издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Хотел проучить водителя»

Областной суд приговорил иркутянина, который использовал автомобиль в качестве орудия убийства, к 15 годам строгого режима

Трагедия случилась 8 октября 2018 года в 12 часов дня на улице Мира в областном центре. В районе автозаправки «ОМНИ» джип «Тойота Ленд Крузер 100» сделал вдруг резкий выпад влево и на огромной скорости протаранил автомобиль «Киа Рио», который спокойно ехал в том же направлении по другой полосе. Маленького «корейца» ударом отбросило на встречную полосу, где он лоб в лоб столкнулся с автомобилем «Мицубиси Лансер». А джип, не останавливаясь, полетел дальше.

Всё это произошло в считанные секунды. Водитель «Мицубиси» через несколько часов скончался в больнице, не приходя в сознание. Женщину и двух её детей, ехавших в «Киа Рио», медикам удалось спасти. Одному ребёнку в ДТП был причинён вред здоровью средней тяжести, жизнь другого оказалась под угрозой. А их маму хирургам, как выразился один из участников процесса, пришлось буквально «собирать по кускам» – она стала инвалидом.

Автора смертельного манёвра на дороге полиция вычислила сразу: на автозаправке и расположенных по соседству складах магазина «Виноград» установлены камеры видеонаблюдения, запечатлевшие трагическую ситуацию с разных сторон. Хозяином джипа оказался нигде не работающий Сергей Поляков 1977 года рождения. Задержали его на следующий день на даче у подруги в посёлке Стеклянка. Скрывшись с места преступления, он отправился к ней пить водку. Когда запас спиртного закончился, поехал на своём джипе в магазин, но наткнулся на экипаж ГИБДД. На требование остановиться отреагировал своеобразно: прибавив скорость, от стражей порядка скрылся, а потом бросил машину и двинул пешком – всё за той же водкой. Но ушёл недалеко.

Следствие не стало вменять Сергею Полякову нарушение Правил дорожного движения, повлёкшее по неосторожности тяжкие последствия, как это нередко бывает при ДТП. Владелец джипа был сразу обвинён в убийстве и умышленном причинении вреда здоровью потерпевших различной степени тяжести, совершённых общеопасным способом с применением предмета, используемого в качестве оружия, а также умышленном повреждении чужого имущества со значительным ущербом. По записям с камер видеонаблюдения видно, что наезд он совершил преднамеренно. «С преступным умыслом, на почве внезапно возникших неприязненных отношений, из мести», как прозвучало позже в приговоре суда.

Да задержанный и отпираться не стал. «В районе остановки «Узловая» при перестроении меня подрезал автомобиль. Я разозлился и стал его преследовать. Хотел проучить водителя. Догнал около автозаправки «Омни». Резко дёрнул руль влево, развил скорость примерно до 100 километров в час. Подрезая автомобиль, думал, что он просто пересечёт встречную полосу и улетит в кювет. Есть ли на встречной полосе движение, я не смотрел», – так он объяснил свой дорожный кульбит. При этом категорично заявил, что вину не признаёт, хотя и сожалеет о том, что в результате ДТП погиб человек. «Но ведь умысла на убийство у меня не было. Я просто хотел проучить водителя, он же меня подрезал», – твердил Поляков на допросах и при проверке показаний на месте. Так и стоял на своём праве учить уму-разуму водителей всяких там бюджетных легковушек, которые смеют столь непочтительно вести себя на дороге по отношению к владельцам крутых джипов. «От ДТП никто не застрахован», – говорил Поляков назидательно. А когда подсудимому предоставили последнее слово перед приговором, он привёл несколько примеров автоаварий с тяжёлыми последствиями, в том числе и со смертельным исходом. Мол, дело-то житейское, сурового наказания не заслуживающее.

