«Чёрные дыры» капремонта
Депутаты Законодательного Собрания попытались выяснить, куда уходят деньги, собранные на капитальный ремонт жилья
Замена крыши вместо реконструкции осыпающегося фасада, демонтаж светильников, которые проработали всего несколько лет, затягивание сроков ремонта. Таковы результаты работы Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области как минимум в двух домах областного центра. В этом убедились председатель Законодательного Собрания региона Сергей Сокол и глава городской Думы Дмитрий Ружников, побывав с проверкой по нескольким адресам. И пришли к выводу, что необходимо коренным образом менять схему взаимодействия областных и муниципальных властей с Фондом капремонта, а также совершенствовать действующее законодательство.
Профессиональный архитектор укажет на переосмысленные приёмы конструктивизма, обычный иркутянин, скорее всего, первым делом заметит прорехи в штукатурке и ужасное состояние балконов: из-под выкрошившегося бетона проглядывают толстые прутья арматуры. Этим привлекает внимание дом на углу Пионерского переулка и улицы Литвинова – последнее творение Казимира Миталя, в значительной мере повлиявшего на облик центра Иркутска. В 1933-1934 годах его построили для сотрудников УНКВД по Восточно-Сибирскому краю. Впервые дом № 10 в Пионерском переулке отремонтировали ещё до 1970 года. Часть необходимых работ сделали в 2016 году, однако внешне это не так просто заметить.
– Здесь уже сделали капремонт? – председатель Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Сокол скептически оглядывает стены.
– Да, – отвечает старшая по дому Марина Шабалина.
– Вот вы прямо сейчас не шутите?
– А что, похоже, что я шучу?
Три с небольшим года назад в подвале здания отремонтировали несущие стены. Во всём доме также заменили водопроводные трубы и электрику, смонтировали новые водостоки, установили пластиковые окна в подъездах и перестелили кровлю. К сотрудникам компании «Курс», которая выиграла торги по линии Фонда капитального ремонта Иркутской области, у жильцов претензий нет – свою работу подрядчик выполнил добросовестно. Вопросы вызвала сама организация капитального ремонта. Для начала смету на реконструкцию кровли составили, исходя из того, что её площадь составляет всего 80 квадратных метров, тогда как на самом деле она больше в 10 раз. Когда подрядчик уже приступил к работе, выяснилось, что менять нужно не только покрытие, но и стропила. В итоге на ремонт крыши были переброшены деньги, предусмотренные на обновление фасада. О том, что состояние последнего представляет реальную угрозу жизни и здоровью горожан – в августе 2013 года кусок штукатурки упал на голову маленькой девочке, за что управляющую компанию оштрафовали, при этом забыли. К слову, затраты на укрепление балконов в смету не были включены.
Программа есть, ремонта не было и нет
«Фасад обещали сделать в 2017 году, – рассказывает Марина Шабалина. – После этого я в течение 2017-го, 2018-го и 2019-го приходила в Фонд [капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области], там были разные руководители, но общая позиция была такова: сколько дом соберёт денег, на столько нам и сделают. Мне так и говорили: «За тридцать лет (действующая региональная программа капитального ремонта рассчитана на 2014–2043 годы. – Авт.) вы соберёте четыре с лишним миллиона, а мы вам уже на семь сделали». За прошедшие три года было выдано судебное предписание о запрете эксплуатации верхнего из трёх полукруглых балконов, которые выходят на перекрёсток улицы Литвинова и Пионерского переулка. В прошлом году прокуратура обязала Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области отремонтировать фасад дома. Его жильцы проголосовали на общем собрании собственников жилья за подготовку соответствующего проекта. «В конце прошлого года я попросила фонд предоставить проект на укрепление наших балконов и смету на ремонт фасада – как собственники, мы имеем на это право, – продолжает Шабалина. – Мне предоставили старую документацию, сказав, что проекта нет, опять написали: «Сколько денег вы соберёте, на такую сумму вы вам и сделаем ремонт».
