Лекарство для медицины
Модернизация первичного звена здравоохранения в Иркутской области оценивается почти в 100 миллиардов рублей
Решение проблем первичного звена здравоохранения в Иркутской области требует половины годового бюджета региона. На строительство и реконструкцию фельдшерско-акушерских пунктов, подготовку кадров и укомплектование медицинских учреждений оборудованием, внедрение цифровых технологий, закупку автомобилей и ремонт дорог для того, чтобы обеспечить безопасную транспортировку пациентов, необходимо 98,6 млрд рублей. Именно столько предусмотрено в проекте региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения на 2020–2024 годы, которой был посвящён депутатский час на февральской сессии Законодательного Собрания Иркутской области. На долю областного бюджета приходится 9,4 млрд рублей, то есть меньше одной десятой, остальные 89,2 миллиарда – «дополнительное финансирование». «Если хотя бы 50% этого объёма мы получим, это будет наша большая заслуга», – заметила исполняющая обязанности министра здравоохранения Иркутской области Наталья Ледяева.
Четыре пятых – на зарплаты, одну – на развитие. Так на медицину расходуются бюджетные средства в Приангарье и в подавляющем большинстве регионов России. «Такой подход – это приговор развитию, – констатировал уполномоченный по правам человека в Иркутской области Виктор Игнатенко. – Мы только пытаемся как-то удержать ситуацию, чтобы она не развалилась, поддержать систему здравоохранения в рабочем состоянии».
Совмещают и будут совмещать
Хроническое недофинансирование очевидно – о нём говорит каждый показатель, так или иначе характеризующий работу медицины. Например, в медучреждениях Иркутской области работает только 59,46% от необходимого количества врачей и 68,3% медсестёр. Где-то, как в Баяндаевском, Ольхонском и Осинском районах, ситуация лучше, а в Катангском или Балаганском районах – намного хуже. Коэффициент совместительства в среднем по региону составляет 1,6. У некоторых специалистов он достигает 1,8–1,9, то есть врачи вынуждены работать на две ставки. При этом одна из целей национального проекта «Здравоохранение» заключается в том, чтобы к 2024 году коэффициент совместительства у медиков снизился до 1,2. Региональные власти признают: в Приангарье её достичь не получится. «К 2024 году мы планируем амбициозную задачу – снизить коэффициент совместительства до 1,39, – сообщила исполняющая обязанности министра здравоохранения Иркутской области. – Если это произойдёт, этого будет достаточно».
Такова лишь одна из целей, которых планируется достичь за счёт реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения – поликлиник, амбулаторий, отделений врачей общей практики, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, районных и центральных районных больниц в сельской местности и малых городах. В общем, той части системы, с которой непосредственно контактируют пациенты. Проект региональной программы её модернизации, рассчитанной на 2020–2024 годы, обсуждался на депутатском часе.
В первую очередь документ предусматривает создание новой инфраструктуры медицинских организаций. Запланировано, в частности, строительство 331 фельдшерско-акушерского пункта. «Они сегодня существуют, но находятся в достаточно ветхих зданиях тридцатых годов постройки, в которых практически никогда не было ремонта, – пояснила Наталья Ледяева. – С учётом требований законодательства для территорий с численностью населения менее 100 человек мы планируем приобретать не модульные фельдшерско-акушерские пункты, а передвижные комплексы. Это позволит охватить все мелкие населённые пункты первичной медико-санитарной помощью».
Цель выглядит амбициозной на фоне того, что из 21 фельдшерско-акушерского пункта, строительство которых было запланировано в 2019 году, фактически построены только 12. При этом до начала нынешнего года ни один из них не был передан на баланс медицинского учреждения. «Мы активизировались в январе и феврале, и сегодня эта работа проделана, – заверила Наталья Ледяева. – Остался только один фельдшерско-акушерский пункт. Сейчас учреждение готовит документы для получения санитарно-эпидемиологического заключения и лицензии на осуществление медицинской деятельности». При этом до сих пор не обеспечено электроснабжение четырёх из 16 фельдшерско-акушерских пунктов, деньги на строительство которых были направлены из резервного фонда правительства РФ ещё в 2018 году. Минздрав пытается решить эту проблему совместно с министерством строительства и дорожного хозяйства и Управлением капитального строительства Иркутской области.
«Получить бы половину»
Помимо строительства новых медицинских учреждений проект региональной программы предусматривает и их наполнение оборудованием. В нём запланирована закупка более 19,6 тыс. единиц техники – от сложных высокоточных приборов до простых мелких инструментов. С учётом амортизации и технического состояния медицинских автомобилей в министерстве здравоохранения также намерены заменить 429 машин – 62% действующего парка. Запланирована покупка ещё 189 машин. В общей сложности на замену и приобретение транспорта заложено 736,1 млн рублей. Затраты на модернизацию транспортной инфраструктуры оцениваются более чем в 24 млрд рублей. Речь идёт прежде всего о ремонте дорог областного и муниципального значения, обеспечивающих проезд населения до медицинских организаций и врачей до места жительства пациентов.
Ещё одна часть региональной программы – строительство жилья для врачей. Проект также предусматривает подключение к Интернету до 2024 года 98% фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов (сегодня выход в Сеть имеют всего 10%). «Мы можем какие угодно строить планы и выделять много денег, но остаётся вопрос кадров, – заметил Виктор Игнатенко. – Сегодня престиж профессии врача упал по целому ряду объективных и субъективных причин. На мой взгляд, здесь надо очень серьёзно подумать и выработать ряд эффективных мер подготовки и поддержки медицинских кадров. Без такого серьёзного подхода многие наши планы не будут выполнены».
В ответ на это Наталья Ледяева обратила внимание на концепцию кадровой политики в здравоохранении, которую её ведомство разрабатывает вместе с медицинскими вузами. Документ предусматривает, к примеру, увеличение числа биологических классов в школах. Минздрав, в свою очередь, намерен увеличить квоты целевого приёма в медицинские вузы. В программу модернизации первичного звена здравоохранения также заложено приоритетное обеспечение медиков служебным жильём. Вдобавок предусмотрено утверждение и поэтапное введение отраслевой системы оплаты труда. Затраты на это в тех документах, которые министерство представило на депутатском часе, не оцениваются. Однако в проекте региональной программы написано, что расходы на её реализацию оцениваются в 98,6 млрд рублей. Доля областного бюджета невелика – менее 9,4 млрд рублей. Остальное приходится на «дополнительное финансирование».
– Мы поставили достаточно значительные объёмы финансирования, – подчеркнула Наталья Ледяева. – И если хотя бы 50% получим, это будет наша большая заслуга.
– Вы говорите: «Получить бы половину». Неужели нам не удастся получить весь объём денежных средств? – спросил заместитель председателя ЗС Кузьма Алдаров.
– Мне вчера [член Совета Федерации от Иркутской области] Сергей Фатеевич [Брилка] сказал, что он поедет вместе с нами защищать эту программу, – ответила исполняющая обязанности министра. – На всю Россию выделено 550 миллиардов. Мы программу сделали такой с учётом наших региональных особенностей – отдалённости, протяжённости, плотности населения. Будем прикладывать все усилия для того, чтобы по максимуму её защитить.
Земля дороже клиник
Частности вызывают даже больше вопросов, чем общие цели региональной программы. На одну из них депутат ЗС Андрей Маслов обратил внимание вместе с парламентариями из Думы Иркутска. «Городская больница № 5, восемь объектов – деревянные здания, разбросанные в радиусе полутора километров, – уточнил он. – Всё это напротив железнодорожного вокзала, так сказать, лица города. Больница рассчитана на приём 101 тысячи человек [в год] и представляет собой печальное зрелище. Травмпункт на Джамбула рассчитан на 100 тысяч посещений в год, а принимает 300. Туберкулёзный диспансер – та же проблема. Когда будет отведён участок, когда будет готов проект, когда начнётся строительство?»
Что касается диспансера, то часть ответов уже есть – учреждение планируют построить в посёлке Парфёновка Иркутского района, разработанную в 2018 году проектно-сметную документацию пересматривают. Трамвпункт, по всей видимости, пока остаётся одним из тех медицинских учреждений, которые даже в областном центре расположены в бараках. А для нового здания больницы № 5 местные власти предлагают либо участок, цена которого превышает стоимость объекта, либо земли с обременением. «Уже разговаривали с временно исполняющим обязанности губернатора Игорем Кобзевым – строительство больницы запланировано, – заключила Ледяева. – Но вопрос с землёй остаётся открытым. По этому поводу мы ещё будем встречаться с депутатами и мэром, решать вопросы в целом по Иркутску».
В области, впрочем, остаются ещё девять городских округов и 33 района, в каждом из которых существуют аналогичные проблемы. Амбулатория в посёлке Тельма Усольского района, к примеру, расположена в ветхом здании без водопровода и канализации. «Было принято решение о переводе медицинского учреждения в здание бывшей тюрьмы для несовершеннолетних преступников, но ничего не происходит, – рассказал заместитель председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС Роман Габов. – И, честно говоря, не очень воодушевлённо это восприняли местные жители, потому что ни место, ни размер данного здания не соответствуют тем задачам, которые стоят перед здравоохранением». Будет ли возведена новая амбулатория в Тельме, Наталья Ледяева ответить затруднилась, но заметила, что в проект региональной программы включены строительство и реконструкция целого ряда медицинских учреждений, которые сегодня находятся в таком же состоянии. Точный их перечень и сроки завершения работ будут известны во втором полугодии.
«Все планы зависят от денег»
«По региональной программе нужно построить 331 фельдшерско-акушерский пункт, при этом с 2015-го по 2020 год суммарно построено 45, то есть по девять ФАПов в год, – указал, в свою очередь, заместитель председателя комитета по здравоохранению и социальной защите ЗС Артём Лобков. – Если темпы строительства останутся такими же, мы, конечно, эту задачу не выполним». Чтобы этого не произошло, во фракции «Единой России» в Законодательном Собрании, мнение которой обнародовал депутат, предлагают прежде всего наладить взаимодействие между министерствами, причастными к реализации программы, и назначить ответственным или кого-то из вице-премьеров, или самого председателя правительства Иркутской области. Сами фельдшерско-акушерские пункты следует строить «под ключ», сразу обеспечивая их необходимым оборудованием и не перекладывая решение этой задачи на плечи медицинских учреждений. При этом фельдшеров нужно обеспечить жильём, в том числе за счёт других региональных программ.
Законодательное Собрание в целом рекомендовало правительству Иркутской области утвердить региональную программу модернизации первичного звена здравоохранения. Это должно произойти до 1 июля. Ко второму полугодию будут ясны и перечень проектов, которые будут реализованы по программе, и объёмы финансирования. Депутат ЗС Александр Гаськов обратил внимание участников парламентского часа на то, что из 550 млрд рублей, предусмотренных в федеральном бюджете на модернизацию первичного звена здравоохранения, 95 миллиардов уже распределены. «Все сформированные планы зависят от денег», – заключил он.