Действительно, до сих пор Полякову фактически сходили с рук многочисленные нарушения – не только Правил дорожного движения, но также Административного и Уголовного кодексов. Он рассказал следователю, что несколько раз привлекался к административной ответственности за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. «Три или четыре раза, кажется», – «уточнял» подследственный. По этой причине лишался водительских прав «вроде в 2013 и 2014 годах». Видно, что подобное «наказание» водителя не сильно-то печалило и уж точно ничему не научило – он так и продолжал садиться за руль в подпитии. Перед задержанием, например, по этому уголовному делу пьяным ездил в магазин за водкой. Да и «карательные меры» в отношении подрезавшего его автомобиля предпринял, похоже, не на трезвую голову.

Правда, суд не вменил Полякову состояние алкогольного опьянения в качестве отягчающего наказание обстоятельства. Ведь задержали его лишь через сутки после совершения преступления, и не было стопроцентной уверенности, что на грудь он принял до того, как решил протаранить легковушку. Но сам Поляков на допросах чистосердечно признавался: «Выпивать начал ещё 7 октября в компании, а 8-го на даче в Стеклянке с раннего утра выпил 6-7 литров пива, затем поехал в Иркутск по делам. Когда возвращался, меня и подрезал белый автомобиль, после чего я решил проучить водителя». «Супруг, бывало, садился за руль в состоянии алкогольного опьянения, однако не часто», – свидетельствовала жена Полякова. С мужем она находилась на грани развода и не сочла нужным скрывать, что «он, когда выпьет, становится неадекватным, дурным, может даже ударить». По этой причине возбуждалось уголовное дело, которое позднее было прекращено в связи с примирением сторон. «Злоупотребляю спиртным обычно в летнее время, ухожу в запой на 2-3 месяца, остальное время практически не пью», – поставил себе «диагноз» подсудимый, тогда как судебно-психиатрическая экспертиза выявила у него алкогольную зависимость средней стадии, от которой он безуспешно «кодировался».

На трезвую голову или по пьяни, но преступные действия Сергей Поляков совершил умышленно. «У суда после исследования представленных доказательств не осталось на этот счёт никаких сомнений», – говорит государственный обвинитель Людмила Инютина.

– Подсудимый имеет солидный водительский стаж, более 22 лет, – поясняет старший прокурор отдела гособвинителей областной прокуратуры. – Он даже армейскую службу проходил в автобате, а позднее работал автомехаником, хорошо разбирается в транспортных средствах. И, конечно, был в состоянии оценить технические характеристики и скорость автомобилей при столкновении. Джип весит более двух тонн, а масса «Киа Рио» как минимум вдвое меньше. При этом водитель внедорожника развил скорость, которая значительно превышала разрешённую, – более 85 километров в час, как определили эксперты. Подсудимый, безусловно, предвидел и сознательно допускал, что в случае наезда и тарана легковой автомобиль изменит траекторию движения и вылетит на встречную полосу. А это создаст угрозу жизни и здоровью – как тех, кто находился в «Киа Рио», так и других участников движения: водителей, пассажиров проезжающих машин, пешеходов. На встречной полосе в это время было большое движение. Но к наступлению общественно опасных последствий подсудимый относился безразлично. В его действиях, без сомнения, есть преступный умысел.

Умысел «догнать и наказать», пусть даже ценой человеческих жизней. Только вот «обидчика» своего Поляков толком не запомнил. «Это был автомобиль светлого цвета, то ли белый, то ли серый, марку я не заметил. За данным автомобилем я следил и на какое-то время потерял из виду, так как был большой поток транспорта, потом снова нашёл», – рассказывал обвиняемый на допросах. Вполне возможно, что кара за неуважительное отношение к «царю на дороге» досталась «не тому». Во всяком случае, пострадавшая уверяет, что при перестроении во второй ряд у остановки «Узловая» она убедилась в безопасности манёвра, посмотрев в боковое зеркало, никому из водителей помех не создала, недовольных не заметила. Но главное, что и камеры видеонаблюдения не зафиксировали на этом участке дороги момент, когда корейская легковушка подрезала бы японский джип. Не было такого. Пригрезилось его крутейшеству.

