подчеркнул депутат.
По этой причине его предложения одобрили на депутатских слушаниях. Председателю Думы Иркутска поручили направить их в Законодательное Собрание. От того, чтобы выступить с законотворческой инициативой, отказались, поскольку в этом случае процесс внесения изменений в областной закон о капремонте затянется. «Поправки очень важные, они существенно улучшат взаимодействие между всеми органами власти и добавят открытости в работу Фонда капитального ремонта, – заключил депутат Александр Квасов. – Поэтому, я думаю, нужно проработать механизмы кратчайшего их внесения в Законодательное Собрание и прохождения по всей процедуре». Предполагается, что предложение о корректировке закона на областном уровне рассмотрят уже в апреле.