Собственники жилья при этом перечисляют взносы на счёт регионального оператора капремонта – в «общий котёл», в который скидывается большинство жителей. Дом № 10 в переулке Пионерском не значится в опубликованном на официальном сайте регоператора списке домов, жильцы которых перечисляют деньги только на нужды своего дома – на спецсчёт. Подобную схему, к слову, выбрали владельцы квартир только в 104 из 14 997 многоквартирных домов, расположенных в Иркутской области, причём 36 из них находятся в областном центре. В остальных случаях действует статья 179 Жилищного кодекса России, которая гласит, что средства на счетах регионального оператора «могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счетах этого же регионального оператора». Единственное уточнение, которое содержит областной закон «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», заключается в том, что они должны быть расположены в одном городе или районе.
«У нас высокая собираемость взносов – 70%, – констатирует Сергей Сокол. – На счетах Фонда капремонта скопилось 4,5 миллиарда рублей. Это серьёзная сумма, которая почему-то лежит без движения».
Ремонт фасада и укрепление балконов в доме в Пионерском переулке обойдутся примерно в 7 миллионов рублей. Такая же сумма была затрачена на работы в 2016 году, тогда как полная смета составляла 9,2 млн рублей. «Остаток» никто так и не израсходовал.
На официальном сайте Фонда капитального ремонта Иркутской области содержится информация о том, что в соответствии с региональной программой дом по адресу: г. Иркутск, переулок Пионерский, 10, «включён в периоды 2014–2016, 2017–2019 годов». Но с 2016 года никакие работы здесь так и не проводились. «Мы в целях обеспечения безопасности прохожих срубаем бесконечно отслаивающуюся штукатурку, чем ещё больше усугубляем состояние стен», – замечает директор ООО «Правобережное управление ЖКС» Жанна Максимова.
Законодательное Собрание Иркутской области и Дума Иркутска готовят по этому поводу запрос в региональный Фонд капитального ремонта. На уровне областного закона уже закреплена необходимость включать представителей органов местного самоуправления в комиссии, которые принимают результаты работы подрядчиков. Парламентарии намерены добавить к ним сотрудников управляющих компаний и самих жильцов. Федеральное законодательство, в свою очередь, предусматривает бюджетные субсидии в тех случаях, когда собственники квартир не могут полностью оплатить капремонт.
– Бывают разные дома, разное состояние и количество жителей, – заключает Сергей Сокол. – Там, где необходимо добавлять деньги, надо…
– Добавлять, – подсказывает Шабалина, в доме которой насчитывается 31 квартира.
– Надо оказывать дополнительную поддержку из бюджета, – уточняет спикер ЗС. – Точнее, из бюджетов, поскольку есть разные программы: и муниципальные, и областные, и федеральные. Должна быть система. А сейчас вместо системы какая-то «чёрная дыра» в тумане. Ничего не понятно: деньги уходят, а какой будет результат, никто не знает.
«Эпопея с переносом фасада на крышу»
Если в Пионерском переулке заменили кровлю, забыв про фасад, то в случае с домом № 3 на улице Грязнова в Фонде капитального ремонта Иркутской области решили сделать наоборот. «В конце этого лета подрядчик по ремонту перезвонил мне и предложил встретиться с собственниками жилья, а на собрании – выбрать краску для фасада, – сообщает старший по дому Алексей Исполатов. – То есть какие-то работы, которые нам необходимы, не согласовали, а решили, что приоритетнее сделать фасад. Мы отказались. Эпопея с переносом фасада на крышу продолжается до сих пор». При этом в доме заменили электрические коммуникации, но не отремонтировали трубы теплоснабжения, состояние которых не позволяет добиться должной температуры в квартирах на последних этажах. При этом, к примеру, демонтировали проводку и заменили светильники в подъездах, которые несколькими годами ранее установила управляющая компания. «То есть подошли к этим работам, как я понимаю, не совсем комплексно, – заключает старший по дому. – Есть и другие проблемы, которые остались у нас после ремонта».
Первый заместитель министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Роман Орноев, ссылаясь на разговор с представителями Фонда капремонта, объясняет: из-за того, что собрание жильцов не состоялось, перечень работ определил муниципалитет. «Но нас-то не уведомили, – возражает Алексей Исполатов. – Живём здесь продолжительно, но таких собраний, чтобы обсудить необходимые работы, не проходило». Тем не менее в 2020 году крышу дома планируют заменить. По крайней мере, в этом уверяет главный инженер Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области Александр Попов, который стал исполняющим обязанности руководителя организации, после того как 31 января с поста генерального директора ушёл Константин Рассолов. «Предлагаю: делаем крышу, смотрим на собираемость [взносов] и стоимость тех видов работ, которые можно выполнить», – говорит он.
До того жильцов дома поставили перед выбором: обновить либо крышу, либо фасад. Альтернатива – увеличить плату за капитальный ремонт. «Не могут поднять собираемость только по одному дому – это «общий котёл», поэтому требуется комплексное поднятие платы по всему региону», – подчёркивает Орноев. Для справки: минимальные ставки взноса на капремонт на юге Иркутской области составляют от 3,41 рубля за квадратный метр общей площади квартиры в домах с печным отоплением до 7,87 рубля за квадрат в благоустроенных зданиях с лифтами. На севере они варьируются от 3,90 рубля до 8,39 рубля соответственно. При таких расценках на исполнение региональной программы капремонта предусмотрено чуть более 2,53 млрд рублей. Всё это деньги собственников, бюджетное финансирование не предполагается. За счёт них планируют отремонтировать 606 зданий по всей Иркутской области.
Две-три заплатки
Однако некоторым из домов, ремонт которых отложен на более поздний срок, он требуется уже сейчас. В доме № 289 на Лермонтова – иркутяне постарше помнят, что здесь долгое время располагался магазин «Академкнига», младшему поколению здание знакомо благодаря музею занимательной науки «Экспериментарий» – подтекает крыша. «Почти во всех квартирах на верхних этажах протекает, – объясняет старшая по дому Капитолина Глянько. – Там, куда сток идёт, каждый год ставим по две-три заплатки, ремонтируем постоянно». Причина в самом устройстве плоской кровли: за парапетом со стороны Лермонтова скапливается снег, который не тает до мая. Неудовлетворительное состояние крыши подтвердила техническая экспертиза, которую за свой счёт заказали жильцы. Тем не менее пока на сайте Фонда капремонта пятиэтажный дом, построенный в 1973 году и изношенный на 37%, значится как исправный, а работы по нему запланированы на 2026–2028 годы.
«Это пример того, что могут сделать жители, чтобы самим решить проблему, – отмечает Александр Попов. – Они сделали экспертизу, подали документы в министерство жилищной политики, и у них произошло ускорение по программе [капитального ремонта] на 2021 год». Впрочем, официально эта договорённость ещё не оформлена. В той редакции краткосрочного плана реализации в 2020–2022 годах региональной программы капремонта, которую министерство жилищной политики утвердило 10 февраля, здание не упоминается. Документ, надо сказать, даже при поверхностном изучении вызывает немало вопросов. Согласно ему, в частности, капремонт девятиэтажек на Лермонтова, Костычева или в Радужном микрорайоне, построенных в 1987–1992 годах, запланирован одновременно с обновлением панельных хрущёвок начала шестидесятых или даже деревянных домов, возведённых в 1917 году. Более того, одноэтажная «деревяшка» 1886 года постройки на Госпитальной улице внесена в план на 2022 год.
«Нам поступает огромное количество жалоб по работе Фонда капремонта, – резюмирует председатель Законодательного Собрания Иркутской области. – Денег на его счетах много, а куда они расходуются, что люди получают за свои кровные – большой вопрос, с которым мы сейчас разбираемся. На одной из сессий Законодательного Собрания мы будем проводить парламентский, правительственный или муниципальный час, чтобы так или иначе обсудить эту тему с участием всех заинтересованных сторон». Временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Игорь Кобзев, в свою очередь, поручил подготовить официальное распоряжение, которое позволит использовать проценты, накопившиеся на счетах Фонда капитального ремонта. Председатель Думы Иркутска Дмитрий Ружников отмечает, что с очередной сменой руководства организации меняется и схема её работы. «Перед нами стоит задача сформировать совместный план деятельности регионального правительства, Фонда капремонта, муниципалитетов и Законодательного Собрания, чтобы создать систему, при которой люди понимали бы, что происходит с их деньгами, – соглашается с коллегой-парламентарием Сергей Сокол. – Мы будем коренным образом пересматривать работу этой организации, чтобы она перестала быть «чёрной дырой», куда средства уходят и непонятно как расходуются – без учёта приоритетов и мнения жителей и с большими ошибками при проектировании, а также с несоблюдением сроков. Думаю, мы исправим ситуацию в ближайшее время».