Свои показания Поляков в ходе процесса пытался менять, противоречия объяснял тем, что на первом допросе был пьян. Позднее стоял на том, что хотел проучить водителя «Кио Рио», тоже подрезав его машину, – поступить так же, как с ним поступили. «Основными доказательствами вины подсудимого в совершении умышленных преступлений стали заключения автотехнической, видеотехнической, физико-химической экспертиз, а также видеозаписи с камер наблюдения и основанные на этих материалах выводы специалистов, – поясняет государственный обвинитель. – Объективные доказательства свидетельствуют о том, что на «Кио Рио» был совершён преднамеренный наезд. Никаких помех на дороге для джипа не было, как и нужды в перестроении. Это первое в моей многолетней практике уголовное дело, когда в качестве орудия убийства использовался автомобиль».

По словам прокурора, предотвратить последствия удара ни водитель «Киа Рио», ни водитель «Мицубиси Лансера» не имели возможности.

Всё случилось так быстро, что у них не было даже нескольких секунд, чтобы среагировать на опасную ситуацию. Между тем оба пострадавших были исключительно дисциплинированными водителями, никогда не привлекались к ответственности за нарушения Правил дорожного движения, имели приличный стаж управления транспортными средствами (15 и 10 лет соответственно). Но это не помогло им избежать беды. Александра Евламова в городскую клиническую больницу № 3 привезли с места ДТП с тяжёлой сочетанной травмой: с открытым многооскольчатым переломом бедра, повреждениями грудной клетки и живота, разрывом кишок, открытой черепно-мозговой травмой, переломом ключицы. Той же ночью он скончался. Сотрудник ГУ ФСИН России по Иркутской области был убит, когда ехал на военно-врачебную комиссию для аттестации на должность офицера. Ему было всего 27 лет, у виновного в преступлении сын почти такого же возраста. Жанне Сергеевне, водителю «Киа Рио», было 39 лет, она получила многооскольчатые переломы бедренных костей, голеней, локтевой кости, пяти рёбер. От травматического шока она очнулась на месте ДТП лишь на пару минут, чтобы узнать, спасли ли её детей. Когда удостоверилась, что сын и дочка живы, их уже увезли на «скорой» в Ивано-Матрёнинскую больницу, опять потеряла сознание. На сегодняшний день Жанна Сергеевна перенесла уже с десяток операций, но ей предстоит ещё длительное лечение. В тот злополучный день женщина везла ребятишек в гимназию на занятия, никуда не спешила, дорога была ей хорошо знакома. «Светило солнце, и у меня было прекрасное настроение», – рассказывала потерпевшая, которая чудом осталась жива, но стала инвалидом 2 группы. Травма, полученная в тот день её дочерью-шестиклассницей, отнесена экспертами к категории повреждений, причинивших «тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности в будущем не менее чем на треть». Восьмилетнему сыну повезло больше – его здоровью причинён так называемый «вред средней тяжести по длительности расстройства».

Когда обвиняемого в особо тяжких преступлениях спросили, почему он скрылся с места происшествия, не оказал помощь пострадавшим, он ответил: «Да я в зеркала не смотрел. Самого удара не почувствовал, поехал дальше. Только на следующий день увидел выложенный в соцсетях ролик про ДТП со смертельным исходом, подруга показала. Ну сидел, думал, чё теперь делать». «И к каким выводам пришли?» – поинтересовался следователь. «Да ни к каким», – пожал плечами Поляков. Супруга Полякова заметила на следствии, что свой автомобиль он любит больше, чем собственную семью. Что уж говорить о чужих людях, не испытывающих должного пиетета перед его горячо любимым джипом.

«Суд постановил обратить автомобиль осуждённого в счёт возмещения ущерба потерпевшим по гражданским искам и взыскать моральный вред на общую сумму 4,8 миллиона рублей. Назначенное судом наказание за совершение умышленных преступлений в виде лишения свободы сроком на 15 лет виновному предстоит отбывать в колонии строгого режима», – говорит государственный обвинитель. По словам Людмилы Инютиной, осуждённый признал ущерб, как и тот факт, что именно его действия повлекли тяжкие последствия. Но вину в умышленных преступлениях отрицал до последнего.

Приговор ещё не вступил в законную силу и, вероятно, будет обжаловаться.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры