издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Использовать колоссальный ресурс региона»

Иркутская область получит федеральные средства на защиту Байкальска от селей. Есть и договорённость о существенно большем объёме финансирования полномочий в лесной сфере, переданных на уровень региона. Об этом сообщил председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Государственной Думы Николай Николаев на сессии Законодательного Собрания Иркутской области. По его словам, есть возможность привлечь федеральное финансирование и для решения других проблем, но для этого новое руководство региона должно быть максимально активным.

Деньгами подкреплено менее 30% полномочий в лесной сфере, переданных с федерального уровня на региональный. «Это, конечно, колоссальная проблема, – констатировал Николаев. – Я уже поставил этот вопрос на трёхсторонней комиссии [по вопросам межбюджетных отношений]. С руководителем Рослесхоза [Сергеем Аноприенко] мы в конце декабря подписали «дорожную карту», по которой будет изменена методика распределения субвенций. Согласно ей, до июля этого года будут приняты изменения в Лесной кодекс и, самое главное, во все необходимые нормативно-правовые акты правительства России, чтобы значительно увеличить финансирование и приблизить его к реальной потребности».

«Деньги и возможности есть»

Это лишь одна из проблем Иркутской области, для решения которой требуются в том числе федеральные деньги. Паводок в конце июля показал, сколь велика угроза схода катастрофических селей, которые запросто могут смыть в Байкал значительную часть накопленного загрязнения БЦБК. Для того, чтобы она стала реальностью, не хватило считанных миллиметров осадков. А для расчистки русел Бабхи, Большой и Малой Осиновок, Солзана и Харлахты, протекающей в непосредственной близости от полигонов с накопителями шлам-лигнина, вместе со строительством дамб и других селезащитных сооружений требуется несколько сотен миллиардов рублей. Необходимая для этого проектная документация уже есть, дело за «малым» – деньгами на выполнение работ.

«Буквально перед отъездом в Иркутск я был у министра природных ресурсов [и экологии России Дмитрия] Кобылкина – нам дополнительно выделяют 59 миллионов рублей из нераспределённого фонда для проведения противоселевых мероприятий», – сообщил Николаев. Кроме того, Федеральное агентство водных ресурсов готово направить в Иркутскую область 106 млн рублей на расчистку русел рек, протекающих по территории двух и более регионов. Байкальск это не затрагивает, но касается Ангары, Лены, Подкаменной Тунгуски с их притоками.

В то же время селезащита остаётся лишь одной из проблем, связанных с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом. Ещё одна – чёрный щёлок, накопленных в цехе очистных сооружений предприятия. Согласно предварительным материалам инженерных изысканий 2018-2019 годов, которые опубликовало ООО «ВЭБ Инжиниринг», в аэротенках, аварийных накопителях, отстойниках, резервуарах и других гидротехнических объектах цеха очистных сооружений БЦБК находится более 173,3 тыс. кубометров щёлокосодержащей жидкости и 35,8 тыс. кубометров осадка. В них содержится 27 видов загрязняющих веществ, в том числе фенолы, нефтепродукты, ртуть и свинец. «К сожалению, многие годы эта история замалчивалась, – отмечает Николаев. – Сегодня мы о ней рассказываем всем. Очень надеюсь, что в этом году дело сдвинется с мёртвой точки. Тем более что все деньги и все возможности для этого есть». Сверх того нужна ещё политическая воля, недостаток которой демонстрировал прежний состав правительства Иркутской области во главе с губернатором Сергеем Левченко.

Руление на взлёт?

То же касается реконструкции аэропорта Иркутска, предусмотренной указом президента РФ от 31 декабря 2014 года «О повышении эффективности авиатранспортного обеспечения Иркутской области». В федеральном бюджете на это было предусмотрено 23 млрд рублей, ещё 20 млрд предполагалось привлечь за счёт государственно-частного партнёрства, участников которого планировали определить в результате конкурса. Однако при предыдущем губернаторе он не был проведён – более того, соглашение о строительстве нового терминала в нарушение антимонопольного законодательства было заключено без каких-либо торгов. Как следствие, модернизация аэропорта так и не была начата, а регион не только не получил ни рубля частных инвестиций, но и лишился федеральных средств, заложенных в целевую программу развития транспортной системы. «Я очень надеюсь, что вопрос с аэропортом решится в ближайшее время, – заключил депутат Госдумы. – Мы не раз говорили о необходимости проведения конкурса для того, чтобы использовать этот колоссальный ресурс региона».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры